Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В психологической науке проблема мышления выделилась в относительно самостоятельную область исследования в начале 20-х годов ХХ века, хотя была обозначена уже давно. Еще в период античности в философии возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельности мышления. Если Гераклит Эфесский (V век до н. э.) разграничивал ощущение и мышление, то Парменид (V век до н. э.) противопоставлял эти процессы, полагая, что только мышление может дать истинное и достоверное знание. С тех пор проблема мышления находилась в поле внимания ученых .
Проблема мышления и его развития остается наиболее актуальной в современной психологии. Это объясняется тем, что существует множество подходов к данной проблеме. В подростковом возрасте познавательные процессы продолжают совершенствоваться. Мышление в подростковом возрасте также отличается своими особенностями, закономерностями развития, знание которых дает возможность развивать интеллектуальные способности подростков.
Проблема развития мышления отражена в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ж.Пиаже и др. Развитие мышления в онтогенезе исследовалось в работах А.А. Аверина, И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова, Х. Ремшмидта, Д.И. Фельдштейна и др.
Целью данной работы является рассмотрение закономерностей развития мышления в процессе онтогенеза.
Задачи:
- рассмотреть сущность сознания и мышления в концепции Р. Декарта ;
- описать познание и мышление в трудах Р. Декарта ;
- изучить экспериментальные исследования мышления;
- описать проблему взаимосвязи мышления и языка;
- описать наглядно-действие и наглядно-образное мышление;
- рассмотреть развитие мышления в младшем школьном и подростковом возрасте.
Объект исследования – мышление и его закономерности развития в онтогенезе.
Предмет исследования – специфика развития мышления в онтогенезе.
Глава 1 Эволюция представлений о мышлении
1.1 Сущность сознания и мышления в концепции Р. Декарта
Возможность предвидеть последствия своих действий, а также явлений окружающего мира не появляется в процессе ощущения или восприятия, которые представляют нам информацию об единичном. Обобщение отдельных фактов и предметов позволяет нам сделать вывод, например, о других единичных явления и фактах. Данный скачок (переход) к общему от единичного и обратно происходит с помощью мышления, особого психического процесса.
Мышление как предмет изучения интересовал долгое время не психологов, а логиков и философов.
Особое место в процессе изучения мышления занимало противоборство идеализма и материализма.
В психологической литературе принято отмечать труды Рене Декарта как методологическое основание для становления научной психологии. В целом такая констатация, несомненно, является правильной, поскольку формулирование французским философом нового понимания души и машины тела безусловно оказало существенное влияние на развитие психологической мысли .
Существует непреложный факт, что до определенных пор психологии как специальной дисциплины просто не существовало.
Душа освещалась и объяснялась в учениях философов наряду с другими объектами (природа, космос и т.д.). Иногда утверждается, что, поскольку психология до середины XIX столетия как отдельная наука не существовала, философской психологией может именоваться вся совокупность представлений философов о душе (от Фалеса и Пифагора до конца XIX столетия). Показательно, что сам термин психология появляется лишь в начале XVI столетия, когда М.Марулич впервые его использует в названии своего труда. Декарт пересмотрел понимание души, в чем справедливо видят его непреходящую заслугу. Декарт использует метод «гипотетической реконструкции»: метод представляет собой воображаемый эксперимент– своего рода мысленный эксперимент. Рассмотрев и проанализировав устройство тела, Декарт приходит к выводу, что работу тела можно представить как работу машины. Иными словами, участие души в работе тела не нужно – ни растительная, ни животная функции души (тем более разумная) не участвуют в ее функционировании. «Область души» (по сравнению с Аристотелем) у Декарта существенно сокращается и сводится к мышлению.
Таким образом, создаются условия для появления нового понимания души – как сознания. Душа трактуется Декартом как мышление, трактуемое достаточно широко – в него включаются и собственно чистое мышление, и такие психические явления как сомнения, вынесение суждений и др. Обычно это обобщается термином сознание (который, отметим, Декарт не использует). Однако, важно (особенно для психологии), что Декарт включает в разумную душу (сознание).
