Фрагмент для ознакомления
2
В области психологии развития изучение игровой деятельности подростков является крайне важной темой, заслуживающей внимания ученых благодаря ее многогранному влиянию на психоэмоциональное и когнитивное созревание людей в этом возрасте. В данном исследовании мы попытаемся разобраться в динамике игрового процесса в жизни подростков – теме, которая перекликается с современными проблемами психологического и образовательного дискурса.
Проблемное поле данного исследования охватывает сложное взаимодействие между игровой деятельностью и ее последствиями для психики подростка. В эпоху, когда цифровая и виртуальная реальность органично вплетается в традиционную ткань подростковой жизни, понимание психологических последствий игр приобретает первостепенное значение. Модальность игр, начиная от виртуальных сред и заканчивая традиционными формами, служит горнилом для развития различных когнитивных и социальных навыков. Игровая среда предлагает уникальную точку обзора для наблюдения за процессами формирования идентичности, социализации и эмоциональной регуляции у подростков.
В данном исследовании утверждается, что игры – это не просто времяпрепровождение, а важнейший компонент в гобелене развития подростка. Она служит каналом для экспериментального обучения, социального взаимодействия и оттачивания навыков решения проблем. Однако она также таит в себе потенциальные ловушки, такие как зависимость, эскапизм и воздействие неподобающего контента, что требует взвешенного и тонкого понимания ее роли в жизни подростка.
Данное исследование призвано внести значительный вклад в дискуссию о развитии подростков, предоставив эмпирические данные и теоретические перспективы в отношении психологических аспектов игр. Оно призвано восполнить пробел в литературе, предложив всесторонний анализ того, как игровая деятельность влияет и отражает психологический ландшафт подростков, тем самым обогащая наше понимание этой критической фазы человеческого развития.
Объектом данного исследования является многообразная сфера игровой деятельности, в которую вовлечены подростки, охватывающая широкий спектр от цифровых до физических игровых сред. Предмет исследования – психологические основы и влияние этой деятельности, изучение того, как она формирует и отражает когнитивное, эмоциональное и социальное развитие подростков.
Цель исследования – прояснить психодинамическую взаимосвязь между участием подростков в играх и их общим психологическим развитием. Это предполагает анализ роли, которую играют различные формы игр в формировании личности, поведения и когнитивных процессов подростков. При этом исследование стремится объединить теоретические основы с эмпирическими данными, обеспечивая тем самым комплексное видение нюансов взаимосвязи между играми и подростковой психологией.
Задачи исследования многогранны. Во-первых, оно направлено на таксономизацию множества видов игровой деятельности и определение их отличительных психологических последствий. Для этого необходимо изучить типологии игр – от иммерсивных виртуальных реальностей до традиционных физических игр – и их дифференцированное воздействие на подростковую психику. Во-вторых, исследование направлено на изучение роли игр как фактора, способствующего или препятствующего развитию подростков. Это включает в себя изучение того, как игры влияют на когнитивные способности, такие как решение проблем, креативность и принятие решений, а также на эмоциональные и социальные компетенции. В-третьих, исследование намерено предложить критический анализ потенциальных психопатологических последствий игр, таких как зависимость и социальная замкнутость, тем самым проливая свет на темные стороны игрового процесса в жизни подростка. Наконец, исследование стремится предложить прагматичные стратегии и рекомендации по конструктивной интеграции игр в процесс развития подростков, тем самым используя их потенциал в качестве инструмента позитивного психологического роста.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, синтезирующем выводы из различных научных работ, исследующих сложную динамику игрового процесса в жизни подростка. Основой этой методологии является всесторонний анализ существующей литературы и эмпирических исследований, обеспечивающих надежную основу для понимания психологических аспектов игромании среди подростков.
Центральное место в этом исследовании занимает работа П.А. Корниенко, который раскрывает диагностический потенциал компьютерных игр в выявлении индивидуальных особенностей саморегуляции. С этой точки зрения можно понять, как игра может служить окном в психику подростка, выявляя паттерны поведения и эмоциональной регуляции. Аналогично, клинико-психопатологические особенности игровой зависимости, описанные Е.М. Новиковым и Е.Ю. Восколович, обеспечивают критическую перспективу для изучения более пагубных аспектов игровой активности.
Исследование также опирается на наблюдения Е.С. Скворцовой и Л.К. Постниковой, которые предлагают ценный взгляд на распространенность и особенности вовлечения в компьютерные игры среди городских российских подростков. Эти эмпирические данные формируют содержательную базу для понимания масштабов и характера игровой активности в данной демографической группе.
