Фрагмент для ознакомления
2
Исследовательский интерес к стереотипам общественного сознания диктуется реальной ситуацией, вытекающей из все более искаженного формирования образов восприятия человеком окружающей действительности. Важность изучения психологических особенностей стереотипного мышления и восприятия действительности, диктуется кардинально изменившимися условиями функционирования средств массовой коммуникации, усиливших всевозможные попытки манипулирования сознанием.
Значительную роль в формировании стереотипов играет то, каким представляют образ успешных мужчин и женщин в медиа, массовой культуре и политике. Абсолютное большинство (83%) успешных людей, которых назвали россияне во время опроса, оказались мужчинами. Особенно доминирование мужских образов заметно в политике (было названо только 4% женских имен), бизнесе (1%) и цифровой экономике (1%). Женщин чаще ассоциируют с успехом в шоу-бизнесе (33% женских имен) и блогерстве (32%), искусстве (19%), журналистике (18%) и спорте (15%) — ну и тут их называют гораздо реже мужчин.
Все когнитивные процессы в нашем мозге взаимосвязаны. Особое внимание хочется уделить памяти, которая является неотъемлемой частью нашей жизни, так как она позволяет человеку оставаться самим собой, хранит представления о нашем окружении и о наших способностях, а также играет важную роль в восприятии нами действительности.
Постоянная апелляция общества к гендерной идентичности человека заставляют задуматься о причинах гендерной стереотипизации, механизмах влияния гендерных стереотипов на статус женщины и мужчины в обществе, на уровень притязаний и достижений, а также на представления о физических и умственных способностях мужчин и женщин. Гендерные стереотипы, как упрощенные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин, проявляют себя во всех сферах жизни человека: в самосознании, в межличностном общении, в межгрупповом взаимодействии, в трудоустройстве. Как и любые другие социальные стереотипы, они определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации.
Поэтому важным является ответ на исследовательский вопрос: каким образом гендерный стереотип или установка может повлиять на трудоустройство.
Феномен стереотипизации, гендерные стереотипы описываются в работах таких авторов, как У. Липпман, В.С. Агеев, Г.А. Берулава, Т.Б. Рябова, Л.Г.Титаренко, Д.Майерс, С. С. Гордеева и других.
В зарубежной психологии феномен тревожности изучался такими авторами, как З. Фрейд, А.Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливен, Э. Фромм, К.В. Спенс и Дж.Тейлор, Р. Мэй, К. Роджерс, К. Изард, Ч.Д.Спилбергер. В отечественной психологии феномен тревожности рассматривался такими авторами, как В. К. Вилюнас, С. Л. Рубинштейн, А.И. Захаров, В.В. Суворова, А.М. Прихожан.
В научной мысли немало внимания уделено статистике, исследованиям стереотипизации в отношении женщин при трудоустройстве, но считаю необходимым обобщить материалы и выделить главное. В связи с этим была выбрана тема данной курсовой работы – «Взаимосвязь гендерных стереотипов и трудоустройства».
Объект исследования – телеграм-канал для помощи женщинам при трудоустройстве.
Предмет исследования – взаимосвязь гендерных стереотипов и пространственной тревожности.
Цель исследования – определить необходимость использования разрабатываемого проекта
Задачи исследования:
1. Изучение стереотипа, как социально-психологический феномена. Особенности гендерных стереотипов в отношении женщин.
2. Рассмотрение влияния стереотипов на трудоустройство. Виды профессий наиболее подверженные влиянию.
3. Анализ позитивных и негативных сторон стериотипизации при трудоустройстве женщин
Теоретические основы исследования:
- теоретические положения о стереотипизации и гендерных стереотипах У. Липпмана, Т.Б. Рябовой, Л.Г.Титаренко;
- теории тревожности К. Изарда, А.М. Прихожан, Ч.Д.Спилбергера;
- теоретические положения о памяти, рабочей памяти А.Н.Леонтьева, П.И. Зинченко, A. Baddeley & G.J. Hitch;
Теоретическая значимость результатов исследования определяется проблематизацией и теоретическим обоснованием взаимосвязи гендерных стереотипов, тревожности и мнемических процессов. Теоретическое значение имеют: раскрытие сущностных характеристик гендерных стереотипов, тревожности и пространственной тревожности, памяти и рабочей памяти, пространственных способностей.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы изучения взаимосвязи гендерных стереотипов и трудоустройства
1.1 Стереотип, как социально-психологический феномен. Особенности гендерных стереотипов в отношении женщин.
Стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - "застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту. [1]
Социальный стереотип, как правило, понимается как упрощенное, схематичное, эмоциональное окрашенное и крайне устойчивое изображение какой-нибудь социальной группы или общества, легко распространяемое на всех представителей ее. Нередко для определения социальных стереотипов подчеркивается его цельность, яркая оценочная и ценностная окраска, нагрузка на так называемые ошибочные компоненты и так далее. Другие случаи акцентируют на его динамических характеристиках – устойчивости, ригиды, консервативности, свидетельствующих о способности успешно противостоять любым данным, направленным на изменение его. Общее место в определении социальных стереотипов - признание их преимущественно отрицательным явлением.
