Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Современный подросток в значительной мере отличается от своих предшественников благодаря изменениям, которые произошли в обществе и подростковой среде за последние десятилетия. Необходимо отметить, что в современной ситуации изменений общества, при переходе его от индустриального к информационному, четко прослеживаются и значимые изменения современного подростка.
Сегодня наблюдается необратимая трансформация в области детского чтения, благодаря которой происходит новое вхождение детей и подростков в книжную культуру. Сравнивая молодых читателей XXI века с теми, кто появился на свет в начале 1990-х годов, мы замечаем, что они обладают рядом новых черт. Однако стремительные изменения в школьном образовании, вызванные реформами, оказывают сильное, но двусмысленное влияние на чтение подростков. Все большее количество альтернативных учебных заведений и программ приводит к возрастанию потребности школьников в информации «для дела», что иногда противоречит чтению «для души». В то же время рост числа телеканалов, развитие кабельного телевидения и компьютерные технологии делают «экранную культуру» все более влиятельной на чтение детей и подростков.
Современные исследователи отмечают сокращение времени, уделяемого чтению подростками в их свободном времени. Изменился характер чтения, преобладает «деловое» чтение перед «свободным». Также наблюдается увеличение числа подростков, которые читают литературу в основном только из школьной программы, а также различие в читательских предпочтениях мальчиков и девочек.
Объектом исследования стала подростковая аудитория сельских библиотек, а его предметом – уровень вовлеченности подростков в процесс чтения.
Основной целью данного исследования является анализ читательских интересов подростков в сельской местности. Исследование проводилось на базе МКУ ЦБС Кочковский район. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- определить чтение как основу формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала юных читателей;
- обозначить особенности обслуживания подросткового контингента в сельских библиотеках;
- охарактеризовать библиотеки сети МКУ «ЦБС Кочковского района», работающие с подростками;
- рассмотреть специфику читательских интересов подростков.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- анализ специальной литературы и документного потока по теме исследования;
- анкетирование подростков – пользователей библиотек ЦБС Кочковского района.
- сравнительно-аналитический метод обработки данных.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих отдельные параграфы в соответствии с логикой поставленных в исследовании задач, заключения, списка литературы и приложения
Первая глава носит теоретический характер, в ней рассмотрены проблемы чтения как основы формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала юных читателей и обозначены особенности обслуживания подросткового контингента в сельских библиотеках.
Вторая глава базируется на практических аспектах, в ней приведены общая характеристика библиотечной сети МКУ ЦБС Кочковский район, описаны результаты анкетирования читателей библиотек подросткового возраста.
В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы по теме.
1 КНИГА, ЧТЕНИЕ И ПОДРОСТОК: БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ФОРМАТЫ ЧТЕНИЯ
1.1 Чтение как основа формирования культурного, духовного и интеллектуального потенциала юных читателей
Детская литература – это сфера, которая страдает от различных проблем, как уже имеющихся, так и постоянно накапливающихся. Одной из наиболее актуальных проблем современной школьной системы является вовлечение подростков в чтение. Т.Д. Полозова отмечает, что чтение для детей – это активный процесс, сопровождающийся эмоциональными и эстетическими действиями. Подобная идея также занимала значительное место в идеях С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой, П.П. Блонского и других ученых-педагогов и психологов. В основе этой концепции лежит идея о том, что искусство является «универсальным эстетическим инструментом, способствующим целостному развитию и формированию активной личности» .
Однако, важно отметить, что умение читать не сводится только к устному воспроизведению текста. Под читательским навыком мы понимаем способность осознавать и анализировать содержание текстов, использовать их для достижения личных целей, а также развивать свои знания и возможности.
Интеллектуальное и моральное развитие детей и подростков непосредственно связано с информацией, которую они получают. Огромную роль в формировании их личности играют массовые коммуникации и книги. В современный период время чтения, его роль и отношение к нему исключительно меняются.
Утверждается, что в наше время человек, чтобы быть в курсе научных новостей, должен прочитывать годовую норму книг, которую ранее он прочитывал за всю свою жизнь. Зачем же подростку нужно чтение?
Считается, что книги будят эмоции. Иван Павлов утверждал, что эмоции являются энергетическим источником для человека. Читая книги, подросток переживает эмоции – радость, удивление, сострадание. Все это необходимо для него. Если положительные эмоции отсутствуют, могут возникать отрицательные. Постепенно подросток может научиться получать удовольствие от того, что непонятно и даже кажется вредным. Если школьник постоянно находится в состоянии эмоциональной нищеты, может развиться острая или патологическая реакция. Обычно говорят «из-за скуки», но на самом деле это «из-за эмоциональной голода».
Кроме того, чтение способствует развитию интеллекта. Не забудьте, что человек воспринимает 20% информации глазами, из которых 70% приходится на чтение. Если подросток регулярно не читает, он упускает около 27% доступной информации . Чтобы быть в курсе научных новостей, сегодня нужно прочитывать столько, сколько раньше читали за всю жизнь. Таким образом, чтение сегодня является способом быть в тренде, соответствовать быстроте и требованиям времени. Необходимо постоянно повышать скорость и уровень восприятия чтения.
Общеизвестно, что чтение помогает в учебе. Действительно, подросток, который хорошо читает, быстро усваивает смысл прочитанного и выделяет главное. Если у читающего проблемы, он может несколько раз прочитать условие задачи, чтобы полностью понять его. Тот, кто свободно читает, обычно лучше отвечает на вопросы и имеет большую орфографическую точность. Кроме того, хорошая техника чтения способствует эмоциональной выразительности и глубине понимания текста. Если подросток читает больше, у него будет больше информации, навыков поиска и обобщения, а также лучшая ориентация в учебных предметах.
