- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
правовая культура должностных лиц и пути ее формирования курсовая
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "правовая культура должностных лиц и пути ее формирования курсовая"?28 страниц
17 источников
Добавлена 08.07.2024 Опубликовано: studservis
2083 ₽
4165 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Понятие и структура правовой культуры 6
1.1.Понятие правовой культуры 6
1.2.Функции правовой культуры 8
Глава 2. Особенности правовой культуры и пути формирования правовой культуры должностных лиц 12
2.1. Специфические особенности правового сознания и правовой культуры должностных лиц 12
2.2.Пути формирования правовой культуры должностных лиц 21
Заключение 28
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы обосновывается тем фактором, что в настоящее время в нашем государстве происходят политико-правовые процессы, которые отражают нестабильность, существующую в обществе. В связи с этим к должностным лицам предъявляются повышенные требования. Важно обратить внимание, что проблема, существующая в сфере обеспечения прав личности, стоит в одном ряду с проблемами, относящимися к социально-экономическому развитию государства.
Сегодняшние реалии показывают, что требуется не только новые прогрессивное мышление, но и совершенной другой тип правового применения, который должен быть направлен на восприятие основных принципов правового государства.
Все это требует совершенствование субъектов, профессиональная деятельность которых связана с поддержание правового порядка.
В настоящее время модернизация внутринационального законодательства и правоприменительной деятельности возможны только при условии надлежащего понимания не только российских правовых норм, но и международно-правовых актов, общепризнанных принципов международного права. Система российского права включает в себя не только внутригосударственные нормативные предписания, но и нормы международного права, что получило свое закрепление на конституционном уровне.
Должностным лицам в России отведена главная роль по защите прав и свобод человека. Однако профессиональный уровень правовой культуры и правовое сознание лиц, осуществляющих такую деятельность, не всегда соответствует не только международным стандартам, но и внутринациональным, что способствует нарушению прав человека.
Степень разработанности тематики. К сожалению, научных трудов, посвященных исследованию проблем, возникающих в сфере правовой культуры должностных лиц. Так, можно выделить кандидатскую диссертацию А.Д. Магденко. Ученый в своем труде дал теоретическую и практическую оценку состояния уровня правосознания сотрудников внутренних дел, провел анализ международно-правовых актов, выявил проблемы, нуждающиеся в решении с помощью имплементации норм международного права в российское законодательство.
О.А. Бурканова в своей работе раскрыла методологическую основу исследования правосознания в правоприменительной деятельности сотрудников правоохранительных органов, выявила специфические особенности правового сознания в сфере правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере особенности правовой культуры должностных лиц и пути ее формирования.
Предметом исследования выступают правовые акты, российское законодательство, исследования российских ученых.
Цель работы – выявить особенности правовой культуры должностных лиц и пути ее формирования.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие и структуру правовой культуры.
2. Определить особенности правовой культуры и пути формирования правовой культуры должностных лиц
Теоретическую основу работы составляют труды российских исследователей в области общей теории права, международного права, конституционного права: Акимовой Т.И., Ворожцова А.М., Артамонова А.Н., Крылова Д.А. и др.
При написании работы были использованы общенаучные и частнонаучные методы познания:
-диалектический метод познания действительности;
- метод анализа и синтеза;
- формально-юридический метод;
- метод системного анализа;
- методы индукции и дедукции.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что вывод, сделанные в работе могут быть использованы при чтении лекции и проведении семинарских занятий по курсам «Общая теория права», «Обеспечение прав человека», а также учтены при дальнейшей разработке тематики.
Степень достоверности проведенного исследования обоснована в тексте работы большим научным объемом материала, подкрепленный ссылками на ведущие и значимые научные источники.
Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающие из нее частными задачами и состоит из введения, основной части, содержащей две главы и четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и структура правовой культуры
1.1 Понятие правовой культуры
Правовая культура является необходимой и естественной средой для формирования, развития и практической реализации правосознания. Являясь неотъемлемой частью правовой культуры, правосознание отражает ее и находится в других компонентах правовой культуры. Поэтому изучение характера правосознания будет сопряжено с анализом особенностей его проявления через внешние формы (реальные и вербальные), которые могут быть идентифицированы в правовой реальности и которые подлежат такому отождествлению.
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, основывается на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета людей .
Создание правовой культуры не есть отдельный процесс от развития иных видов культуры - политической, моральной, эстетической, это общая проблема. Их объединяет общие задачи - установление морально-правового климата в обществе, который гарантирует настоящую свободу поведения индивида и соединении с ответственностью перед народом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит индивида в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Ученые сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного гражданина остаётся на низком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении строения правого государства, когда правосознание людей и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и создание правовой культуры.
Правовая культура личности формируется в условиях правовой культуры общества, не оказывая на последнюю существенного влияния. Будучи сформированной, правовая культура личности, представляет собой элемент индивидуального правосознания, обусловливает правовое поведение личности, а также ее правореализационную активность и правовую деятельность (в т.ч. правотворческую, правоприменительную, правозащитную и др.).