Рисунок 1 - Иллюстрация к размышлениям. Рене Декарт.
По Декарту, мышление осуществляется непосредственно душой, то есть ничем кроме души. Заметим, что душа, согласно Декарту, бессмертна: «…наша душа имеет природу, совершенно независимую от тела, и, следовательно, не подвержена смерти одновременно с ним. А поскольку не видно других причин, которые могли бы ее уничтожить, то, естественно, из этого складывается заключение о ее бессмертии» .
Обратимся к вопросу об ощущениях, представлениях и т.п., которые, как мы видели, некоторые авторы склонны включать в «состав души».
Важнейшим в учении Декарта представляется вопрос о внешних и внутренних чувствах.
Только чувственные представления, запечатленные на шишковидной железе, Декарт предлагает относить к числу идей, полученных посредством органов чувств.
Рассмотрим чуть подробнее представления Декарта о механизме взаимодействия души и тела.
Декартовское учение предлагает оригинальное решение проблемы взаимодействия души и тела. Согласно Декарту, душа характеризуется тем, что имеет чисто духовную сущность, находящая выражение
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адашева А. Е. Проблема взаимосвязи мышления и языка// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50178156_72055947.pdf (дата обращения 18.12.2023)
2) Бачинин В. А., Декарт против Лютера: контрреформация мышления // Человек. — 2017. — № 4. — С. 127-130
3) Бэкон, Ф. Великое восстание наук // Соч., в. 2 т. – Т. 1. – М.: 1971.
4) Вайсгербер, Й.Л. Язык и философия. // Вопросы языкознания. - 1993. - №2. - С. 114-124.
5) Вильгельм фон Гумбольдт Избранные труды по языкознанию. Перевод с немецкого языка. М. Издательская группа «Прогресс», 2000.
6) Выготский, Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. – М: АСТ-Астрель, 2009.
7) Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М: Смысл, 2005.
8) Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: «Лабиринт»,1999. – 352 с
9) Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. Москва : Мысль, 1989.
10) Дмитриев Т.А. Человек-дух и человек-машина в философии Рене Декарта // Декарт Р. Человек / Пер. франц. Б.М. Скуратов; составление, примечания, послесловие Т. А. Дмитриев. Москва: Издательская консалтинговая группа «Праксис», 2012.
11) Жаббаров В.А. Происхождение критического мышления в онтогенезе// Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: в 3-х ч. /Под общ. ред. С.А. Куценко: сб. науч. ст. межвузовской науч.-практич. конф. с международным участием – Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2018. С. 97-105
12) Леонтьев А.Н. Мышление и речь М:. Лабиринт, 2007.
13) Мазилов В.А. Рене Декарт и институционализация психологии//ФИЛОСОФИЯ И/ИЛИ НОВОЕ ИНТЕГРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ. Сборник материалов VIII всероссийской научной конференции (с международным участием). Под научной редакцией Т.А. Никитенко. Ярославль, 2023. С. 142-145
14) Михайлова А. Е., Иванова М. К. Развитие мышления в онтогенезе детей дошкольного возраста//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии. Под ред. Т.Ю. Ковтун, В.В. Находкина. 2018. С. 209-215
15) Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
16) Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. – М.: Издательство ЛКИ, 2014. – 504 с.
17) Папков В. Е. Эгоцентрическая речь в контексте картезианской лингвистики/ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Материалы Международной научно-практической конференции. Донецк, 2020. С. 124-125
18) Пиаже, Ж. Психология интеллекта – СПб.: «Питер», 2003
19) Поташева Е.В. Психологические подходы к изучению проблемы мышления в онтогенезе//ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2010. Труды конгресса 12-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Том 1. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2011. С. 459-462
20) Федорова А. С. Стили мышления в подростковом возрасте//СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2023. С. 205-209
21) Филимонова К. А. Характеристика мышления как психического процесса//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 52-55
22) Хомский Н. Язык и мышление. – М.: МГУ, 1972. – 123 с.