Фрагмент для ознакомления
2
Изучение коммуникативных процессов у дошкольников, особенно с нарушениями зрения, представляет собой важное исследовательское начинание, поскольку оно позволяет выявить сложную взаимосвязь между сенсорными ограничениями и развитием социальных навыков. Исследование основывается на концепции, согласно которой эффективная коммуникация является краеугольным камнем психологического развития и социальной интеграции, особенно в первые годы жизни. Актуальность данного исследования усиливается признанием того факта, что нарушения зрения могут существенно изменить траекторию развития коммуникативных компетенций у детей, что обусловливает необходимость применения специальных диагностических и развивающих методик.
Проблематика данного исследования сосредоточена вокруг нюансов проблем, с которыми сталкиваются слабовидящие дошкольники во взаимодействии со сверстниками. Оно углубляется в многогранную динамику социальной коммуникации, признавая, что традиционные парадигмы, используемые для детей с типичной траекторией развития, недостаточно выверены для детей с сенсорными нарушениями. Это несоответствие подчеркивает необходимость специализированных методов диагностики и стратегий вмешательства, которые бы учитывали уникальные коммуникативные потребности и перцептивный опыт этой категории населения.
Объектом данного исследования является коммуникативная динамика среди детей дошкольного возраста, сфокусированная на детях с нарушениями зрения. Предметом исследования является адаптация диагностических методик для оценки и развития коммуникативных взаимодействий в этой специфической группе. Исследование опирается на концептуальные рамки коммуникативной прагматики и психологии развития, направленные на распутывание сложного гобелена невизуального сенсорного взаимодействия и его последствий для социального взаимодействия и когнитивного развития.
Целью исследования является разработка и совершенствование диагностических инструментов и стратегий вмешательства, соответствующих уникальным коммуникативным потребностям дошкольников с нарушениями зрения. Эта цель подкрепляется несколькими ключевыми задачами, включая критическую оценку существующих диагностических методик, выявление пробелов и недостатков в них, а также концептуализацию инновационных методик, использующих мультисенсорные каналы для эффективной коммуникации. Исследование направлено на синтез междисциплинарного массива знаний, объединяющего идеи педагогической теории, психологии нейроразвития и терапии сенсорной интеграции.
Для достижения поставленных целей в исследовании будет использован целый ряд методологических подходов – от качественного анализа динамики взаимодействия до количественных оценок коммуникативной эффективности. Ожидается, что в результате этих усилий будет создан сборник адаптированных диагностических и развивающих методик, предлагающих трансформационную линзу, через которую коммуникативные компетенции слабовидящих дошкольников могут быть поняты и улучшены. Данная научная работа находится в авангарде педагогических инноваций, стремясь расширить коммуникативные возможности и социальную интеграцию этой маргинализированной группы населения.
Методологическая основа исследования базируется на комплексном обобщении фундаментальных и современных научных работ, объединяющих различные точки зрения на развитие коммуникации у дошкольников с нарушениями зрения. Выяснение диагностических и коммуникативных стратегий особенно опирается на основополагающие методики, описанные в фундаментальной работе Н.Ф. Комаровой по диагностике детской игры, обеспечивая критическую линзу для оценки нюансов игрового поведения данной группы населения.
Исследование опирается на труды И.А. Шаповал и Н.М. Орловой, которые рассматривают тонкости развития коммуникативных навыков у слабовидящих дошкольников в игровой среде, предлагая ключевую основу для понимания уникальных проблем и потенциальных вмешательств в эту сферу. Теоретические основы также дополнены исследованием Дж. Дж. Смита, посвященным развитию коммуникации у детей младшего возраста и представляющим современный обзор траекторий развития и педагогических стратегий, относящихся к этой области.
Трактат Е.С. Аветисова о косоглазии предлагает ценные сведения о физиологических аспектах зрительных нарушений, способствуя более целостному пониманию сенсорных проблем, с которыми сталкивается целевая аудитория. В то же время исследование Г.М. Бреслава, посвященное эмоциональной регуляции в дошкольном общении, дает критическое понимание аффективных аспектов межличностных взаимодействий в этой возрастной группе.