Правовая культура - это особый социальный феномен, который воспринимается в качественном правовом состоянии как личности, так и общества. В целом правовая культура определяется как совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.
Отечественная юриспруденция понимает правовую культуру в широком и узком смысле. Широкое значение охватывает все правовые явления и институты, то есть правовая культура связана с правовой системой. В более узком смысле понимание этого явления связано с характеристикой правовой деятельности, определяющей качество правовой жизни.
Правовая культура не может быть представлена без субъекта правоотношений, человека и его деятельности, при отсутствии прогрессивной направленности этой деятельности и мышления. Он функционирует как социальное явление, имеющее четкую цель и включающее в свое реальное функционирование и развитие наиболее важные ценностные компоненты правовой реальности .
Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют несколько компонентов:
Фрагмент для ознакомления 3
Введение 3
Глава 1. Понятие и структура правовой культуры 6
1.1.Понятие правовой культуры 6
1.2.Функции правовой культуры 8
Глава 2. Особенности правовой культуры и пути формирования правовой культуры должностных лиц 12
2.1. Специфические особенности правового сознания и правовой культуры должностных лиц 12
2.2.Пути формирования правовой культуры должностных лиц 21
Заключение 28
Список использованных источников 29
Введение
Актуальность темы обосновывается тем фактором, что в настоящее время в нашем государстве происходят политико-правовые процессы, которые отражают нестабильность, существующую в обществе. В связи с этим к должностным лицам предъявляются повышенные требования. Важно обратить внимание, что проблема, существующая в сфере обеспечения прав личности, стоит в одном ряду с проблемами, относящимися к социально-экономическому развитию государства.
Сегодняшние реалии показывают, что требуется не только новые прогрессивное мышление, но и совершенной другой тип правового применения, который должен быть направлен на восприятие основных принципов правового государства.
Все это требует совершенствование субъектов, профессиональная деятельность которых связана с поддержание правового порядка.
В настоящее время модернизация внутринационального законодательства и правоприменительной деятельности возможны только при условии надлежащего понимания не только российских правовых норм, но и международно-правовых актов, общепризнанных принципов международного права. Система российского права включает в себя не только внутригосударственные нормативные предписания, но и нормы международного права, что получило свое закрепление на конституционном уровне.
Должностным лицам в России отведена главная роль по защите прав и свобод человека. Однако профессиональный уровень правовой культуры и правовое сознание лиц, осуществляющих такую деятельность, не всегда соответствует не только международным стандартам, но и внутринациональным, что способствует нарушению прав человека.
Степень разработанности тематики. К сожалению, научных трудов, посвященных исследованию проблем, возникающих в сфере правовой культуры должностных лиц. Так, можно выделить кандидатскую диссертацию А.Д. Магденко. Ученый в своем труде дал теоретическую и практическую оценку состояния уровня правосознания сотрудников внутренних дел, провел анализ международно-правовых актов, выявил проблемы, нуждающиеся в решении с помощью имплементации норм международного права в российское законодательство.
О.А. Бурканова в своей работе раскрыла методологическую основу исследования правосознания в правоприменительной деятельности сотрудников правоохранительных органов, выявила специфические особенности правового сознания в сфере правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере особенности правовой культуры должностных лиц и пути ее формирования.
Предметом исследования выступают правовые акты, российское законодательство, исследования российских ученых.
Цель работы – выявить особенности правовой культуры должностных лиц и пути ее формирования.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие и структуру правовой культуры.
2. Определить особенности правовой культуры и пути формирования правовой культуры должностных лиц
Теоретическую основу работы составляют труды российских исследователей в области общей теории права, международного права, конституционного права: Акимовой Т.И., Ворожцова А.М., Артамонова А.Н., Крылова Д.А. и др.
При написании работы были использованы общенаучные и частнонаучные методы познания:
-диалектический метод познания действительности;
- метод анализа и синтеза;
- формально-юридический метод;
- метод системного анализа;
- методы индукции и дедукции.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что вывод, сделанные в работе могут быть использованы при чтении лекции и проведении семинарских занятий по курсам «Общая теория права», «Обеспечение прав человека», а также учтены при дальнейшей разработке тематики.
Степень достоверности проведенного исследования обоснована в тексте работы большим научным объемом материала, подкрепленный ссылками на ведущие и значимые научные источники.
Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающие из нее частными задачами и состоит из введения, основной части, содержащей две главы и четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и структура правовой культуры
1.1 Понятие правовой культуры
Правовая культура является необходимой и естественной средой для формирования, развития и практической реализации правосознания. Являясь неотъемлемой частью правовой культуры, правосознание отражает ее и находится в других компонентах правовой культуры. Поэтому изучение характера правосознания будет сопряжено с анализом особенностей его проявления через внешние формы (реальные и вербальные), которые могут быть идентифицированы в правовой реальности и которые подлежат такому отождествлению.
