Фрагмент для ознакомления
2
В современный период развития и становления общества и функционирования правового государства, необходимость в особой значимости государственного управления постоянно растет и интерес общества к его организации становится центром внимания.
Данная характеристика и важность определена тем, что в настоящий момент именно государство является основным инициатором и регулятором, обеспечивающее развитие общества во всех сферах, а также предоставляет определенный вид прав, обеспечение предусмотренных гарантий, а также осуществляет защиту и охрану своих граждан.
Система управленческого аппарата публичной власти, в общем функционировании и действии осуществляет полное обеспечение и регулирование социально - экономической, политической и правовой системы общественных отношений, используя при этом все разрешенные законодательством юридически способы, а также методы влияния на общество.
В современном обществе культурная сфера, определяет важное социальное значение в становлении любого государства, также культурных ценностей и духовного развития граждан.
Все культурные традиции формировались в процессе исторического развития общества и определяет важную значимость, направленную на сохранение культурных ценностей, которые были заложены еще нашими предками, как основой традиции нашего государства.
Формирование культурных ценностей, исходя из исторических факторов и периодов, является в настоящее время сложным социальным явлением, содержащим в себе разносторонние сферы, затрагивающие обширный вид социального взаимодействия, который должен быть обеспечен нормативным регулированием, а также соответствующим государственным управлением в сфере культуры.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что изначально Россия определена, как социальное государство, и сфера культурного наследия, непосредственно влияет на социальное развитие и является необходимым в регулировании государственной политики, направленной на обеспечение жизни общества, согласно культурным традициям. В связи с этим, государству необходимо создать условия для сохранения культурных ценностей и традиций, а также их развития и доступности населения, путем сформированного государственного управления в сфере культуры, и осуществление его регулирования соответствующими нормативными актами.
Объектом исследования является система государственного управления.
Предметом исследования является организация управления в сфере культуры и искусства.
Цель данной курсовой работы является изучение и анализ организации государственного управления в сфере культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить общую характеристику системы государственного и муниципального управления сферой культуры
- провести анализ состояния структуры управления в сфере культуры
- установить основные цели и задачи государственной политики управления сферы культуры
- провести анализ и инструментов системы управления сферы культуры
- определить характеристику нормативно – правовой базы функционирования сферы культуры
- исследовать обзор лучших зарубежных практик управления отраслью культуры, а также инновационных подходов к решению проблем развития отрасли
Структуру работы определили задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка источников литературы.
1. Теоретические аспекты системы государственного и муниципального управления сферой культуры
1.1 Общая характеристика системы государственного и муниципального управления сферой культуры
Государственное управление, имеет различное разнообразие своего понятия, что характерно для особого изучения научными деятелями такого социального института как государственное управление.
Государственное управление является одной из форм социального управления, которое базируется на основе принципов, которыми являются определенные правила поведения, предусмотренные в управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется руководство и функции управления.
При этом следует отметить тот факт, что достижение цели обеспечивается решением задач, объяснения необходимости прийти к определенной цели, а также перечнем выполнения специальных для этого функций.
Действующая система управления в РФ, выделяет важное значение муниципальному. При этом государство определяет местное самоуправление одной из основ конституционного строя, включая в перечень органов публичной власти.
Российская Федерация предоставляет местному самоуправлению самостоятельное ведение полномочий органам муниципального управления, а также правотворческую инициативу, требуя при этом единой системы функционирования органов государственной власти в интересах РФ.
Помимо наделения самостоятельного функционирования и принятия нормативно – правовых актов, органы государственного управления муниципального образования несут соответствующую ответственность за принятые решения и изданные законы, а также соблюдения принципа законности.
Организационная структура муниципального образования формируется на основе многих принципов, с учетом распределения функциональных обязанностей, в соответствии с отраслевыми требованиями, полномочия которых направлены на решение определенных вопросов местного уровня между различными структурными подразделениями.
