Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе роль маркетинга становится все более важной. Появляются новые маркетинговые стратегии и совершенствуются уже существующие, что говорит о существенном развитии маркетинга как науки.
На данный момент, потребитель является важным элементом системы маркетинга. Именно потребителем принимается решение о приобретении того или иного товара. Опыт зарубежных предприятий указывает на зависимость успеха на том или ином рынке как от производственных и финансовых ресурсов маркетинга, так и от использования маркетинга, направленного на платежеспособный спрос, а именно на потребителя. В результате этого, ориентация на потребителя становится одним из главных приоритетов многих компаний.
Актуальность исследования заключается в том, что для успешного продвижения на рынке, предприятию необходимо понимать потребности покупателей. С этими целями проводятся исследования, направленные на изучение потребителей. Изучение типологии и поведения потребителей необходимо для выявления схожестей в поведении, привычках и образе жизни покупателей. Это позволяет предприятию выстраивать свою маркетинговую кампанию таким образом, чтобы устанавливать контакт с потребителями.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать характеристики и типологию потребителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические аспекты типологии потребителей.
2. Рассмотреть основные признаки, на основании которых проводится классификация потребителей.
3. Проанализировать общие показатели, характеризующие потребителей.
Объектом исследования является типология потребителей.
Предметом исследования является поведение потребителей в условиях рынка.
Проведя анализ учебной литературы, можно сделать вывод, что данная тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего рассмотрения.
1. Теоретические аспекты типологии потребителей
1.1 Классификация потребителей по поведенческим стратегиям на рынке
Их можно разделить на пять типов:
1) Индивидуальные потребители, т.е. потребители, приобретающие товары только для личного пользования. В первую очередь индивидуальных потребителей интересуют потребительские качества товаров (полезность, относительная цена, внешние данные, внутренняя упаковка);
2) Семьи и домохозяйства - основные потребители продовольственных и непродовольственных потребительских товаров, за исключением одежды и предметов личного пользования. Решения принимаются совместно супругами или главой домохозяйства;
(3) Посредники покупают не для потребления, а для последующей перепродажи. Посредники заинтересованы как в потребительских, так и в производственных товарах. Их в первую очередь волнуют не потребительские качества товаров, а их обменные характеристики: спрос, абсолютная цена, рентабельность, скорость распространения, транспортная упаковка, срок хранения и т. д;
4) Менеджеры по закупкам или представители предприятий принимают решение о закупке промышленной продукции. Как правило, это специалисты широкого и узкого профиля, которые знают товар не хуже производителя. Процесс закупки четко формализован, обычно начинается с признания проблемы и заканчивается оценкой работы поставщика. При этом учитываются ценовые и качественные характеристики каждого товара, скорость доставки и транспортные расходы, полнота ассортимента, репутация производителя, квалификация ответственного лица и т. д;
5) чиновники и ответственные лица из государственных учреждений и органов власти, как правило, специалисты широкого профиля. Особенностью этого рынка является то, что власти используют государственные, а не собственные средства, и эта процедура формализована и забюрократизирована. Власти в первую очередь обращают внимание на такие качества производителей, как надежность, лояльность, личные связи и наличие влиятельных лоббистов [1].
1.2 Классификация по основным социально-демографическим признакам
Пол.
В большинстве случаев можно говорить о женских и мужских моделях, например, ботинки, джинсы, рубашки. Многие товары не имеют гендерной принадлежности. Однако пол потребителя очень важен: мужчины и женщины по-разному реагируют на один и тот же товар и имеют разные характеристики.
В социальной психологии концепция "четырех полов" описывает психологические типы мужчин и женщин, а также феминизированных мужчин и маскулинизированных женщин.
Возраст
1) Статистический подход - возрастные группы 5 или 10 лет;
2) Содержательный подход.
Младенцы" - до 1 или 3 лет;
'Дети' - от 1 до 6 лет; от 3 до 18 лет; от 1 до 21 года;
'Школьники' - от 6 до 16 лет, от 7 до 17 лет, от 6 до 18 лет;
'Подростки' - от 13 до 19 лет.
'Студенты' - от 16 до 23 лет, от 18 до 25 лет, от 16 до 30 лет;
'Юниоры' - от 15 до 30, от 21 до 28, от 25 до 39 лет;
'Робуст' - в возрасте от 16 или 18 до 55 или 60 лет;
'Взрослые' - от 16 до 60, от 18 до 65, от 21 до 65 лет;
'Среднего возраста' - от 25 до 75, от 30 до 60, от 30 до 50, от 35 до 42 лет;
'Seniors' - в возрасте 70+, 65+, 60+, 55+, 45+;
'Пенсионеры': 55-летние женщины, 60-летние мужчины;
'Пенсионеры': 85 лет и старше; 60 лет и старше.
3) Классический подход.