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, основывается на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета людей .
Создание правовой культуры не есть отдельный процесс от развития иных видов культуры - политической, моральной, эстетической, это общая проблема. Их объединяет общие задачи - установление морально-правового климата в обществе, который гарантирует настоящую свободу поведения индивида и соединении с ответственностью перед народом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит индивида в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Ученые сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного гражданина остаётся на низком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении строения правого государства, когда правосознание людей и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и создание правовой культуры.
Правовая культура личности формируется в условиях правовой культуры общества, не оказывая на последнюю существенного влияния. Будучи сформированной, правовая культура личности, представляет собой элемент индивидуального правосознания, обусловливает правовое поведение личности, а также ее правореализационную активность и правовую деятельность (в т.ч. правотворческую, правоприменительную, правозащитную и др.).
Правовая культура - это особый социальный феномен, который воспринимается в качественном правовом состоянии как личности, так и общества. В целом правовая культура определяется как совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.
Отечественная юриспруденция понимает правовую культуру в широком и узком смысле. Широкое значение охватывает все правовые явления и институты, то есть правовая культура связана с правовой системой. В более узком смысле понимание этого явления связано с характеристикой правовой деятельности, определяющей качество правовой жизни.
Правовая культура не может быть представлена без субъекта правоотношений, человека и его деятельности, при отсутствии прогрессивной направленности этой деятельности и мышления. Он функционирует как социальное явление, имеющее четкую цель и включающее в свое реальное функционирование и развитие наиболее важные ценностные компоненты правовой реальности .
Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют несколько компонентов:
- знание права,
- отношение к нему,
- навыки правового поведения.
То есть человек с высокой правовой культурой должен понимать законодательство, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении к праву, и при необходимости уметь правильно его применять даже в конфликтных ситуациях.
Важнейший элемент правовой культуры представлен правосознанием. Правосознание - это результат и процесс отражения права в сознании людей.
Таким образом, уровень правосознания общества является важнейшим показателем правовой культуры конкретного общества. Правосознание в этой интерпретации понимается как естественное чувство права и законности, как особая духовная настроенность инстинкта, как особый вид инстинктивного чувства права.
Таким образом, правовая культура - сложное и многогранное явление. Даже в определении его концепции и системы нет единства. Он характеризуется наличием различных типов, функций и проявляется на разных уровнях.
Правовая культура - это часть социальной культуры, которая создается на протяжении всего ее развития, она включает в себя опыт предыдущих поколений нации, а также других культур мира .
1.2 Функции правовой культуры
Представляется целесообразным выделить следующие функции правовой культуры:
1) познавательная - освое¬ние правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Данная функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества;
2) регулятивная - направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы;
3) коммуникативная - способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образова¬ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
4) прогностическая - охватывает тен¬денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на¬селения и другие изменения правовой системы.
5) ценностно-нормативная -проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах.
Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права .
Правовая культура также имеет свои особенности. Эти функции представляют собой основные направления их воздействия на связи с общественностью и их участников. Среди них:
- когнитивная функция правовой культуры. Он связан с процессом познания объективных закономерностей правовых явлений и процессов, с теоретической деятельностью, направленной на понимание норм права, законодательства и правового регулирования в обществе. Это направлено на содействие развитию правосознания;
- функция оценки выражается в том, что они формируют систему правовых ценностей и находят отражение в сознании и действиях людей, в отраслях и учреждениях. Предметом оценки являются правовые нормы и другие проявления механизма правовой культуры общества;
- прогностическая функция правовой культуры сводится к научному предвидению, к разработке прогнозов развития правовых явлений, к возможным путям решения правовых проблем для достижения желаемого результата. Это выражается в правотворчестве и процессе реализации права, при решении вопросов укрепления законности и верховенства закона, обеспечения законного поведения граждан и их деятельности;
– воспитательная функция правовой культуры заключается в формировании устойчивых правовых качеств людей и их групп;
- преобразующая функция характеризуется тем, что обеспечивает влияние субъектов правовой культуры на внешнюю среду, на внешние условия – экономические, социальные. При этом правовая деятельность людей оказывает положительное образовательное воздействие на других членов общества;
- информационная функция правовой культуры проявляется в информационной коммуникации, в способности субъектов адекватно воспринимать и использовать правовую информацию;
- регулирующая функция правовой культуры проявляется в обеспечении устойчивого и эффективного функционирования всех звеньев правовой системы. Это реализуется с помощью законодательства, подзаконных актов, других нормативных актов и поведения людей в повседневной жизни.
Таким образом, дефиниция "правовая культура" используется для характеристики всего правового уклада общества. Он пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законодательную, правоприменительную и всю юридическую деятельность.
