Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Спрос и предложение - два фактора, которые дают жизнь рынку, формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Поведение же самой фирмы, выбор объемов производства, размеров спроса на ресурсы и объемы предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует. Более мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
Конкуренция в рыночной экономике неизбежна, что определяется наличием частной собственности и обособленностью экономических интересов субъектов хозяйствования. В России происходит ежегодное увеличение предприятий и организаций различных форм собственности, что свидетельствует о ежегодном увеличении конкуренции в многообразных сферах жизнедеятельности общества.
Целью курсовой работы является диагностика факторов конкурентной среды предприятия (на примере ПАО «Сбербанк»). Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие, сущность конкуренции и конкурентной среды;
2) Рассмотреть факторы конкурентной среды;
3) Провести общую характеристику ПАО «Сбербанк»;
4) Проанализировать факторы конкурентной среды компании и выявить направления его развития.
Объект курсовой работы – ПАО «Сбербанк».
Предмет курсовой работы – диагностика факторов конкурентной среды компании.
Для проведения исследования применялись графический метод, анализа, синтеза, классификации, обобщения, системный методы.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам конкуренции (И.К. Беляевский, А.Н. Варламова, Е.Н. Луцкая, Л.П. Куранов, Г.М. Гукасьян).
Также в рамках данной курсовой работы использовалась аналитическая, научная литература, содержащая информацию об объекте исследования – И.К. Мамонов.
Помимо этого, акцентировалось внимание и на периодических изданиях - С.П. Шубин, А.Б. Суворин.
Использованы публикации в периодических изданиях - таких, как электронный научно-практический журнал «Конкуренция и право», «Конкуренция и рынок», которые целесообразно использовать в процессе изучения конкуренции и ее факторов в коммерческой деятельности.
При написании курсовой работы применялись такие источники, как федеральные законы, кодексы, а также Интернет – источники.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Она изложена на 41 - ой странице компьютерного текста.
Список использованных источников включает в себя 27 наименований.
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентной среды
Взаимосвязь между спросом и предложением, а также, функционирование ценового механизма осуществляется на рынке в условиях конкурентной борьбы.
Конкуренция (в переводе с латинского – «сходиться», «сталкиваться») представляет собой экономическое соперничество, состязание продавцов и покупателей за получение макисмального дохода [6, с. 26].
В широком смысле «конкуренция» - компонент рыночого механизма, обеспечивающий взаимосвязь хозяйствующих субъектов в ходе производственной деятельности, купли и продажи товаров и услуг[11, с. 44]. В узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество единичных компаний разных отраслей за наиболее выгодные условия функционирования на рынке, а также за получения максимального дохода[20].
Производители товаров желают дешевле их произвести и макимально дороже их продать, наемные работники – получить наибольшую зарплату, потребители – купить качественный товар по доступной цене. В столкновении данных интересов и проявляется сущность конкуренции[15. с. 112].
Главный нормативно-правовой акт, регулирующий конкуренцию – Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Согласно данному закону, конкуренция – «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самосоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возмжность каждого в одностороннем порядке влиять на общие условия обраения товаров на конкретном рынке»[3, ст. 4].
Создание благоприятных конкурентных отношений связано с оздоровлением экономики РФ, обеспечением ее успешного развития. В связи с этим, конкуренция закреплена в ст. 8 Конституции РФ, как одна из конституционных основ[1, ст. 8].
ГК РФ рассматривает конкуренцию, как «принцип реализации имущественных, а, следовательно, - и товарных отношений». В статье 10 ГК РФ определяется, что не подлежат защите права, когда они применяются в нарушение конкуренции[2,ст. 10].
Сущность конкуренции заключается также и в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301
3. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»// Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 12. – Ст. 452.
4. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ред. от 31.12.2017)// Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 1. – Ст. 66.
5. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218 – ФЗ «О кредитных историях» (ред. от 31.12.2017)// Собрание законодательства РФ. – 2017. - № 4. – Ст. 58.
6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 31.12.2017)// Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 2052.
7. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды/ В.В. Авдеев. М.: Наука, 2016. - 544 с.
8. Бровкина Н.Е. Тенденции развития продуктов российского кредитного рынка // Деньги и кредит. 2016. - № 3. - С. 37–42.
9. Булатова А.И. Анализ кредитных продуктов коммерческих банков/А.И. Булатова// Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(33). – Новосибирск: СибАК, 2014. - № 3. – С. 10.
10. Влияние конкуренции на коммерческую деятельность. Режим доступа: http://psyera.ru (дата обращения 24.05.2018)
11. Годовой отчет о финансовых результатах ПАО «Сбербанк России» 2017 год.
12. Казьмин А. Банковская система и Сбербанк России: новые вызовы и импульсы роста [Текст] // Деньги и кредит. – 2014. – № 10. – С. 3.
13. Коммерческая деятельность. Режим доступа: http://www.economy (дата обращения 24.05.2018)
14. Конкуренция и коммерция. Режим доступа: http://www.economy-web.org (дата обращения 15.05.2018)
15. Конкуренция в коммерческой деятельности. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru (дата обращения 24.05.2018)
16. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ (дата обращения: 10.03.2018)
17. Суворин, А.Б. Конкуренция в коммерции/А.Б. Суворин// Журнал «Конкуренция и рынок». – 2015. - № 3. – С. 15 – 18.
18. Варламова, А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России/ А.Н. Варламова. - М.: ЛИГА, 2014. – 314 с.
19. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория/ Г.М. Гукасьян. – СПб.: Питер, 2014. – 405 с.
20. Куранов, Л.П. Курс экономической теории: учебное пособие – 4-е изд. – М.: Вуз и школа, 2014. – 302 с.
21. Луцкая, Е.Н. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно-развитых странах/ Е.Н. Луцкая. – М.: ЛИГА, 2015. – 214 с.
22. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. – М.: Республика, 2014. – 604 с.
23. Методика проведения SWOT-анализа. URL: www.businesstuning.ru (дата обращения 15.05.2018)
24. Михайлушкин, А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2015. – с.324.
25. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность/ Ф.П. Половцева. – М.: Норма, 2014. – 212 с.
26. Экономическая теория: учеб. для студентов высш. Учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 654 с.
27. Юданов, А.В. Конкуренция. Теория и практика/ А.В. Юданов. – С-Пб.:Пресса, 2014. – 366 с.