Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Поддержка и продвижение чтения как направление библиотечной практики
1.1. Проблемное поле детского и подросткового чтения
Что читают современные школьники? Каковы их реальные литературные предпочтения? Любят ли они классику? Есть ли среди их любимых книг произведения из школьной программы? Эти вопросы являются остроактуальными как для родителей, педагогов, так и для библиотекарей, книгоиздателей. Этот интерес в первую очередь обусловлен особенностями процесса становления личности подростка, на который книга оказывает существенное, а иногда и определяющее влияние. Поэтому в научной литературе активно обсуждается вопрос о механизмах управления детским и подростковым чтением, выбор которых зависит от того, насколько мы владеем информацией о литературных предпочтениях детей и подростков.
О важности чтения сказано немало слов, написано множество статей и разработана масса методических рекомендаций. Проблема детского чтения актуальна и по сей день. Интенсивно идет процесс трансформации читательских практик современных детей. Меняются основные характеристики детского чтения: статус чтения, характер, продолжительность, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения. В последние десятилетия реальность, окружающая ребенка, существенно изменилась. И значительная ее часть – виртуальна. Конечно, это находит свое отражение и в чтении детей. В жизни практически каждого ребенка есть всевозможные гаджеты, с помощью которых он познает окружающий мир: компьютер с его доступом к всемирной сети Интернет, всевозможные смартфоны, планшеты, дающие возможность в любой момент получить искомую информацию, посмотреть видео на интересующую тему. При этом от ребенка требуется минимум усилий – нажать пару кнопок и посмотреть/послушать то, что искал. Иногда может показаться, что время собственно чтения как такового ушло в прошлое. Однако оно неуклонно продолжает играть важнейшую роль в развитии психики ребенка.
Чтение имеет огромное значение в формировании, нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями. Чтение – одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. В настоящее время чтение рассматривается как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности .
Многие исследователи рассматривали чтение с точки зрения его структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, а также формировании их личности и поведения. С точки зрения А.Н. Соколова, чтение является и процессом чувственного познания, и одновременно представляет собой опосредование речью отражения действительности, поскольку объектом восприятия является письменное речевое сообщение. А.Р. Лурия рассматривает чтение как процесс перешифровки символов одной системы – зрительных (графических) в другую систему символов – устную речевую (артикуляторную). На основе этих сложных перешифровок и происходит процесс декодирования, понимания сообщения. По мнению С.Л. Рубинштейна, любой текст является лишь условием мыслительной деятельности: то, что объективно содержится в тексте, может обрести и субъективную форму в голове читателя, и эта субъективная форма существования есть результат собственной мыслительной деятельности читателя .
Специфика чтения во многом обусловлена и возрастными особенностями личности. Остановимся на психологических особенностях маленьких читателей.
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. У ребенка появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми. Ведущей деятельностью становится игра как освоение норм поведения и деятельности людей. Именно в игре ребенок может «примерить» на себя различные роли и «прожить» некоторые ситуации из мира взрослых, которые он наблюдает в жизни. Включаясь в отношения с взрослыми и сверстниками, ребенок постепенно обучается рефлексии на другого человека. Через отношения со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. В дошкольном возрасте формируется иерархия мотивов, их соподчинение, развивается произвольность, отмечается первичное формирование Я-концепции и самооценки. Появляется понимание норм и правил социальных взаимоотношений. Немаловажное значение имеет и формирование готовности к школьному обучению.
Для младших школьников ведущей деятельностью является учебная. Именно в ходе овладения учением происходит развитие их психики. Очень важно осознание, позиционирование себя как школьников, формирование «внутренней позиции школьника». Претерпевает изменения мотивационная сфера, появляются мотивы социальные и в целом выстраивается иерархия мотивов. Мотивация социального статуса («я – ученик») очень сильна. Это период закладывания фундаментальных основ нравственного поведения. Формируется двигательная культура, что способствует как общему физическому развитию, так и снижению напряжения, выражению эмоциональности, социализации в целом. Начинает формироваться произвольность познавательных процессов. Пока же детям присуще преимущественно непроизвольное внимание; их привлекает все новое, яркое, интересное, необычное. Они склонны подражать, действовать по примеру. При этом важно помнить, что, хотя произвольность поведения уже должна быть развита, все же внимание детей легко отвлечь. Младшие школьники преимущественно мыслят образами, в начале обучения преобладает конкретное мышление и лишь начинает развиваться логическое, абстрактное.
Подростковый возраст характеризует прежде всего чувство взрослости.
Взрослости не только физиологической, но и психологической. И пусть взрослые прекрасно понимают, что до собственно психологической зрелости еще далеко, – подросток чувствует себя взрослым и, как следствие, требует большей самостоятельности и снижения опеки со стороны взрослых (тот самый конфликт «отцов» и «детей»). Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками – глубокое, близкое, личное. Это период начала романтических отношений с противоположным полом и конфронтации со взрослыми. Познавательные процессы уже произвольны. Активно развивается логическое мышление, проявляется тенденция к выстраиванию логических цепочек. Подростки становятся более критичны к окружающим, прежде всего – ко взрослым, требуют аргументов и доказательств.