Основная цель правовой культуры - формирование как отдельного человека, так и общества в целом. Являясь элементом правосознания, правовая культура активно влияет на общественное бытие, идеалы, нормы, принципы и традиции могут способствовать консолидации людей и сосредоточению их усилий на формировании правового государства.
Правовая культура тесно связана с правосознанием, но представляет собой более широкое явление и является неотъемлемой частью общей культуры человека и общества
Правосознание представлено отношением людей к праву, основанным на знаниях о праве и чувствах, то есть субъективном восприятии правовых явлений. Правосознание представляет собой специфическую форму сознания и имеет особый объект отражения и влияния.
Глава 2. Особенности правовой культуры и пути формирования правовой культуры должностных лиц
1.2. Специфические особенности правового сознания и правовой культуры должностных лиц
Соотношение правосознания и правовой культуры должностных лиц целесообразно по нескольким причинам.
Во-первых, они взаимосвязаны как часть и целое. Правосознание является неотъемлемым структурным элементом правовой культуры, стержнем, ее субъективной основой и определенной константой, придающей правовой системе устойчивость при всей ее динамичности. И это позволяет рассматривать правовую культуру как пространственное поле правосознания и одновременно как его феномен.
Во-вторых, несмотря на различную структуру, они имеют внутреннее и внешнее содержание, характеризующееся детерминированностью их компонентов.
Взаимосвязь между понятиями "правосознание" и "правовая культура" обусловлена общностью:
-происхождение, социальная природа и функционирование;
-структурные элементы (правовая психология и правовая идеология);
-виды (одиночные, групповые, общедоступные);
-уровни (повседневный, профессиональный, доктринальный).
В целом, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание - это лишь один из необходимых элементов правовой культуры.
Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в сфере правовой жизни общества (законодательство, его уровень, методика, степень цивилизованности его содержания). Когда в стране принимаются законы на низком техническом уровне, нет смысла говорить о правовой культуре.
Повышение роли человеческого фактора есть важное средство упрочения для познания общественного правопорядка и совершенствования правового регулирования. Отсюда понятно, почему такое важное значение, принадлежит правовому сознанию должностных лиц.
Правосознание должностных лиц, выступает, прежде всего, как один из видов группового профессионального правосознания. Профессиональная принадлежность – это один из важнейших критериев выделения социальных групп. В качестве одной из таких социальных групп современного российского общества могут быть рассмотрены и должностные лица .
Для правильного понимания сущности и особенностей правового сознания должностных лиц, следует рассмотреть существующие основные теоретические концепции о понимании категории «деятельность».
Если обратиться к психологии, то в ней под деятельностью понимается как внешняя, так и внутренняя, идеальная (мышление, познание) деятельность . При этом отметим, что с точки зрения психологического аспекта данная теория уделяет основное внимание изучению социально-психологических механизмов социальной деятельности людей в сфере правового регулирования.
Деятельность всегда имеет психологический аспект, и правовые нормы выступают не только в качестве внешних, но и внутренних регуляторов человеческой деятельности.
Другая теория – поведенческая, рассматривает деятельность с позиций уровня поведения, совокупности действий, поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Поведенческая теория акцент делает на определение оптимальных границ правового поведения с точки зрения его соответствия нормативно-правовой регламентации .
Существует еще одна теория – инструментальная. В соответствии с ней правоохранительная деятельность представляет собой социальную деятельность, в рамках реализации которой применяются определенные правовые средства .
В качестве важнейшего методологического принципа изучения правового сознания должностных лиц, выступает системный подход, в основу которого положено диалектическое единство общего, особенного и единичного. Именно системный подход дает возможность раскрыть взаимосвязь общественного правового сознания и профессионального правового сознания, без чего трудно представить последнее как ценностно-нормативную ориентацию должностных лиц.
Профессиональное правовое сознание, выступая как вид общественного правового сознания, имеет свои исторические корни и индивидуальные признаки. Другой характерной чертой профессионального правового сознания является то, что «оно из системы взглядов переходит в систему убеждений и непосредственно на культуру своей деятельности» .
Отметим, что в профессиональном правом сознании должностных лиц, как правило, выделяют три функции: познавательную, оценочную, регулятивную.
К познавательной функции относятся правовые знания и умения, которые находят свое выражение в такой категории, как «правовая подготовка». Знание права должностных лиц, заключается в их осведомленности о правовых вопросах, имеющих каждодневное значение; знакомстве с некоторыми основными понятиями и терминами. Как справедливо заметил А.А. Бондарев, «именно знание азов нормативно-правового регулирования поведения граждан, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством и его органами является одним из необходимых условий соблюдения требований законности» .
Подчеркнем, что для должностных лиц, знание права не должно сводиться к простой осведомленности о существовании правовых норм. Такое знание предполагает знание и понимание основных принципов права, правовой политики государства, социальной ценности законодательства, органической связи права и нравственности. Без знания и понимания юридических норм невозможна эффективная, правомерная оценка различных ситуаций.