При этом вся организационная структура не всегда действует по определенному шаблону, а подвергается изменениям, в соответствии с возникновением различных явлений в местном образовании.
Главным элементом любого вида управления, а также в рассматриваемой сфере культуры, а равно основанием его функционирования в различных сферах, стоит человек, которым и создана сама система управления, осуществляя при этом и достигая определенных целей по удовлетворению потребностей человека.
В связи с этим следует определить, что управление в сфере культуры возникает везде и в любых ситуациях, когда человек осуществляет некоторые функции в обществе и его деятельность направлена на достижение удовлетворения самого человека, общества и государства в отношении культурного и духовного развития. Система управления начинает функционировать, при начальном этапе действия человека, направленного на осуществление возникновения общественных отношений, связанных с культурной деятельностью.
Предметом управления человек может использовать различные технические средства, имущество, материальные вещи, духовные и культурные ценности, а также социальные процессы. Однако при этом, сам предмет в управлении самостоятельно функционировать не может, он должен обязательно использоваться и применяться человеком.
Управление имеет большое значение в любой сфере и объединяет при своем функционировании различные группы людей, которые различны в своем статусе, положении в обществе, а также в выполнении определенных действий.
Каждая из этих сфер предусматривает способ и правила управления, которые определяет уровень и процесс решения проблем и обеспечения стабильного функционирования конкретной сферы.
В общее понятие организации государственного управления в сфере культуры входит осуществление руководства, в соответствии с уровнем и вида данной сферы общества.
Государственное управление в сфере культуры осуществляет Министерство культуры РФ, а также определенные органы, осуществляющие полномочия по надзорной деятельности в сфере культуры.
Министерство культуры является основным федеральным органом, осуществляющим организацию работы и обеспечивает контроль за органами и учреждениями в сфере управления культуры. При этом формирует государственную политику в сфере культуры, обеспечивает ее реализацию, а также правовое регулирование в сфере культуры.
Министерство культуры в осуществлении своей деятельности, возложенной на него государством, выполняет следующие полномочия:
1. Формирование проектов законов по предложению внесения изменения законодательства в отношении сферы культуры.
2. Проявлять инициативу по изданию ведомственных нормативно- правовых актов отношении культурной сферы, исключительно в рамках полномочий.
3. Обеспечение размещения товаров и услуг, в отношении потребностей для управления культуры.
4. Принимает решение по согласованию и рассмотрению кандидатур на должности руководителей региональных ведомств и министров культуры.
5. Выполнять соответствующие полномочия в рамках наделенной собственности государством.
6. Осуществление прямых полномочий в отношении сохранения памятников истории, культурных ценностей и культурного наследия.
7. Обеспечение ведения единого свода государственных объектов культуры, а также контроль за осуществлением и реализацией различных имущественных и не имущественных объектов на правах у субъектов культурного наследия государства.
Государственное управление в сфере культуры, также осуществляет Федеральный надзорный уполномоченный за проведение контроля по обеспечению соблюдения законодательства в органах управления культурой. При этом осуществляет деятельность связанную:
- с применением специальных нормативно – правовых актов в соответствии с наделенными полномочиями в сфере культуры,
- с обеспечением проведения мероприятий, направленных на осуществление государственного контроля за культурным наследием государства, правомерность использования объектов культуры и музейного фонда,
- в соответствии с установленным перечнем осуществляет контроль по охране культурных ценностей,
- проведение аккредитации и выдача лицензий тем организациям, которые управляют авторскими и смежными правами на объекты культуры,
- проведение аттестации работников культуры на соответствии занимаемой должности.
Управляющий субъект в сфере культуры, в целях организации оптимального управленческого воздействия должен получать информацию о результатах действия отданных им команд, распоряжений и их соответствии поставленным управленческим целям.
Государственное регулирование сферы культуры, также осуществляет Федеральное архивное агентство, в отношении предоставления информации по архивным запросам различных субъектов в отношении выдачи документов, проведение экспертиз0 и необходимой публикации.