Теоретические основы исследования обогащаются благодаря рассмотрению В.А. Котляровым более широкого контекста зависимостей, в том числе игровой, в рамках концепции «Homo Addictus». Эта концептуальная модель помогает рассмотреть игру в более широкой панораме аддиктивного поведения, предлагая более тонкий взгляд на психологические последствия такого взаимодействия.
Исследование О.О. Поляковой эволюции детской субкультуры в современном обществе, а также анализ психологических характеристик компьютерных игр, проведенный Е.О. Смирновой и Р.Е. Радеевой, способствуют более глубокому пониманию культурных и социальных аспектов игрового поведения в подростковой среде.
Работы И.В. Бурлакова, А.Е. Войскунского и А.В. Гришиной создают эмпирическую и теоретическую основу для анализа психологических эффектов игр, включая вопросы, связанные с агрессией, вовлеченностью и зависимостью. Исследование М.С. Ивановым личностных предвестников игровой зависимости, а С.А. Клименко – взаимодействия детей с компьютерно-имитационной реальностью, дополняют исследование индивидуально-психологическими детерминантами игрового поведения.
Международная перспектива расширяется благодаря включению в исследование основополагающих работ Джеймса Пола Ги и Ника Йи, чей вклад в понимание обучения и идентичности в контексте видеоигр и виртуальных миров обеспечивает глобальный контекст исследования.
В целом, методологическая основа данного исследования представляет собой комплекс, составленный из различных научных нитей, включающий клинические исследования, социологические анализы и теоретические выкладки. Такой многогранный подход позволяет получить целостное представление о психологическом аспекте подростковой игромании, обеспечивая всестороннее изучение ее сложностей и нюансов.
Гипотеза данного исследования, гласит, что игровая деятельность подростков – это многогранное явление, оказывающее влияние на различные аспекты их жизни, включая эмоциональное благополучие, социальное взаимодействие, мотивацию, успеваемость и физическое здоровье. Эта гипотеза основана на предположении, что игровая деятельность не является монолитной, а скорее представляет собой сложный, динамичный процесс, оказывающий разнообразное влияние на траекторию развития подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в существующий корпус знаний в области психологии развития, в частности, в нюансы понимания игрового процесса в рамках подростковой психодинамики. Оно продвигает научный дискурс, переплетая теоретические конструкции с эмпирическими наблюдениями, тем самым обогащая концептуализацию игромании как многогранного феномена, влияющего на развитие подростка. Анализируя психосоциальные и когнитивные последствия игр, данное исследование проясняет сложную взаимосвязь между цифровым и реальным опытом в формировании подростковой идентичности, поведения и эмоционального благополучия.
С практической точки зрения, результаты этого исследования имеют существенное значение для разработки образовательных и терапевтических стратегий. Анализ влияния игр на подростков дает педагогам, психологам и родителям возможность глубже понять, как можно использовать игры для развития, одновременно смягчая их потенциальные негативные последствия. Исследование подчеркивает необходимость разработки взвешенных и обоснованных подходов к интеграции игр в жизнь подростков, обеспечивающих положительный вклад в их общее психологическое и социальное созревание.
Исследование также предлагает основу для разработки стратегий вмешательства, направленных на решение проблем, связанных с игровой зависимостью и ее психопатологическими проявлениями.
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности подростков
1.1. Понятие и функции игровой деятельности в подростковом возрасте
При осмыслении понятия и функций игровой деятельности в подростковом возрасте первостепенное значение приобретает психологическое определение игры. По определению П.А. Корниенко [Корниенко, 2008], игра в данном контексте выходит за рамки простого развлечения, выступая в качестве инструмента диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции. Эта точка зрения является ключевой для понимания многогранной роли игровой деятельности в спектре развития подростка. В этом свете игра – это не просто вид деятельности, а психологическая среда, в которой протекают и развиваются различные когнитивные и эмоциональные процессы.
Развивая эту перспективу, О.О. Полякова рассматривает тонкости компьютерной игровой зависимости, помещая ее в более широкие рамки проблем детского развития в современном обществе. Эти выводы важны для понимания двойственной природы игровой зависимости – как потенциального фактора развития и возможного вектора развития психопатологических состояний [Полякова, 2014].