В качестве важного критерия достаточного уровня правого сознания должностных лиц, следует считать умение избирать правомерные варианты собственных поступков, способность совершать активные действия в соответствии с полученными сведениями о государственно-правовых явлениях.
Правильное применение правовых норм в конкретных ситуациях, является свидетельством умения на базе знания права профессионально совершать определенные юридические операции в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей, что возможно только при условии достаточного объема и глубины правовых знаний .
Кроме того, профессиональный опыт является предпосылкой для проявления должностным ь, социально-правовой активности, которую не следует сводить только к реализации правовых предписаний субъектами правоприменения, а предполагает более высокий уровень их правового сознания и поведения в интересах общества в целом.
Применительно к деятельности должностных лиц, социально-правовую активность мы понимаем в качестве усилий этой категории лиц, которые направлены на реализацию права.
Следует отметить, что правовые знания представляют собой достаточно важный, но не единственный вид знаний, которые необходимы должностным лицам, поскольку им необходимы также знания мировоззренческого и общеобразовательного уровня, т.е. такие знания, которые дают человеку ценностный взгляд на мир и на происходящие в нем процессы. Во главу угла ставятся права, свободы и законные интересы личности. Наличие таких знаний позволяет уберечь должностных лиц от профессиональной деформации.
Следует учитывать, что для эффективного применения норм права необходимо не только знание этих норм, умения и навыки применять право, но и определенное эмоционально-нравственное отношение к нему, оценка правовой ситуации, ценностное отношение к праву в целом, к практике его применения. Эти задачи возлагаются на оценочную функцию профессионального правового сознания должностных лиц.
Указанная функция включает в себя элементарные и сложные эмоциональные состояния личности, которые формулируются на основе правовых знаний и представлений о нормах права, юридических обязанностях и правах, законности в правотворческой и правоприменительной деятельности. Это сознательные правовые переживания, воздействующие на поведение должностных лиц, , в конкретной правовой ситуации.
В структуру профессионального правового сознания входят следующие виды ценностных отношений: отношение к законодательству, нормам, принципам, институтам права; отношение к нарушению правовых запретов и обязанностей; отношение к правоохранительным органам; отношение к собственной профессиональной деятельности .
Исследованиями установлено, что указанные ценностные отношения имеют как позитивное, так и негативное содержание. Так, профессиональное правовое сознание (по сравнению с обыденным) характеризуется более высоким уровнем солидарности с правовыми нормами и институтами.
Профессиональное правовое сознание характеризует устойчиво-отрицательная оценка (осуждение) нарушений правовых запретов и преступности в целом, а также лиц, совершающих правонарушения. Это предопределяет мотивацию и направленность их профессиональной деятельности на предупреждение правонарушений .
Профессиональное правовое сознание характеризуют высокие оценки социальной значимости права и правоприменительной практики в целом. Но при этом, к сожалению, приходится констатировать, что среди рассматриваемой категории должностных лиц, немало таких, которые нигилистически относятся к праву, к закону в целом, что приводит к фактам нарушения служебной дисциплины с их стороны, а нередко и к нарушению законности .
Наиболее важную роль в правоприменительном процессе играют правовые убеждения, которые представляют собой социально-правовые ценности, вызывающие готовность к правоприменительной деятельности. Сущность убеждения составляет уверенность лица в обоснованности и справедливости требований и предписаний законов, осознание безусловной необходимости их неукоснительного исполнения, внутреннюю потребность и привычку поступать с учетом требований правопорядка .
Правовые убеждения способствуют формированию у должностных лиц стереотипов применения норм права и привычки соблюдения законности в правоприменительной деятельности. Правовые убеждения, соединяя и обобщая в себе знание норм права, умения и навыки их применения, ценностные отношения к праву непосредственно предопределяют принятия решения по конкретному делу и его содержание .
Ценностный аспект профессионального правового сознания имеет важное значение для осуществления правоприменительной задачи посредством преобразования рациональных элементов (правовых знаний, навыков и умений) в правовые ценности и убеждения. Этим обуславливается значение третьей - регулятивной функции профессионального правового сознания
Их правовые установки имеют следующие особенности:
1) они носят ярко выраженный осознанный характер, поскольку в их основе лежат правовые знания, навыки и умения;
2) они регулируют специфическую (правоохранительную) деятельность по применению норм права;
3) имеют только им свойственный объект и способ формирования правовых установок, которые формируются под воздействием профессиональных потребностей.
«Правовая установка выступает в качестве связующего звена между профессиональным правосознанием и правоприменительной деятельностью» . При этом в зависимости от типа установки (положительные или отрицательные), применения права, осуществляется в соответствии с требованиями закона либо противоречит ему.
Приведем пример. Так, в частности, законная правоприменительная деятельность является следствием таких положительных правовых установок, как стремление руководствоваться только законом при разрешении конкретных правовых ситуаций, строгое соблюдение процессуальных требований, осуществление полномочий строго в рамках служебной компетенции. И наоборот, нарушение законности при применении норм права определяется такими негативными установками как стремление руководствоваться не законом, а целесообразностью, стремление любой ценой доказать вину правонарушителя и привлечь его к ответственности.