Управление сферы культуры, как и все важные сферы общества, является приоритетным для государства, что устанавливает значимость признания ценности российской культуры, сформированной историческими процессами, а следовательно обеспечение их охраны государством и обществом.
При этом многими исследователями в сфере государственного и муниципального управления сферой культуры, данное понятие характеризуется различными элементами.
Культура значительно повышает уровень духовного развития населения, которые признают исторически созданные культурные ценности, в следствии чего обеспечивают их охрану и защиту. Культура позволяет человеку развиваться в творчестве и искусстве, что в значительной мере определяет духовные и культурные потребности человека, а также обеспечивают нравственное и ответственное воспитание у граждан.
При этом именно государственная политика, сформированная в целях е реализации и исполнения, осуществляется системой управления сферы культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Конвенции и Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам охраны культурного наследия: Сборник. М., 1990. С. 72.
3. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.)
4. Конвенции и Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам охраны культурного наследия: Сборник. М., 1990. С. 72.
5. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ
6. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ
7. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ
8. Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция)
9. Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22.08.1996 N 126-ФЗ (последняя редакция)
10. Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15.04.1998 N 64-ФЗ (последняя редакция)
11. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 10.07.2023)
12. Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 г. N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов" (с изменениями и дополнениями
13. Постановление Правительства РФ от 06.06.1997 N 679 (ред. от 19.11.2003) "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской Федерации"
14. Постановление Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 (ред. от 28.11.2018) "Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации"
15. Постановление Правительства РФ от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации"
Учебная и специальная литература
16. Балицкая, А. В. Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации / А. В. Балицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 353-356
17. Балицкая, А. В. Методы управления сферой культуры и досуга на муниципальном уровне / А. В. Балицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 356-358
18. Бирюкова Т. С., Кох И. А. Управление сферой культуры в регионе Вопросы управления. 2020. № 2 (63). С. 214–228.
19. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
20. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
21. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
22. Жиленко О. В. Развитие услуг сферы культуры на основе проектного подхода // Наука сегодня: теория и практика. 2019. С. 259–261.
23. Заплетина Н.И. Государственно-частное партнерство как инструмент управления развитием социально-культурной сферы / Н. И. Заплетина, К. А. Соколова // Общество, экономика, управление. – 2018. – № 3. – С. 11-17.
24. Земедлина, Е.А. Организационная культура: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: Риор, 2018. - 480 c.
25. Зорина М. А. Программно-целевой метод управления сферой культуры // В сборнике: Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей Х Международной научно-практической конференции. 2021. С. 147–149.
26. Ивакина Д.С., Дрыженко Д.Б., Савельев А.В. Конституционная культурология - перспективное направление в науке конституционного права России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 3 (73). С. 102-105.
27. Кабиров А.В. Особенности государственно-частного партнерства в сфере культуры Российской Федерации// Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – № 6. – С. 87-94.
28. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
29. Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа / Г.В. Куличкина. - М.: Юрайт, 2018. - 198 с.
30. Локтева Н.В. Особенности государственно-частного партнерства в сфере культуры // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России : ежегодный междунар. сб. науч. ст. / под общ. ред. Л.В. Фотиной. – Москва : МАКС Пресс, 2020. – С. 180-184
31. Ратманова, С.Б. Использование инновационного потенциала сферы культуры как первоочередная научная проблема / С.Б. Ратманова // Инновации в науке. - 2018. - № 4. - С. 15-21
32. Рябинина Н. И., Макеева Н. В. Совершенствование государственной политики в сфере культуры на уровне региона с использованием программно-целевого метода управления // В сборнике: Кросскультурные аспекты менеджмента в деятельности социально-экономических систем. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. 2022. С. 298–306.
33. Сазыка, Г.С. Практика и вопросы концептуализации социально-культурной деятельности / Г.С. Сазыка // Современное образование. - 2018. - № 2. - С. 19-32.
34. Султанова В. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры // Юридический факт. 2019. № 61. С. 11–13
35. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.