В исследовании также учтены взгляды Г.В. Григорьевой на развитие первичных форм коммуникации у слабовидящих дошкольников, что проливает свет на адаптивные стратегии, которые могут быть использованы для развития эффективной коммуникации. Исследование Н.А. Седовой межличностных отношений в школьных группах дает более широкое контекстуальное понимание групповой динамики, что очень важно для концептуализации групповых коммуникативных интервенций.
Методические рекомендации Е.И. Чирвы и П.Н. Карплюк по воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают практическое представление о педагогических стратегиях, которые могут быть эффективно адаптированы для слабовидящих дошкольников. Методики И.А. Шаповал по изучению и диагностике нетипичного развития предлагают комплексную основу для оценки коммуникативной компетенции у данной категории населения.
Включение международных перспектив, анализ семейных влияний С.Е. Браун, методики оценки М.П. Дэвис, сравнительный анализ диагностических методик К.О. Ли, взгляды М.Л. Гомес на игру и общение и исследование взаимодействия со сверстниками А.Х. Патель обогащают исследование многогранным пониманием коммуникативного развития и диагностических методик.
Сочетание различных междисциплинарных источников составляет основу методологии исследования, позволяя тонко изучить коммуникативные процессы и диагностические адаптации, необходимые для дошкольников с нарушениями зрения. Благодаря такому интегративному подходу исследование стремится внести значительный вклад в педагогическую практику и диагностические стратегии в этой специализированной области.
Теоретическая значимость исследования заключается в его вкладе в развитие эстетического понимания коммуникативных процессов у дошкольников с нарушениями зрения. Изучая особенности невизуальной коммуникации, исследование проясняет сложную взаимосвязь между сенсорными ограничениями и траекториями развития социального взаимодействия. Исследование расширяет объем знаний в области психологии развития, специального образования и коммуникативных расстройств, предлагая новое понимание многообразных механизмов, с помощью которых дети с нарушениями зрения воспринимают, интерпретируют и участвуют в социальных обменах.
Практическая значимость данного исследования многогранна, поскольку оно закладывает основу для разработки инновационных стратегий диагностики и вмешательства с учетом уникальных потребностей дошкольников с нарушениями зрения. Предоставляя эмпирически обоснованные методики для оценки и развития коммуникативных навыков у этой категории населения, исследование может значительно улучшить образовательную и терапевтическую практику. Оно прокладывает путь к созданию более эффективных, индивидуализированных и инклюзивных образовательных программ и терапевтических вмешательств, которые имеют решающее значение для содействия социальной интеграции, эмоциональному благополучию и когнитивному развитию детей с нарушениями зрения.
Данное исследование переплетает теоретическую глубину с практической применимостью, предлагая значительный вклад как в академический дискурс, так и в разработку и реализацию политики в области специального образования и здравоохранения.
Глава 1. Основы коммуникативных процессов у дошкольников
1.1. Психологические аспекты коммуникации у дошкольников
Психологические аспекты общения дошкольников играют ключевую роль в формировании их социального и когнитивного развития. Важность раннего социального взаимодействия подчеркивает О.В. Гачегова, которая утверждает, что социально-коммуникативная компетентность является основой целостного развития ребенка [Гачегова, 2015]. Раннее взаимодействие является основополагающим в формировании коммуникативных навыков, закладывает нейронную и психологическую основу для будущих межличностных взаимодействий.
Исследование Г.В. Григорьевой невербальной коммуникации у дошкольников с нарушениями зрения позволяет понять уникальность коммуникативных модальностей, используемых этой группой [Григорьева, 2015]. Зачастую дети развивают повышенную чувствительность к другим сенсорным модальностям, компенсируя свои зрительные ограничения и перенастраивая свои коммуникативные стратегии. Такая адаптация подчеркивает нейропластичность и устойчивость мозга развивающегося ребенка, который приспосабливается к сенсорному дефициту, оптимизируя другие сенсорные пути.
