Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что для любой современной компании важно постоянное развитие.
Стремительно трансформируется:
рынок услуг,
потребители,
конкуренты.
Современный социум требует от бизнеса быстрого достижения высокого уровня в динамике результатов, постоянных изменений, мнения экспертов и профессионалов. Главными и приоритетными в работе компаний является время, работа с информацией, персонал и финансы. Часто сотрудники не обладают достаточным опытом решения поставленных перед ними задач. Бывает и так, что сотрудники недостаточно обучены, чтобы проектировать и внедрять инновации в компании. В каждой организации создание команды характеризуется принятием определенных решений. Внедрение инноваций всегда сопровождается расширением штата или дополнительным обучением сотрудников. Поэтому рассмотрение идей Ф. Тейлора относительно управления персоналом будет полезным и актуальным для современного типа управления компаниями.Цель – выявить особенности принципов научного управления. Задачи:
провести теоретическое исследование основ научного управления;
исследовать исторические предпосылки возникновения научного управления;
выявить основные положения научного управления;
описать представителей научного управления;
исследовать представители научного управления;
Объектом исследования является управление.
Предметом исследования являются принципы научного управления.
1. Теоретические основы исследования научного управления
1.1. Исторические предпосылки возникновения научного управления
Развитие промышленного производства, конкуренции, быстрое изменение рыночных условий, поиск новых ресурсов и человеческих возможностей в начале ХХ века способствовали формированию управленческих концепций, школ научной организации и управления в США.
Например, научный менеджмент Ф. Тейлора заключает в себе принципы научного управления и методы их осуществления. Данные принципы обеспечили рационализацию производственной деятельности, организацию управления и труда, и модернизацию технологий. Административная идея управления Анри Файоля внесла вклад в формирования административной, или классической школы управления. Цель классической школы – разработка эффективных принципов управления фирмой ради достижения наилучших результатов .
Макс Вебер является автором принципов «идеальной бюрократии», таких как разделение труда, иерархичность, стандартизация и регламентация, профессионализация кадров, которые воплотились в линейно-функциональных структурах, используемых во всем мире и в настоящее время.
Концепцию производительности (эффективности) Гаррингтона Эммерсона воплотившуюся в его книге «12 принципов производительности труда», 1912 г., можно представить как расширенную трактовку идеи рационализации.
Она рассматривается автором как система экономического и организационного взаимодействия производства товаров/услуг с доведением их до потребителя, обеспечивая таким образом значительную экономию на расходах на эксплуатацию.
Организация экономической деятельности фирмы будет эффективной только в случае полного следования 12 принципам производительности.
Поэтому упор делается на обучении и подготовке персонала к использованию данных принципов на практике.
Все представленные выше идеи объединяет принцип рационализма в разных сферах управления деятельностью организацией – экономической, производственной, технологической, социально-трудовой, и т.д.
1.2 Основные положения научного управления
Классическая теория управления была введена во время промышленной революции для повышения производительности факторов производства и других видов бизнеса. Хотя этот тип управления менее распространен в современном обществе, он все же может принести пользу некоторым организациям.
Классическая теория управления - это стиль управления, который подчеркивает иерархию, специализированные роли и единое руководство для оптимизации эффективности на рабочем месте .
Классическая теория управления основана на следующих принципах:
Научный менеджмент следует использовать для определения наиболее эффективного способа выполнения работы .
Сотрудники отбираются для выполнения задач на основе их навыков и специализации.
Операции должны быть максимально оптимизированы.
Решения принимаются одним человеком или несколькими избранными авторитетными фигурами.
Производительность - главная цель.
Приоритет отдается увеличению прибыли.
Кроме того, Классическая теория управления утверждает, что идеальное рабочее место реализует следующие концепции:
1. Централизованная структура руководства.
Классическая теория управления утверждает, что за рабочим местом должны наблюдать три уровня руководства. Первый уровень - это владельцы бизнеса и/или руководители, обладающие наивысшим уровнем полномочий для определения долгосрочных целей организации. Второй уровень состоит из руководителей среднего звена, осуществляющих надзор за менеджерами и устанавливающих цели на уровне отдела. Третий уровень включает супервайзеров или менеджеров, которые осуществляют надзор за повседневной деятельностью компании.
2. Специализация труда.
Эта концепция фокусируется на «сборочной линии», созданной внутри организации. Эта структура предполагает разбиение крупных задач или проектов на более мелкие задачи, поручаемые сотрудникам. Работники, как правило, отвечают только за одну конкретную задачу, чтобы предотвратить многозадачность и повысить производительность.
3. Стимулирование заработной платы.