Большой вклад в этот дискурс внесли Е.С. Скворцова и Л.К. Постникова, пролившие свет на модели вовлеченности российских подростков в компьютерные игры и интернет [Скворцова и Постникова, 2014]. Их эмпирические данные дают обоснованное понимание распространенности игр и их разнообразных форм среди молодежи, тем самым вписывая теоретические дискуссии в конкретный социальный контекст.
В дополнение к этим точкам зрения В.А. Котляров исследует более широкую парадигму зависимости, включая игровую, в рамках концептуальной сферы Homo Addictus [Котляров, 2006]. Это исследование играет важную роль в определении места подростковых игр в более широком дискурсе зависимости, предлагая понимание психологических основ, которые приводят в движение такое поведение.
Роль игр в формировании и отражении психологических качеств подростков более подробно раскрывают Е.О. Смирнова и Р.Е. Радеева [Смирнова и Радеева, 2000]. Они утверждают, что игровая деятельность – это не просто времяпрепровождение, она встроена в более широкий контекст детской субкультуры, влияет и испытывает на себе влияние социальных и психологических конструктов того времени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бессонова Т.В. Социально-педагогическая деятельность по профилактике Интернет-аддикции у старших подростков // Феноменология и профилактика девиантного поведения : мат-лы всероссийской науч.-практ. конф. Краснодар : Краснодарский ун-т МВД, 2014. С. 92-97.
2. Буркова В.Н., Бутовская М.Л. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков // Вопросы психологии. 2012. №1. С. 132-140.
3. Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. М.: Класс, 2015. 144 с.
4. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопр. психологии. 2010. № 6. С. 133-143.
5. Гаджиев Г.М., Исаков С.А. Вредное воздействие компьютерных игр на поведение подростка // Право и образование. 2016. № 7. С. 88-93.
6. Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2014. №4. С. 131-141.
7. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2013. 19 с.
8. Иванов М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2014. С. 368374.
9. Клименко С.А. Ребенок и компьютерная реальность моделируемого мира // Психология и ее приложения: ежегодник Российского психол. об-ва. Т. 9, вып. 1. М., 2012. С. 78-86.
10. Корниенко П.А. Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции // Психологическая наука и образование. -2008. -№5. -С. 175 – 181
11. Котляров В.А. Другие наркотики, или homo addictus: человек зависимый. М. : Психотерапия, 2006. 480 с.
12. Макалатия А.Г., Матвеева Л.В. Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 15-24.
13. Новиков Е.М., Восколович Е.Ю. Клинико-психопатологические особенности больных игровой зависимостью //Вопросы наркологии, – 2015. – № 6. – с. 28-35.
14. Полякова О.О. Компьютерная игровая зависимость: проблемы детского развития // Актуальные проблемы практического применения психологии и педагогики : сб. ст. международ. науч.-практ. конф. Воронеж: ВИЭСУ, 2010. С. 134-140.
15. Полякова О.О. Проблемы развития детской субкультуры в современном обществе // Инновационное развитие современной науки: сб. ст. международ. науч.-практ. конф. Уфа : БашГУ, 2014. С. 217-220.
16. Полякова О.О., Мешкова Т.А. Психологические особенности старшеклассников, играющих в компьютерные игры // Вестник Мордов. ун-та. Сер. Психологические науки. 2011. №2. С. 73-78.
17. Репринцева Е.А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2017. №4(49). С. 173-180.
18. Скворцова Е.С., Постникова Л.К. Занятия компьютерными играми и интернетом среди городских российских школьников 15-17 лет (по данным мониторинга 2010-2011 гг) // Информационное письмо М.: ЦНИИОИЗ. – 2014 г. – 24 С.
19. Смирнова Е.О., Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура : тр. по социологии образования. Т. V, вып. VII / под ред. В.С. Собкина. М .: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 330369.
20. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Особенности интереса учащихся к компьютерным играм: жанровые предпочтения // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий / под ред. А.Е. Войскунского. М. : Московский общественный научный фонд, 2015. С. 26-35.
21. Соколова Н.В. Роль компьютерных игр в воспитании подростка // Современные тенденции в науке и образовании : сб. науч. тр. по мат-лам международ. науч.-практ. конф. в 5 ч. М. : Ар-консалт, 2015. С. 75-76.
22. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2014. № 3. С. 27-39.
23. Шакирова Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2016. 21 с.
24. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 2014. Т. 20, №1. С. 86-102.
25. Gee James Paul. What Video Games Have to Teach Us About Learning and Literacy. 2007. 256 p.
26. Yee Nick. The Proteus Paradox: How Online Games and Virtual Worlds Change Us-And How They Don't. 2014. 256 p.