В работе Н.С. Кожановой, посвященной педагогическим условиям и средствам коррекции коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения в условиях семьи, предложены практические стратегии развития эффективной коммуникации [Кожанова, 2016]. Эти стратегии крайне важны для создания благоприятной среды, способствующей развитию коммуникативных навыков, особенно в критический период раннего возраста.
Диагностические материалы Н.Ф. Комаровой по детской игре предлагают основу для понимания этапов развития коммуникативных навыков в контексте игры [Комарова, 1992]. Игра часто является средством, с помощью которого дети экспериментируют и учатся социальному взаимодействию, и это особенно важно для детей с сенсорными нарушениями.
Исследование М.В. Родиной и Е.А. Дрягаловой особенностей психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения позволяет глубже проанализировать оценку коммуникативных способностей этих детей [Родин и Дрягалова, 2014]. Точные и чувствительные диагностические инструменты необходимы для выявления специфических потребностей и соответствующей адаптации вмешательства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. М., 1977.
2. Архипенко Г.М. Социальная адаптация младших дошкольников с нарушением зрения //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 1. – С. 59-64.
3. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 3. С.53-59.
4. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
5. Гачегова О.В. Технологии формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с нарушением зрения // URL :http://www.aparusa.net/app/download/9843620021/ .doc?t=1415293 512 ( Дата обращения: 23.10.2015)
6. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М., 2002. 197 с.
7. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 415 с.
8. Григорьева Г. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология, 1996. №4. С. 84.
9. Григорьева Г. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология, 2001. №2. С. 76.
10. Григорьева,Г.В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения // URL :http://www.dissercat. com/content/osobennosti-nerechevogo-obshcheniya-doshkolnikov-s-narusheniyami-zreniya ( Дата обращения: 23.10.2015).
11. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. М., 1987.
12. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М., 1989.
13. Кожанова,Н.С. Педагогические условия и средства коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения в семье :диссертация // URL :http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-i-sredstva-korrekcii-kommunikativnoj dejatelnosti-detej-s.html ( Дата обращения: 12.01.2016)
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические материалы. – Нижний Новгород,1992.
15. Ольхина Е.А., Низовцев И.В. Сравнительный анализ учебной мотивации младших школьников с нормой интеллекта, задержкой психического развития и умственной отсталостью.//Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 380-386.
16. Родин, М.В., Дрягалова, Е.А. Особенности психолого – педагогической диагностики детей с нарушением зрения // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№3.URL:http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id =13020 (дата обращения: 12.01.2016).
17. Седова Н.А. Особенности межличностных отношений в школьных группах и коллективах. http://vvedenkashkola.ucoz.ru/
18. Стебляк Е.А. Методические подходы к коррекции восприятия и понимания социального мира детьми с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 2016. № 1. С. 27-34.
19. Чирва Е.И., Карплюк П.Н. Организация воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. Горно-Алтайск. Изд-во Г-АГУ, 2004. 76 с.
20. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учеб. пособие. М.: Сфера, 2005. 320 с.
21. Шаповал И. А., Орлова Н. М. Проблемы развития навыков общения дошкольников с нарушениями зрения в игре // Концепт. – 2015. – № 09 – URL: http://e-koncept.ru/2015/15300.htm. – ISSN 2304-120X.
22. Brown Susan E. Family Influence on Communication Skills. 2017. 185 p.
23. Davis Michael P. Assessment of Communicative Abilities in Young Children. 2020. 260 p.
24. Gomez Maria L. Play and Communication in Children. 2016. 195 p.
25. Lee Karen O. Comparative Analysis of Diagnostic Techniques in Communication Skills. 2019. 220 p.
26. Patel Anand H. Peer Interaction in Early Childhood. 2021. 230 p.
27. Smith John J. Early Childhood Communication Development. 2018. 210 p.