Развивается рефлексивное мышление, склонность к размышлениям. Внимание избирательно. Подросткам часто присуща повышенная чувствительность и эмоциональность. Это период осознавания себя, своей индивидуальности, стремления к самопознанию и самообразованию .
Соответственно, говоря о чтении, мы должны учитывать как минимум вышеописанные характеристики детей и подростков.
В целом детское чтение можно рассматривать как социализационный механизм приобщения к материальной и духовной культуре, включающий в себя содержательные и технологичные социальные практики .
Перейдем к основным функциям детского чтения как одного из механизмов социализации, способствующему приобщению подрастающего поколения к материальной и духовной культуре современного общества.
Классификация социальных функций чтения как процесса коммуникации была предложена А.А. Леонтьевым. Автор подразделяет эти функции на два типа: собственно социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом, и социально-психологические, связанные с потребностями отдельных личностей – членов общества. Поскольку нас интересуют именно психологические аспекты чтения, остановимся на социально-психологических функциях чтения подробнее. К их числу относятся коммуникативная, самообразовательная и самовоспитательная, релаксационная, регуляционная и творческая функции.
Функция коммуникации представляет собой универсальный социокультурный механизм, ориентированный на взаимодействие социальных субъектов в процессе чтения, на воспроизводство и распространение социокультурных норм и образцов такого взаимодействия. Данная функция предполагает знакомство с процессами коммуникации, освоение новых явлений информационного пространства. При переходе в виртуальное пространство перед личностью открываются новые возможности взаимодействия с другими людьми, в том числе в процессе чтения или по вопросам, тесно связанным с данным феноменом.
Функция самообразования реализуется посредством самостоятельной, активной и творческой работы с книгой, позволяет детально проработать, прочно усвоить и зафиксировать в памяти полученные знания, навыки и умения. Если основой первоначального образования служит учебная литература, то в процессе непрерывного образования все большую роль приобретает специальная литература и специализированная периодика.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абитова А. Философия библиотековедения и постсовременной библиотеки // Wordpress.com - Режим доступа: https://postlibraryblog.wordpress.com
2. ГОСТ Р 7.0.103–2018. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2018. IV. С. 4.
3. Грибанова, Т.Сказ про то, как Марья Ивана искала (Судбищенская битва): стихи, поэма/ Т. Грибанова; ред. В.А. Устинов. – Орел: Картуш, 2012. – 64 с.
4. Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Е.А. Колосова. – М. : РГДБ, 2011. – 118 с.
5. Криворученко В.К. История – фундамент патриотизма: монография. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: НОУ ВПО «Институт непрерывного образования», 2012. – 271 с.
6. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М. : Академия, 2006. – 304 с.
7. О Концепции поддержки и развития чтения в Алтайском крае на 2019– 2024 годы [Электронный ресурс] : приказ М-ва культуры алт. края от 26 июня 2019 г., № 200 // Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/561545566?ysclid=lnk2odnt dw101647299
8. О Концепции поддержки и развития чтения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018–2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ханты-Манс. автоном. окр. – Югры от 19 янв. 2018 г., № 11-п // Официальное опубликование правовых актов : сайт. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/8600201801240006
9. Об утверждении комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие библиотечного дела в Ямало-Ненецком автономном округе» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ямало-ненец. автоном. окр. от 21 янв. 2022 г., № 42-П // Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https://depcul.yanao.ru/documents/active/143142
10. Об утверждении комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие библиотечного дела в Ямало-Ненецком автономном округе» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ямало-ненец. автоном. окр. от 21 янв. 2022 г., № 42-П // Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https://depcul.yanao.ru/documents/active/143142
11. Об утверждении Плана мероприятий по поддержке и развитию чтения в Пензенской области на 2019–2024 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Пензен. обл. от 15 июля 2019 г., № 370-рП // Кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs. cntd.ru/document/561425395?ysclid=lnk2yubqvy630431606
12. Об утверждении программы «Развитие и поддержка чтения в Нижегородской области на 2020–2025 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Нижегород. обл. от 10 июля 2019 г., № 439 // Архив Нижегородской области. URL: https://nn-gov.ru/doc/122754
13. Региональная программа поддержка чтения в Волгоградской области «Развитие и поддержка чтения в Волгоградской области на 2022–2030 годы» [Электронный ресурс]: утв. Председателем ком. культуры Волгоград. обл. 01.112022 // Vounb.ru. URL: https://www.vounb.ru/Dokumenty/Программа%20 развития%20чтения_compressed.pdf?ysclid=lnk3re89mz131719327
14. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). – Киев, 1975
15. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей / И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.
16. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.