Правовые установки в совокупности складываются в правовые ориентации, представляющие собой функциональный аспект правосознания с точки зрения общей направленности субъекта на достижение целей правового регулирования.
Действие правовых ориентаций продолжительнее и результативнее, чем правовых установок. Прежде всего, они определяют приоритеты деятельности и оказывают влияние не только на применение норм права, но и на развитие законодательства в целом.
Приведем пример. В качестве приоритетного направления современной правовой политики выступает всесторонняя правовая защита законных прав и интересов личности, что в конечном итоге и предопределяет формирование соответствующих ценностных ориентаций в профессиональном правосознании лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность .
Исследуя проблему профессионального правового сознания должностных лиц, следует обратить внимание ряд факторов, которые оказывают определенное влияние на его содержание и функционирование. Одним из таких факторов выступает нравственное сознание, которое активно воздействует на профессиональное правовое сознание.
Это можно объяснить всеобщностью нравственных требований, их проникновением во все сферы человеческой деятельности, включая и правоохранительную. В нравственном сознании, его категориях содержатся наиболее общие ценности человеческого поведения.
По своему содержанию правоприменительная деятельность должностных лиц является глубоко нравственной. Все это находит отражение в нравственном сознании. Нравственное сознание формируется и утверждается в процессе повседневной профессиональной деятельности.
На сегодняшний день в деятельности должностных лиц дают о себе знать негативные последствия в форме бюрократических извращений, противопоставление законности ведомственным интересам. Наиболее асоциальными формами проявления бюрократизма в рассматриваемой сфере являются злоупотребления властью и служебным положением, взяточничество и грубое нарушение прав человека, коррупция.
Профессиональное правовое сознание и правовая культура играет решающую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, всех видов юридических решений.
Профессиональное правовое сознание должностных лиц тесно связано с законностью: состояние, уровень законности в стране оказывает позитивное влияние на качественные характеристики правосознания рассматриваемой группы лиц. В свою очередь, их правовое сознание является тем условием, которое в значительной степени определяет уровень законности в действиях лиц, осуществляющих свою деятельность.
Содержание профессионального правового сознания и правовой культуры должностных лиц характеризуется рядом черт, в числе которых уважительное отношение к праву, закону, к практике его применения, готовность к совершению активных правомерных действий по защите прав и свобод граждан .
Можно с уверенностью констатировать, что если должностное лицо, обладает развитым, «здоровым» правовым сознанием, характеризующимся уважительным отношением к праву, к закону, к практике его применения, даже в сложной юридической ситуации выберет правильный вариант поведения.
2.2 Пути формирования правовой культуры должностных лиц
Научному сообществу необходимо решить ряд фундаментальных задач, чтобы обеспечить успешное развитие права в цифровой реальности, как будет объяснено далее.
В соответствии с программой "Цифровая экономика Российской Федерации" праву отводится очень важная (инструментальная) роль в развитии цифровой экономики. Нормативное регулирование необходимо для широкого спектра мер, которые необходимо реализовать для «создания новой нормативной среды, обеспечивающей благоприятное правовое регулирование возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровая экономика)».
В этом случае право выступает в качестве своего рода средства оцифровки. Для реализации этой программы необходимо использовать юридические технологии, такие как юридический эксперимент, оценка регулирующего воздействия и правовой надзор. Компьютеры, цифровые технологии могут оказать существенное влияние на само право, на его способность оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения, на эффективность государственно-правовой системы, на открытие путей в новых измерениях социальной реальности .
Для реализации этой программы и обеспечения успешного правового регулирования цифровой экономики необходимо большое количество правовых актов, которые, по сути, должны перенастроить право на решение задач, определенных в этом документе. Это затронет многие области права, включая трудовое, гражданское, уголовное, административное и другие. Существует ряд общепризнанных и официально действующих международных договоров, и нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих "информатизацию" российского общества и развитие компьютерных технологий, правовых систем в области "антикоррупционного законодательства», законодательства, направленного на борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Изучение развити,я как внутреннего законодательства, так и иностранного права выявляет своего рода «циклический правовой порядок», практическое значение которого имеет несколько аспектов:
1) именно «циклические правовые массивы» станут основным драйвером и основным направлением интеграции и дифференциации права в эпоху цифровизации.
2) понятие "циклический правовой порядок" (в случае его разработки и обоснования) способно сформировать новый подход в правоприменительных процессах (и, возможно, в других формах правовой реализации), связанный с выбором и анализом правовой системы, правовой квалификацией конкретного (в смысле рассматриваемого) правоотношения, связанного с разрешением юридических конфликтов и восполнением пробелов в праве.
