Фрагмент для ознакомления
2
§1. Понятие «предметно-игровая среда» и проблемы ее организации в отечественной и зарубежной педагогике
Предмет и игровая среда являются важным фактором личностного развития. Несмотря на свою богатую историю, этот вопрос актуален и се-годня. В настоящее время реализуется множество базовых и специализи-рованных программ, определена объектно-ориентированная модель до-школьного образования, в которой вся педагогическая работа проециру-ется на среду развития; педагогическая работа направлена на освобожде-ние детей от преобладания целенаправленного влияния педагогов и т.д. Все это требует научно обоснованного подхода к проектированию объекта и игровой среды [12]. Особенности объекта и игровой среды:
- информативный (несет информацию об окружающем мире);
- мотивирующий (поощряет общение, деятельность, определяет ее содержание);
- развивающий (развивает все сферы личности: когнитивную, эмоци-ональную, волевую и т.д.);
- стимулирующий (стимулирует проявление активности, творчества детей и т.д.);
- регулирующий (регулирует активность).
Принципы организации предметно-игровой среды были выделены В.А. Петровским:
1. Статичность и подвижность - статичность обеспечивает стабиль-ность, неизменность, что придает ребенку надежность и безопасность; мо-бильность - это возможность изменять его, что важно для интеллектуаль-ных процессов детского творчества;
2. Гибкость в зонировании - предполагает создание функциональных «пространств» (для игр, театра, строительства). Дети должны иметь воз-можность переносить предметы и игрушки в любую часть групповой ком-наты, холла;
3. Удобство - предметы должны быть расположены так, чтобы ребе-нок мог свободно их брать. Игрушки должны быть надежными, безопас-ными и простыми в использовании;
4. Открытость - закрытость - означает, с одной стороны, возмож-ность уединения, организацию автономной деятельности, например, за ширмой, с другой стороны, у ребенка должны быть условия для общения с детьми, возможность видеть, как они играют, рисуют и т.д. С другой стороны, ребенок должен иметь условия для общения с детьми, возмож-ность видеть, как они играют, рисуют и т.д.;
5. Учитывайте гендерные различия - наличие специальных наборов предметов, игрушек для девочек и мальчиков [13].
В.Т. Кудрявцев выделяет принципы организации предметно-игровой среды в аспекте культурного развития как творческого процесса:
- проблемное насыщение;
- незавершенность и возможность активного завершения вашего строительства;
- универсальность (например, игральные кости разной формы);
- обыденность ситуации, отход от шаблонов.
Вопрос организации тематической игровой среды в отечественной педагогике начинает рассматриваться в 20-30-е годы в работах А.В. Сув-цевой и Е.А. Флерина «Творчество педагога». В 1927 году на основе кон-цепции «Единой трудовой школы» в детских садах были созданы мастер-ские, в которых использовались различные материалы для работы по де-реву, картону и шитью.
Первые научные материалы по этой проблеме были связаны с орга-низацией досуга детей, что нашло отражение в «Руководстве для воспита-телей детских садов» (1953), в котором выделены следующие виды дея-тельности: рисование, лепка, изготовление игрушек, просмотр книг. Предыдущие программы детских садов (1932, 1934, 1938) не содержали инструкций и рекомендаций по созданию объектно-ориентированной иг-ровой среды.
В 50-х годах было введено понятие «уголки», в 60-х годах - понятие «самостоятельная деятельность детей». Исследования этого периода рас-сматривают предметно-игровую среду как средство воспитания качеств личности дошкольника (общительность, самостоятельность, организован-ность и т.д.), развития способностей (художественных, игровых, трудовых и т.д.). Углы были заполнены предметами, наборами игрушек, чаще всего с заранее подготовленными возможностями, использовать их, очень огра-ниченными способами обращаться с ними. Например, наборы атрибутов для игр «Больница», «Почта», «Магазин».
В 70-х годах было введено зонирование. Зоны, в отличие от углов, включают в себя гибкие подвижные элементы, которые позволяют созда-вать импровизированные пространственные конструкции. Это ширмы, иг-рушечная мебель, многофункциональные конструкции, бесформенный ма-териал и т.д. С появлением зон воспитательное значение предметной и игровой среды значительно расширяется. Основное внимание уделяется развитию навыков, творческого потенциала детей и вовлечению детей в продуктивную и полезную деятельность [5].
Предметно-игровая среда стала неотъемлемой частью более широ-кой концепции объекта и среды разработки. В 70-е годы проблема органи-зации предметно-игровой среды была разработана Н.Т. Гриневичем, Г.Н. Пантелеевым, Л.В. Пантелеевым и другими.
В современных условиях объектно-игровая среда разрабатывается с учетом личностно-ориентированного подхода. ДОУ стремится создать свой собственный стиль группового дизайна. Обратите внимание на пози-тивные изменения и негативные стереотипы в организации предметно-игровой среды:
- позитивные изменения в проблеме, негативные стереотипы;
- преодоление строгих требований: разрешено использование мягких игрушек, предметов, принесенных детьми из дома, и т.д.;
- создание условий для взаимодействия разных возрастных групп;
- создание условий в группах для уравновешивания совместной и индивидуальной деятельности;
- многофункциональное использование предметов, вспомогательных средств и т.д.;
- наличие полок, ячеек для хранения личных вещей, игрушек, для организации самостоятельной деятельности;
- шаблон-использование атрибутов для игр с заданной темой «Поч-та», «Парикмахерская» и т.д.;
- демонстрация игрушек, вспомогательных средств с упором на эк-заменатора;
- нехватка игрушек и вспомогательных средств;
- отсутствие финансирования, недостаток средств на покупку игру-шек, обогащение объекта и игровой среды.
В зарубежной педагогике вопрос организации тематической игровой среды рассматривался в работах Р. Штайнера, М. Монтессори, К. Р. Валь-тера, О. Декроли и других.
Педагогические взгляды М. Монтессори основаны на принципе со-гласия с природой. Для развития жизненных сил и способностей, заложен-ных в ребенке, отмечает М. Монтессори, необходима «подготовительная среда», то есть определенная микросреда. М. Монтессори предложила разделить комнаты дошкольной группы на функциональные зоны.
Все игровые материалы были предложены для размещения на от-крытых и доступных полках. Особое место в тематической среде она уде-лила дидактическим материалам, направленным на развитие чувств. Эти материалы были основаны на принципе самоучки [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду. //Дошкольное воспитание, 1999, №5.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. //Дошкольное воспитание, 1995, №4.
3. Дошкольная педагогика. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Са-моруковой, М., 1988, ч. 2, с. 136-143.
4. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
5. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой, М., 1989.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с.
8. Лаврентьева Т. Г. Организация предметной среды и позиция воспитания. // Дошкольное воспитание, 1995, №6.
9. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
10. Михайленко Н., Короткова Н. Педагогические принципы орга-низации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. 1989 №4.
11. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда, М., 1995.
12. Новоселова С. О. новой классификации детских игр /Дошкольное воспитание, 1997 №3.
13. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, М., 1980, гл. 9.
14. Педагогические требования и возрастная адресованность иг-рушек: Методические рекомендации. // Дошкольное воспитание, 1988, №9.
15. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. М., 1992.
16. Сербина Е. Пусть будет как дома. // Дошкольное воспитание, 1989, №2.
17. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками. //Дошкольное воспитание, 1997, №5.
18. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры, М., 1987.