Безусловно, книги играют важную роль в формировании самообразовательных навыков. Подросток, увлеченный чтением, с радостью посещает библиотеку, изучает структуру книги, осваивает использование справочников, энциклопедий и формуляров. Это значительно способствует его учебной деятельности.
Школьники знают, что независимо от возникающего вопроса ответ можно найти в книге, которая обладает мудростью вселенной.
Говорят, что чтение заставляет человека совершать нравственные поступки. К сожалению, реальная жизнь не всегда предлагает нам «изобилие» уроков высокой нравственности. Поэтому вера в добро, светлое и честное укрепляется образами любимых героев, поступками которых мы восхищаемся. В настоящей эпохе многие подростки постепенно забывают о книгах, полагая, что их роль легко могут заменить телевидение и Интернет. Однако компьютер никогда не сможет передать ту уникальную атмосферу, которую мы ощущаем, перелистывая страницы книги. Безумная любовь к физическим книгам у некоторых людей объясняется тем, что они видят в них настоящее «чудо», способное уносить нас в мир покоя, любви и романтики. Именно чтение позволяет нам уйти от повседневной суеты, забот и бесконечных проблем.
Книга – это лучший советчик и преданный друг, особенно для юного читателя. На страницах книг можно найти ответы на множество вопросов, которые постоянно тревожат человека, особенно в период подросткового и юношеского возраста. В книгах предлагаются различные пути решения жизненных проблем, даются дельные советы и рекомендации. Как преодолеть разрыв семьи, как выбрать истинных друзей, где найти смысл жизни? Ответы на эти и многие другие вопросы находятся на страницах книг. Подросток должен понимать, каким книгам отдавать предпочтение. Рекомендуется, например, читать научную литературу.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Астафьева, Г.А. Формы и методы привлечения детей к чтению в сельской библиотеке / Г.А. Астафьева // Форум социально-библиотечных проектов Республики Мордовия (1; 2018; Саранск). – Саранск: Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия, 2018. – С. 81-84.
2 Березина, А.В. Особенности чтения современных подростков: по материалам исследований РГДБ / А.В. Березина // II Крапивинские чтения: подросток в мире и мир подростка, Екатеринбург, 14-16 октября 2019 года: российская научно-практическая конференция: материалы конференции. – Екатеринбург: СОБДиМ им. В.П. Крапивина, 2019. – С. 34-47.
3 Информационно-аналитический отчет по итогам работы библиотек Кочковского района за 2022 год. – URL: https://docs.google.com/document/d/1dT1ERrPkEcz_BQji54p2w5RGaLgqh0YU/edit (дата обращения 21.12.2023).
4 Калинина, Е.Н. Книга, чтение и подросток: литературное пространство и форматы чтения, или театр начинается с книги / Е.Н. Калинина // Крапивинские чтения. Подросток в мире и мир подростка: сборник материалов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 13-14 октября 2021 г. – Екатеринбург: СОБДиМ им. В.П. Крапивина, 2021. – С. 60-62.
5 Кузнецова, Н.Н. Социальное партнёрство как условие работы сельской библиотеки / Н.Н. Кузнецова // В помощь библиотекам: информационно-методический бюллетень. Вып. 65. Библиотека в жизни провинциального города. Белозерск. – Вологда: ВОУНБ, 2019. – С. 85-91.
6 Марцинюк, И.В. Роль сельской библиотеки в образовании, воспитании, сохранении культурных традиций жителей села / И.В. Марцинюк // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2023. – № 8. – С. 36-43.
7 Орлова, Л.А. Современная сельская библиотека как многофункциональный культурно-досуговый центр / Л.А. Орлова // Исследователь. – 2022. – № 3-4. – С. 225-230.
8 Песчанская, Н.В. Читать – это модно. Право подростка на чтение / Н.В. Песчанская // Крапивинские чтения. Подросток в мире и мир подростка: сборник материалов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 13-14 октября 2021 г. – Екатеринбург: СОБДиМ им. В.П. Крапивина, 2021. – С. 105-111.
9 Подросток цифрового поколения в контексте читательской деятельности: монография / научный редактор: Цыремпилова И.С. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО ВСГИК, 2021. – 174 с.
10 Полозова, Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения / Т.Д. Полозова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2020. – 320 с.
11 Сарина, О.А. Тематические дни в сельской библиотеке / О.А. Сарина // Библиотечная жизнь Кузбасса: производственно-практический журнал. – 2022. – № 2. – С. 74-76.
12 Статистические данные по общедоступным библиотека Кочковского района на портале «Библиотеки России – детям». – URL: https://stat.rgdb.ru/?filter_text=&filter_type=0&filter_federal=5&filter_level=0&filter_region=70&filter_finance=0&filter_area=2220 (дата обращения 21.12.2023).
13 Стефановская, Н.А. Традиционное и цифровое чтение современного подростка / Н.А. Стефановская, А.В. Иванова // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. – Вып. 15: Материалы Постоянного Круглого стола «Цифровое чтение: ресурсы, инструменты, практики», (8 ноября 2018 г.). – Москва: Изд-во «Конан-Плюс», 2018. – С. 52-59.
14 Цебрикова, М. Чтение для подростков / М. Цебрикова // Детские чтения: журнал. – 2021. – № 2. – С. 17-24.
15 Чудакова, М.О. Литература в школе: читаем или проходим? / М.О. Чудакова. – Москва: Время, 2019. – 288 с.