Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический анализ подходов к исследованию взаимосвязи родительского отношения и коммуникативных навыков младших школьников
1.1. Основы развития межличностной коммуникации в психологопедагогической литературе
Термин «коммуникация» был введен в широкий научный оборот в начале XX в.; примерно в это же время он приобрел социальное звучание, что было связано с его использованием в различных областях социальногуманитарного знания.
Сегодня существует множество различных определений коммуникации. Но в рамках данной работы мы представим только те, которые близки к социологическому пониманию. Коммуникация (от лат. commuriicatio - сообщение, передача) - общение, обмен мыслями, информацией, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому [6].
И.П. Яковлев ввел в понятие коммуникации как науки место и роль коммуникации в обществе, ее развитие и структуру коммуникативных процессов и т.д. Бакстер, Силларс и Вангелисти определили коммуникацию как средство, с помощью которого люди строят и развивают свои взаимоотношения.
В 1948 году американский политолог Г. Лассуэлл упростил модель коммуникационного процесса. Он включил в этот процесс пять элементов: коммуникатор (кто передает сообщение), само сообщение (что передается), канал передачи сообщения (как осуществляется передача), аудитория (кому отправляется сообщение), эффективность (с каким эффектом).
Г. Лассуэлл рассматривал процесс коммуникации как субъектно-объектные отношения 5: коммуникант (передающий субъект), сообщение (передаваемый объект), получатель (принимающий субъект). Исходя из этого, коммуникация понимается как вид взаимодействия между субъектами, опосредованный некоторым объектом [1].
В процессе взаимодействия людей друг с другом коммуникация определяет следующие цели: обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами, улучшение межличностных отношений в процессе обмена информацией, создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными лицами, группами и координации их задач и действий [11].
Основные функции:
1. Информационная функция - обмен сообщениями, мнениями и т.д., которые осуществляются между коммуникантами;
2. Социальная функция - обеспечивает формирование и развитие культурных навыков межличностных отношений людей; формирует мнения;
3. понимание окружающей действительности определяет реакцию на события в этой окружающей действительности;
4. экспрессивная функция - обеспечивает эмоциональность партнеров по речевому взаимодействию, проявляется в выражении чувств и переживаний в процессе общения вербальными и невербальными средствами;
5. Прагматическая функция - определяет правила поведения и деятельности участников коммуникации, координирует их совместные действия; интерпретативная - обеспечивает понимание намерений, установок, переживаний, состояний партнера [2].
Общепринятой классификацией является классификация видов коммуникации, основанная на уровне или контексте, в котором она осуществляется. По этому признаку чаще всего выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую. В первом абзаце мы остановимся на межличностной коммуникации.
Проблема развития межличностной коммуникации широко раскрыта в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Г.М, Андреева, А.Г. Асмолова, А.А. Леонтьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, В.Н. Куницына, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.; австрийскоамериканского психолога Пауля Вацлавика, Эрика Леннарда Берна - американского психолога.
Теоретической основой межличностного общения является теория речевой деятельности, поскольку вербальные средства коммуникации играют важную роль в процессе межличностного взаимодействия. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, речевая деятельность базируется на психологических характеристиках теории поведения. Они определили мотив и цель как ключевые факторы речевого общения, где мотив выполняет функцию побуждения субъекта к деятельности; он может быть сознательным, но может быть и бессознательным, а цель в большинстве случаев осознана. В процессе осуществления межличностного общения важно уметь разгадывать мотивы партнера, особенно если смысл его высказываний неясен. Кроме того, во время речевого взаимодействия может быть спровоцировано изменение собственной точки зрения и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией.
Социальной основой мотивов являются социальные отношения. Мотивационная основа межличностного общения может быть изучена на основе разработанных мотивационных теорий: мотивационных теорий равновесия и мотивационных теорий удовлетворения потребностей [19].
Анализ межличностного общения подразумевает изучение условий (при которых), средств представления знаний, идей (с помощью которых) субъективный опыт одного субъекта может быть передан другому субъекту и более или менее правильно им интерпретирован. Итак, важно выявить и описать различные предпосылки и условия успешного, неуспешного общения. Межличностное общение считается успешным и эффективным, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наибольшей степени. Безусловно, коммуникативная компетентность коммуникаторов способствует достижению этого общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в процессе межличностного общения:
1. способность предвидеть коммуникативную ситуацию и ориентироваться в ней;
2. способность находить тему общения, определять коммуникативную структуру и достигать коммуникативной цели;
3. умение анализировать не только личный психологический потенциал, но и потенциал вашего партнера;
4. умение устранять препятствия в общении, с точки зрения психологических особенностей (психологический барьер в общении), устранять излишнее напряжение, эмоционально адаптироваться к ситуации.
Американский психолог, психотерапевт П. Вацлавик описал некоторые свойства коммуникации, имеющие существенное практическое значение в контексте межличностного взаимодействия, названные "Аксиомами человеческого общения". Также в своем исследовании П. Вацлавик выделил "патологическую коммуникацию" и определил ее как осложнения, которые могут привести к трудностям (тупикам) межличностного общения.
Межличностная коммуникация - это процесс одновременного вербального взаимодействия и влияния двух коммуникантов друг на друга.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин В.А. Психология раннего детства.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов, Ростов н/Д, изд-во «Феникс.
3. Афиногенов A.M., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников. — М.: МИОО, 2017, — 85 с.
4. Беспалъко В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 2017. -160 с.
5. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М: Наука, 2017. — 480 с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М: Просвещение, 2017. — 195с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для пединститутов / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 2017. — 288 с.
8. Вхутемас. Коммуникативные навыки младших школьников [Текст] / Вхутемас. – М.: Просвещение, 2018. – 168 с.
9. Выготский Л.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 2017.-500 с
10. Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Гуровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 594-595.
11. Душа, И. В. Детско-родительские отношения и коммуникативные навыки младших школьников [Текст] / И. В. Душа // Вопросы психологии. – 2018. – №1. – С. 14-19.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 2017.-240 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 2017. — 544 с.
14. Землянская E.H. Чугреева М.К. Учебные проекты средних дошкольников: Роль родителей // Начальное образование. — 2017. — № 5. — С. 31−34
15. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. — 2017.-№ 7.-С. 73−84.
16. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2017
17. Карабанова, О. А. (2019) В поисках оптимального стиля родительского воспитания. Национальный психологический журнал, № 3 (35), с. 71-79.
18. Лифшиц Б.А. Родительская психология: Как мы воспитываем своих детей? - М.: Альпина Паблишер, 2018.
19. Малкова, Е. В. Коммуникативные навыки младших школьников и особенности детско-родительских отношений [Текст] / Е. В. Малкова // Воспитание и образование. – 2019. – № 2. – С. 24-30.
20. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.- 192с.
21. Ушакова О.М. Методические рекомендации к формированию коммуникативных навыков учащихся начальной школы. // Современная наука. 2020. № 5. C. 99-102.
Шадрина К.В., Разоренова Т.Г. Опыт формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. // Современные исследования социальных проблем. 2019. № 12. С. 162-169.
22. Широшникова И.В. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в процессе обучения русскому языку. // Вестник Московского городского педагогического университета. 2018. № 2. С. 129-135.