Право в цифровой реальности существенно меняется, возникают новые виды общественных отношений, которые ранее не были затронуты законодательством, но теперь уже находятся в сфере правового регулирования:
1) субъектами таких правоотношений являются так называемые «цифровые», то есть виртуальные личности. Такой «человек» по существу формирует цифровые данные о реальном человеке, его виртуальном или "цифровом" изображении, а также его IP-адресе, к которому привязан компьютер, используемый для выполнения действий в виртуальном пространстве.
2) в связи с юридически значимой идентификацией человека в цифровом пространстве они непосредственно находятся в сфере правового регулирования в целях обеспечения законных прав, свобод и интересов граждан.
3) которые возникают в результате реализации прав человека в виртуальном пространстве, включая новые права, такие как право на доступ к Интернету.
4) в связи с активным внедрением робототехники в процесс правового регулирования общественных отношений. Здесь на повестке дня стоит вопрос о правосубъектности как типичных (государство, физические лица, юридические лица), так и нетипичных (роботы, компьютерные механизмы).
5) и в связи с возникающими нетипичными объектами, финансовыми и нормативными компьютерными технологиями, информацией, крипто валютой.
6) в контексте использования цифровых информационных баз данных анализ сферы верховенства права показывает, что в настоящее время наблюдается тенденция к расширению ее границ, развитию планомерного процесса, связанного с растущим участием в этой сфере видов общественных связей.
Необходимость юридического регулирования определенных видов общественных отношений как с помощью идеологических, так и материальных условий. В современном обществе усиливаются тенденции к укреплению самоуправления в управлении различными сообществами и процессами, что особенно заметно в Интернете.
У людей есть желание вырваться из-под жесткого государственного контроля, осуществлять свои намерения и действия в виртуальном пространстве, тем самым сокращая сферу правового регулирования общественных отношений, что многие государства воспринимают как угрозу. Форма права в виртуальной реальности существенно меняется.
Электронные версии различных правовых источников, правовых актов давно размещены в «Гаранте», «Консультанте» и других Интернет-ресурсах, которые сегодня приобрели популярность как среди обычных граждан, так и среди профессиональных юристов, которые все чаще используют эти информационные базы для решения конкретных судебных дел.
Юридическая наука сталкивается с серьезными фундаментальными проблемами, связанными с обоснованием правовых преобразований в виртуальной реальности, в том числе:
1) Определение способов, которыми быстрое развитие цифровой реальности влияет на право;
2) постановка и разработка проблемы виртуального и реального права, разработка методологии юридической науки;
3) Прогнозирование возможных сценариев изменения роли цифровой экономики в сфере публичного права;
4) создание концепции опережающего отражения в праве общественных отношений в областях, связанных с использованием компьютерных технологий.
Таким образом, новая цифровая реальность предъявляет новые требования, как к праву, так и к юридической практике, включая разработку рациональных инструментов и моделей правового регулирования различных сфер общественной жизни. Работа должностных лиц состоит в том, чтобы придать этой реальности юридическую форму.
В настоящее время из-за политических, экономических, социальных, культурных и других изменений, происходящих сегодня во всем мире, существует опасность нестабильности правосознания, различных деформаций правовой культуры: правового нигилизма, правового фетишизма. Эти аспекты юридической девальвации, безусловно, являются наиболее распространенными.
Правовой нигилизм - это вызванное социальной средой активное или пассивное неприятие государственного законодательства, которое препятствует поступательному развитию общества и может стать питательной средой для противоправных действий.
Правовой фетишизм, как и любое идолопоклонство, ведет к возрождению системы ценностей человечества. Антиции не просто борются с ценностями, они занимают место последних, наделяя их положительными качествами, наделяя их отрицательными и поэтому пытаясь уничтожить или закрыть (локализовать) их в "гетто", духовном заповеднике.
Пути преодоления правового нигилизма и правового фетишизма могут быть разными, но к этим явлениям следует подходить комплексно, учитывая их взаимосвязь. Прежде всего, необходимо пересмотреть всю систему отношений государства с обществом, попытаться изменить правосознание граждан, что совершенно невозможно, но необходимо продолжать и предпринимать необходимые действия в этом направлении.
Плоды цифровизации требуют переосмысления и правильного формулирования правового механизма регулирования.
Цифровизация, век цифровых технологий, Интернет оказывают самое непосредственное влияние на осуществление фундаментальных прав человека, способствуют появлению новых прав и свобод, диктуют необходимость трансформации и расширения фундаментальных ценностей и требуют совершенствования существующих гарантий реализации прав человека.
Нужно постепенно переводить в режим использования электронных технологий.
Необходимо разработать модель совместной ответственности, в которой за ошибки робота или даже причиненный ему ущерб несут ответственность: программист, который разрабатывает программные действия устройства, оператор, который обеспечивает его использование и эксплуатацию, и, наконец, должностное лицо, сотрудник, который разрабатывает программное обеспечение, ответственный за сотрудники, отвечающие за эту область работы.