Младенчество" - до 7 лет, прорезывание зубов, изучение языка;
'Детство' - от 7 до 14 лет, начинается половое созревание и формируются основные физические навыки; и
"Подростковый возраст" - 14-21 год, развитие интеллекта и личности;
'Отрочество' - 21-28 лет, дети, собственная семья;
'Зрелость' - 28-35 лет, пик физической и психической формы;
'Средний возраст' - 35-42 года, пик интеллекта, построение карьеры;
'Зрелость' - 42-49 лет, непосредственное участие в управлении;
'Опыт' - 49-56 лет, период наивысших достижений, ответственности;
'Старость' - 56-63 года, время передавать лидерство молодым; 'пожилой возраст' - 56-63 года, время передавать лидерство молодым;
'Мудрость' - 63-70 лет, время подготовки к переходу в следующий мир; 'Мудрость' - 63-70 лет, время подготовки к переходу в следующий мир.
4) Когортный подход
1914 - 26 лет - "Дети войны и революции";
1927 - 39 лет. - 'Дети чугунных богов' и 'Оттепельная юность';
1940 - 53 года. - 'Дети войны' и 'Застойная молодость';
1954 - 67 лет. "Дети реформ" (Хрущев, Косыгин) и "перестроечная" молодежь;
1968 - 78 лет. 'Дети застоя' и 'кризисная' молодежь;
1979-89 гг. "Дети перестройки";
1990 - 2001. 'Дети кризиса'.
Доход
Верхние слои.
Верхний слой (высший класс, истеблишмент, элита) - небольшая группа формальных или фактических владельцев бизнеса с годовым оборотом более 1 млн долларов США и годовым доходом на домохозяйство более 60 000 долларов США.
Верхний второй уровень (высшее руководство и менеджеры) - это небольшая, но быстрорастущая группа относительно молодых (28-42 года) людей, получивших высшее образование по управленческим специальностям и де-факто управляющих ведущими компаниями. Их годовой доход составляет от 30 000 до 60 000 долларов США.
Средний класс.
Предприниматели - владельцы малого и среднего бизнеса. Их годовой доход составляет 10-40 000 долларов США.
Управленческий средний класс (директора, руководители департаментов, начальники отделов, заместители, старшие государственные служащие). Годовой доход домохозяйства - 5 - 15 тысяч долларов.
Независимые работники (интеллигенция, мастера: юристы, экономисты, бухгалтеры, учителя, журналисты, программисты, водители и т.д.) Годовой доход домохозяйства - 6 - 20 тысяч долларов.
Квалифицированные рабочие (разнорабочие, госслужащие, работники торговли и сферы услуг). Годовой доход домохозяйства - 4 - 10 000 $.
Пенсионеры, которые работают или имеют другой источник дохода. Годовой доход домохозяйства - 3 - 6 000 $.
Нижний уровень.
Пенсионеры, которые не работают. Годовой доход домохозяйства: 0,5 - 2 000 $.
Промышленные и сельскохозяйственные рабочие. Годовой доход домохозяйства: 15.000 - 25.000 $.
Безработные ("по статусу", "де-факто", "скрытые", неквалифицированные, случайные работники, случайные, без определенного рода занятий). Годовой доход семьи - 0,3-1,5 000 $ [2].
Уровень образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2019-824 с.
3) Идрисов Ш.А., Волкова Л.А. Маркетинг: учебное пособие. 2-е изд., доп. и испр. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2022. — 337 с.
4) Захарова, И. В. Маркетинг: учебно-практическое пособие / И. В. Захарова; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2019. – 138 с.
5) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2021. — 316 с.
6) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2019. —268с.
7) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2022. — 177 с.
8) Макаров А.М. Маркетинг: учебное пособие / Макаров А.М. - Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2022.-456с.
9) Маркетинг: основы, закономерности, перспективы развития: учебное пособие М.Г. Подопригора, Е.Л. Макарова Южный федеральный университет. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета; 2019. – 86 с.
10) Основы маркетинга: Учебное пособие / А.Н. Бобровников, С.Н. Волкова, И.Е. Замятина, В.А. Никольская. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2022.-348с.
11) Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2019. - 752 c.
12) Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, 2022. - 256 c.
13) Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2022. - 148 c.
14) Очковская М.С., Рыбалко М.А. Маркетинг: новые тенденции и перспективы: Учебное пособие. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 196 с.
15) Пичурин, И.И. Основы маркетинга. Теория и практика / И.И. Пичурин. - М.: Юнити, 2021. - 48 c.
16) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. - 415 с.
17) Реброва, Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2022. - 277 c.
18) Савватеев, Е.В. Экономика, организация, основы маркетинга в перерабатывающей промышленности: Учебное пособие / Е.В. Савватеев, В.В. Рокотянская, О.В. Мощенко. - М.: Инфра-М, 2022. - 128 c.
19) Секерин, В.Д. Основы маркетинга / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2022. - 288 c.
20) Синицына, О.Н. Основы маркетинга сферы услуг: Учебник / О.Н. Синицына. - М.: Академия, 2022. - 224 c.
21) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2022. -172 с.