Впервые введен термин «социальная стереотипия» У. Липпен, который имеет знание предмета для его восприятия и оценки при непосредственной связи. Липпман считает, что стереотипы упорядочены, схематизированы культурой «картинки» мира «в голове» человека, экономящие его силы в воспринятии сложного социального объекта, защищая его ценность, позицию и право. С тех пор были предложены огромные определения социальных стереотипов. В соответствии с теоретической ориентацией автора на первое место выдвигается соответствующий аспект этого социального и психологического феномена.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Костикова, И.В. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / И. В. Костикова, А. А. Костикова // Профессиональное образование в современном мире. — 2017. — № 4. — С. 1498-1504. — ISSN 2224-1841. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/314979
2. Ростовская, Т.К. Инструментарий для проведения глубинного интервью с целью исследования внутренней мотивации репродуктивного, матримониального, самосохранительного и миграционного поведения / Т. К. Ростовская, Е. Н. Васильева, Е. А. Князькова // Вопросы управления. — 2021. — № 1. — С. 103-117. — ISSN 2304-3369. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/314113
3. Морозкина, Т. В. Межкультурная коммуникация. Intercultural Communication. Interkulturelle Kommunikation : учебник / Т. В. Морозкина, Я. Русинякова. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2020. — 244 с. — ISBN 978-5-907216-20-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171058
4. Психологические основы педагогической деятельности. Практикум : учебное пособие / составители Е. В. Гордиенко [и др.]. — Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-00102-466-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199973
5. Методы социально-психологического исследования: практические занятия : учебно-методическое пособие / составитель В. В. Колосова. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2022. — 40 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/344642
6. Толстых, Л. Р. Социальная психология : учебное пособие / Л. Р. Толстых. — Чита : ЗабГУ, 2020. — 140 с. — ISBN 978-5-9293-2542-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173657
7. Грязнова, А. Т. Методология и практика лингвокультурологического анализа : учебно-методическое пособие / А. Т. Грязнова. — Москва : МПГУ, 2020. — 240 с. — ISBN 978-5-4263-0877-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252971
8. Дискриминационные установки в современном обществе : монография / Р. М. Шамионов, Е. Е. Бочарова, Т. В. Бескова [и др.] ; под редакцией Р. М. Шамионова. — Саратов : СГУ, 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-292-04707-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/262736
9. Колесникова, О. А. Снижение гендерной асимметрии как инструмент повышения эффективности занятости молодых женщин с высшим образованием : монография / О. А. Колесникова, О. А. Зенкова. — Воронеж : ВИВТ, 2021. — 275 с. — ISBN 978-5-4446-1633-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/219473
10. Мишина, В. И. Социология : учебно-методическое пособие / В. И. Мишина, О. Г. Кордюкевич. — Новополоцк : ПГУ, 2020. — 196 с. — ISBN 978-985-531-699-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176973
11. Туденческая молодежь как объект и субъект гендерной стереотипизации / Ю. Г. Тищенко, Y. G. Тishchenko, И. А. Тищенко [и др.] // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. — 2021. — № 1. — С. 77-84. — ISSN 2075-2067. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/340100
12. Другова, Д.В. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СТЕРЕОТИПНЫХ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ РЕКЛАМЕ / Д. В. Другова, D. V. Drugova, М. В. Голомидова // Новые горизонты русистики. — 2021. — № 13. — С. 18-23. — ISSN 2522-1787. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/340988
13. Бученкова, Э.О. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ / Э. О. Бученкова // Наука. Общество. Государство. — 2019. — № 3. — С. 144-149. — ISSN 2307-9525. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/316418
14. Турсалиева, Г.Ж. Роль гендерных стереотипов в формировании этнокультурной идентичности молодежи / Г. Ж. Турсалиева, Ш. А. Костюк // Бюллетень науки и практики. — 2022. — № 4. — С. 516-522. — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/326159
15. Российская психолингвистика: итоги и перспективы. Материалы XX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 27–28 мая 2022 г : сборник научных трудов. — Москва : ММА, 2022. — 198 с. — ISBN 978-5-209-11267-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/290405
16. Колесникова, О. А. Снижение гендерной асимметрии как инструмент повышения эффективности занятости молодых женщин с высшим образованием : монография / О. А. Колесникова, О. А. Зенкова. — Воронеж : ВИВТ, 2021. — 275 с. — ISBN 978-5-4446-1633-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/219473
17. Михайловская, С. А. Управление человеческими ресурсами : учебное пособие / С. А. Михайловская. — Чита : ЗабГУ, 2022. — 152 с. — ISBN 978-5-9293-3090-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/363353
18. Психология девиантного поведения в молодежной среде : монография / С. Г. Корлякова, О. С. Никабадзе, О. С. Погребная, О. С. Прилепских. — Ставрополь : СГПИ, 2020. — 208 с. — ISBN 978-5-907425-05-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193088
19. Фармацевтическая санология как стратегический ресурс профилактики профессиональных заболеваний : монография / А. Г. Петров, В. А. Семенихин, Г. Т. Глембоцкая [и др.]. — Кемерово : КемГМУ, 2020. — 271 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/275873
20. Деревянченко, В.С. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ / В. С. Деревянченко // Вестник Омского университета серия "Психология". — 2021. — № 4. — С. 57-66. — ISSN 2410-6364. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/323705
21. Коропец, О.А. Идентификация потенциальных зон воздействия глобальных экономических и социальных рисков на сферу трудовых отношений / О. А. Коропец, А. С. Мельникова, М. С. Меньшикова // Вопросы управления. — 2020. — № 6. — С. 60-70. — ISSN 2304-3369. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313607
22. Иванова, Н.Б.; Ковалев, В.В.; Сажина, Л.В. Конфликтный характер моделей вождения автомобиля в российском обществе: влияние фактора гендерных стереотипов // ИВД. 2015. №3. 12 с
23. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы. Евразийское женское сообщество. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eawfpress.ru/about/organizatsiyam/strategia2017.php
24. Навольская, Д.В. Особенности влияния гендерных стереотипов на выбор военной профессии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №105. С 176-179