Для успешного решения проблем, связанных с повышением эффективности правового регулирования, крайне важно избегать такого состояния правосознания, когда оно имеет нигилистическое, неуважительное отношение к существующей правовой системе, законодательству и практике его применения, независимо от того, в каком идеологическом или политическом отношении оно находится. социально-психологической сфере они проявляются .
Вывод по главе 2.
Подводя итог анализу исследуемой проблемы, мы приходим к выводу, что профессиональное правовое сознание должностных лиц, выступает в качестве формы правового сознания, структурными элементами которого выступают правовые взгляды, чувства, ценностные ориентации и других структурные элементы правового сознания людей, на профессиональной основе занимающихся правоохранительной деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.
Таким образом, профессиональное правовое сознание есть сложное, многокомпонентное, многофункциональное образование, которое имеет разветвленную структуру и играет главную роль в механизме регуляции поведения должностных лиц.
Недооценка роли профессионального правового сознания в механизме регуляции правового поведения, а также недостаточная исследованность способов и путей его формирования неизбежно влечет за собой деформацию сознания лиц, в чьи профессиональные обязанности входит осуществление зажиты прав человека.
Акцент в исследовании деятельности с позиций инструментальной теории делается на определение места и роли правовых средств в структуре деятельности, что имеет своей конечной целью выявить и разработать конкретные рекомендации по совершенствованию правоохранительной деятельности для повышения ее эффективности.
Заключение
Анализируя итоговые результаты проведенного исследования, хотелось бы подчеркнуть, что все цели, которые были здесь определены, были достигнуты в полной мере. В частности удалось рассмотреть все аспекты проблемы, связанной с правосознанием и правовой культурой. На основании полученных результатов также было установлено, что правосознание является сложным и продолжительным процессом, который в разной степени, но затрагивает почти все сферы жизни человека.
Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что среди правовых явлений правовая культура, точно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура - один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из главных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру народа, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в общем.
Правовая культура определяет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы народа и глубоко пронизывает правовое сознание, право, правовые отношения, законность и правовой порядок, правотворческую, правоприменительную и любую другую юридическую деятельность, регулирует поведение людей, объединяясь с социокультурными, историческими особенностями различных народов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является главным показателем степени зрелости определенно-исторической правовой системы.
Список использованных источников
1. Акимова, Т.И. Правовое сознание государственных гражданских служащих: теоретико-правовой анализ современных тенденций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 54.
2. Артамонов, А.Н. Нормотворчество как сознательная деятельность профессиональных юристов // Седьмые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 16 декабря 2011 года): сборник статей: в 7 кн. Кн. 2: Проблемы международного, конституционного и муниципального права. М., 2012. С. 122.
3. Бондарев, А.А. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 146.
4. Борисова, С.Н., Носова С.Ф. Правовое сознание экономистов-юристов, служащих правоохранительных органах // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. С. 318.
5. Вавин, А.В. Роль профессионального сознания юристов в условиях правового государства // Актуальные проблемы современного права в научных исследованиях молодых ученых-юристов: материалы научно-практической конференции аспирантов и соискателей (Москва, 28 мая 2013 года) / Отв. ред. Ненашевская Е.К. М., 2013. С. 224.
6. Вавин, А.В. Указ. Соч. С. 224.
7. Ворожцов, А.М. Влияние социализации личности на профессиональную деятельность сотрудника правоохранительных органов // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции / Отв. Ред. Самарин Н.Д. Иркутск, 2012. С. 281.
8. Жидовцева, О.А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 205.
9. Козлихин, И. Ю. История политических и правовых учений. Курс лекций. Учебное пособие / И.Ю. Козлихин. - М.: Проспект, 2019. - 302 c.
10. Крылов, Д.А. Основные психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность оперативных сотрудников // Юридическая психология. 2013. № 4. С. 13.
11. Лисова, А.Н. К вопросу о применении права // Юрист. 2012. № 11. С. 15.
12. Магденко, А.Д. Правовое сознание сотрудников полиции в контексте реформы МВД // Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 февраля 2013 г. Рязань, 2013. С. 72.
13. Памятники римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М.: Зерцало, 2021. - 608 c.
14. Сумская, Е.Г. Правоведение за 24 часа / Е.Г. Сумская. - М.: Феникс, 2018. - 928 c.
15. Толкачев, К.Б. Правовая идеология в структуре профессионального сознания государственных служащих Российской Федерации // Государство, право, общество (вопросы теории, истории и практики): сборник научных статей. Уфа, 2013. С. 127.
16. Черепанова, Ю.С. Профессиональное правовое сознание юриста // Норма. Закон. Законодательство. Право. Материалы Всероссийской студенческой научной конференции (Пермь, май 2006 г.). Пермь, 2007. С. 25.
17. Чефранов, В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Философско-методологический очерк. Киев: Вища шк., 1976. С. 114.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней