Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Юношество, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов. Данная социальная группа является чутким индикатором происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества
В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Проблему ценностей исследовали И.Д.Бех [1], [2], М.Й.Боришевський [5], Б.С.Братусь [6], И.В.Дубровина [10], Б.С. Круглов [10], А.Г.Здравомыслов [11], В.А.Ядов [16] и др. Ценностные ориентации как элементы структуры личности специалиста в процессе его профессионального становления исследуются Л.В.Долинской [9], Н.П.Максимчук [9], Повьякель М.И. [19], М.В.Фроловой [18], Н.В.Чепелевой [19]; с точки зрения осознания жизненной перспективы Л.И.Божович [3], личностной репрезентации жизненного пути Н.Е.Бондар [4], жизненной позиции личности (В.В.Пичурин) [14], профессионального самоопределения В.В.Давыдов [8], формирования профессиональных убеждений В.В.Павленко[13]. Современные исследователи рассматривают ценностные ориентации в виде системы определенных норм, принятых групповым сознанием.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной подрастающего поколения весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у подрастающего поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Актуальность исследований юношеского возраста обусловлена также тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс, основой которого должны стать образованные, компетентные и грамотные специалисты.
Объект исследования: испытуемые юношеского возраста.
Предмет исследования: терминальные ценности.
Цель: изучить терминальные ценности.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
4. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что терминальные ценности в юношеском возрасте будут отличаться полярными суждениями, в силу специфики личностного развития в данном возрастном периоде.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Эмпирические методы. Тестирование по методике оценки терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г.Сенина.
3. Математические методы.
1. Теоретические основы изучения ценностей в юношеском возрасте
1.1. Понятие ценностей
Ценности и ценностные ориентации являются важнейшим механизмом адаптации людей в социуме. Они служат ориентиром в мире человеческих отношений и позволяют понять себя в нем, а также окружающих людей. Вступая в какие-либо отношения с людьми в разных сферах жизнедеятельности, мы не только реагируем на их человеческие и личностные качества, статусно-ролевые позиции, которые они занимают в социуме, но и на то, каких ценностей и ценностных ориентаций они придерживаются. В современном обществе роль ценностных ориентаций как механизма социальной адаптации существенно возрастает. Это вызвано повышенной динамикой в развитии социума, нестабильностью и противоречивостью социальных процессов, стремлением к самосовершенствованию, пониманию себя и другими причинами [1; 2].
Исследованию процесса формирования ценностей и ценностных ориентаций посвящено много работ. Практически во всех в той или иной мере исследуются вопросы, связанные с трактовкой понятий: ценности и ценностные ориентации. Эти вопросы нашли отражение в словарях научной терминологии, работах философов, политологов, психологов, педагогов, социологов. Свои трактовки этих понятий дают Е. Б. Лукиева, А. И. Кравченко, И. О. Тюрина и другие.
В рамках психолого-педагогического подхода система ценностей рассматривается как фактор, регулирующий и формирующий мотивацию личности. Бабаева Ю. Д. использует определение, представленное в Большом психологическом словаре. Она рассматривает ценностные ориентации, как важный компонент мировоззрения личности, выражающей ее предпочтения и стремления в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей [3]. Несколько шире трактуется понятие ценности в философском подходе. В Философском энциклопедическом словаре ценности подразделяются на социальные и личностные.
Под ними понимается в общем плане человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, отграничивающие значимое, существенное от незначимого для данного человека [4, c. 732]. Согласно трактовке английских социологов, под ценностями понимаются идеи или верования, воспринимаемые как ценные теми, кто их проповедует.
Они полагают, что ценности имеют этическую основу. С позиций структурного функционализма ценности рассматриваются как действенный инструмент социального сплочения разрозненных индивидов [5, c. 576–537]. Российские социологи выделяют социальные ценности, понимая под ними в широком смысле слова – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребности общества, социальных групп и личности, в узком смысле – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктом общественного сознания. В рамках такой трактовки ценностей под ценностными ориентациями понимаются разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих ценностей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.
При таком подходе ценностные ориентации рассматриваются как продукт социализации индивидов [6, c. 442–443]. Понятие ценностные ориентации было введено в социологию в 20 е годы XX века американским социологом У. Томасом и польским социологом Ф. Знанецким. По мнению современных социологов А. И. Кравченко и И. О. Тюриной, ценности представляют собой свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности отдельного человека или группы.
Ценности служат стимулом, необходимым условием взаимодействия [7, c. 577].
Е. Б. Лукиева определяет ценности как устойчивые характеристики личности, которые являются критериальной оценкой ее поведения. По ее мнению, ценности – это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение личности к 80 материальным (денежным) ценностям, социальным и духовным благам (общественные идеалы, моральные нормы, этические нормы и т. д.) [8, c. 95].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. − СПб.: Питер, 2008. − 398 с.
2. Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала. М., 2009, с. 278-284.
3. Буякас Т.М. Единство процессов профессионального и личностного становления / Т.М. Буякас // Акмеология: личностное и профессиональное развитие: материалы Международной научной конференции. – М. : ЭКО, Альтекс, 2004. – С. 48-51.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч.: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984, с. 123-135.
5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. Пси-хол. 1994. №3, с.43-52.
6. Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Ценностные ориентации и склонность к девиантному поведению//Психологический журнал, 2005. №6, с. 6-8.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. − М., 1986. – с. 240 .
8. Дейнека О С. Свобода и материальный успех в системе ценностей представителей разных социальных групп// Ежедневник РПО: Сб. науч. Ст. Т.9, Вып.7. М.; Калуга: РПО, 2002, с.15.
9. Дубровина И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащегося / И.В.Дубровина, Б.С.Круглов // 173 Ценностные ориентации и интересы школьников. − М., 1983. − C. 27-37.
10. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. − М.: Политиздат, 1986,с. 223 .
11. Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / О.И.Зотова, М.И.Бобнева // Методич. проблемы социальной психологии. − М.: Наука, 1975. − C. 241-254.
12. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004, 70с.
13. Крайг Г. Боулби Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2006, с. 185-198.
14. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: на материале политического менталитета. М.: Изд-во МГУ, 1997, с.36.
15. Пичурин В.В. Структура и динамика жизненной позиции личности студента педвуза / В.В.Пичурин: Дис. ... канд. психол. наук. − К., 1992. − с. 155 .
16. Пищик В.И. Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета населения юга России //Вопросы психологии, №.3, 2008, с 81-92.
17. Психологический словарь/Под ред. М.Н.Смирновой. Ростов-на-дону: Феникс, 2004,с.85.
18. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности / Т.Е.Резник, Ю.М.Резник // Cоциологические исследования. −1995. − №12. − С. 100-105.
19. Саморегулирование и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. − Л.: Наука, 1979. − 264 с.
20. Светличный А.Л. Ценностно-смысловая сфера личности и особенности ее конфликтности А.Л.Светличный : Дис. ... канд. психол. наук. Х., 1997. −160 с.
21. Тищенко Ю.В. Личностные особенности студентов с негативной коммуникативной установкой// Ананьевские чтения 2011. Материалы научной конференции «Социальная психология и жизнь». СПб.: Издательство СПГУ, 2011, с.69-70
22. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996,с.159.