Классическая теория управления ставит физические потребности сотрудников выше удовлетворенности работой или социальных потребностей. Эта теория утверждает, что эти физические потребности могут быть удовлетворены за счет доходов и денежных стимулов, и использует возможность повышения заработной платы для мотивации сотрудников .
4. Преимущества классической теории менеджмента.
Хотя Классическая теория управления и не так распространена на современном рабочем месте, она может обеспечить ряд преимуществ в соответствующих бизнес-условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмет А.Е. Классическая или административная школа в управлении (1920 г.-1950 г.) // В сборнике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода. Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» и 100-летию автономии Республики Калмыкия. Материалы в рамках научной школы Т.Т. Цатхлановой «Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода». Редколлегия: Б.К. Салаев [и др.]. 2020. С. 432-435.
2. Баталова Ю.А. Построение методической деятельности опорной школы с учетом идентификационного потенциала региональной системы оценки качества общего образования // В сборнике: Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Киров, 2021. С. 358-368.
3. Бурлакова И.В., Зубакина Д.А. Управление цепями поставок: решение прикладных задач: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02, 38.04.02 «Менеджмент» / Екатеринбург, 2021.
4. Гайдарь Е.В. К вопросу о смене парадигм управления // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2021. № 2. С. 34-41.
5. Гаррингтон Эмерсон «Двенадцать принципов эффективности» [Электронный ресурс] // Ek-lit: официальный сайт. - Электрон. дан. - URL: http://ek-lit.narod.ru/12pr001.htm
6. Деткина Д.А., Панасина А.А. Развитие административной школы менеджмента // В сборнике: Проблемы общества и экономики, основанных на знании: управление и обеспечение нововведений и неоиндустриализации. сборник научных статей. Краснодар, 2021. С. 181-187.
7. Закономерности и направления развития современного менеджмента / Аллаярова Н.И., Евдокимов Е.А., Тузикова В.И. // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 998-1003.
8. Захаров Д.В. Принципы менеджмента по А. Файолю // Достижения науки и образования. 2020. № 18 (72). С. 33-36.
9. Захаров Д.В. Принципы менеджмента по А.Файолю // Достижения науки и образования. 2021. № 6 (78). С. 36-39.
10. Иванова Е.И., Поляков В.А. Социальная школа управления человеческими ресурсами: преемственность и синтез идей // Интерактивная наука. 2020. № 8 (54). С. 28-33.
11. Кузнецова Н.В. Школы и подходы в истории менеджмента: классическая (административная) школа управления // Электронное издание / Магнитогорск, 2020.
12. Ли Н. Классическая школа управления персоналом // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCXCII международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 277-279.
13. Махмузов Э.О., Романько И.Е. Влияние классической школы на становление науки управления // В сборнике: Будущее науки-2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 150-153.
14. Повышение конкурентоспособности отечественного производства через реализацию концепций управления комплексным развитием продукта / Паршина А.А., Шпилевская Е.В., Гарина Е.П. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 3 (100). С. 113-118.
15. Роботизация производств: драйверы и барьеры [Электронный ресурс] // Forbes: официальный сайт. -Электрон. дан. - URL: https://blogs.forbes.ru/2020/03/31/robotizacija-proizvodstv-drajvery-i-barery/
16. Тебекин А.В. Анализ особенностей развития школ менеджмента // Журнал исследований по управлению. 2019. Т. 5. № 4. С. 13-28.
17. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2018. № 2. С. 169-177.
18. Тодышева М.В. Административная теория управления и её влияние на практику управления // В сборнике: Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Материалы ХII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Т.Н. Гвоздкова (отв. редактор), С.О. Марков [и др.]. Междуреченск, 2023. С. 366.1-366.8.
19. Хагур Ф.Р., Ачмиз С.Р. Основные этапы развития социологии управления как науки // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества. материалы международной межвузовской весенней научно-практической конференции. 2019. С. 406-413.
20. Чуев И.Н., Лысенко Ю.А. Классическая школа научного управления Ф.У.Тейлора // В сборнике: Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества. материалы международной межвузовской весенней научно-практической конференции. 2019. С. 465-479.
21. Эксперт рассказала, в каких сферах роботы не смогут заменить людей [Электронный ресурс] // РИА Новости: официальный сайт. - Электрон. дан. - URL: https://ria.ru/20190405/1552406026.html
22. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности [Текст] / Г. Эмерсон; пер. с англ. -Москва: Экономика, 1992. - 224 с.
23. Classical management in the conditions of modern companies: opportunities and limitations / Zambrzhitskaya E.S., Tikhonova A.V., Isaeva M.I., Lami T.A.M.G., Goutorbe A.P. // Корпоративная экономика. 2020. № 2 (22). С. 14-24.