Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящей работы состоит в том, что в профессиональной психолого-педагогической литературе не представлен и не освещен вопрос о формировании, развитии и корректировки уровня адаптации к ДОУ по средствам речевых игр в среде дошкольников, обучающихся в том или ином ДОУ. Соответственно современная психология имеет достаточно большое количество теорий посвященных обоснованию применения игр для адаптации дошкольников. Проблема состоит в том, что речь идет обо всех играх, а не только о речевых играх.
Однако еще раз оговоримся, что сегодня не существует психолого-педагогических работ, посвященных проблеме формирования и функционирования адаптации дошкольников к ДОУ при помощи речевых игр. Однако следует отметить, что на готовность или адаптацию дошкольников к ДОУ влияет большое количество факторов. В частности, речь идет о его психологических качествах. Избалованные домашней опекой и вниманием дети плохо адаптируются к условиям учебы в ДОУ.
Цель исследования – выявить особенности использование речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Объект исследования – адаптация дошкольников.
Предмет исследования – использование речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Гипотеза исследования – адаптация учеников к учёбе происходит лучше у тех дошкольников, которые активно играют во все игры, проводимые в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс адаптации ребенка как психолого-педагогическая проблемы.
2. Рассмотреть особенности адаптации детей раннего возраста.
3. Провести диагностику уровня адаптированности.
4. Разработать методические рекомендации по оптимизации адаптированности с помощью игр.
Методы исследования – анализ научной литературы, наблюдение, эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования определяется измерением особенностей адаптации у дошкольников к ДОУ при помощи речевых игр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Процесс адаптации ребенка как психолого-педагогическая проблема
Термин «адаптация» (Adaptatio — приспособление, приспособление) — это способность организма приспосабливаться к различным условиям окружающей среды. Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях внешней среды.
Понятие «адаптация» («устойчивая адаптация») является синонимом понятий «норма» и «здоровье». Под устойчивой адаптацией принято понимать уровень фактической адаптации человека, уровень его социального статуса и чувства идентичности. Адаптивность имеет как биологическую, так и социальную природу.
Н.В. Тюрина в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию, прежде всего, с социально-психологической точки зрения. По его мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов социальной и природной среды.
Работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности к окружающему миру зависят, в свою очередь, от условий, в которых протекает психологическая деятельность. Очень важно определить, что мы подразумеваем под адаптацией [26, с.153].
Е. Васильева считает, что эта проблема особенно серьезна в связи с состоянием здоровья детей, которое тесно связано с особенностями и возможностями успешной адаптации детей к окружающему миру.[19, с. 164]
Адаптивные возможности личности не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими особенностями. Таким образом, А.Г. Маклаков определил эти психологические характеристики как личностный адаптационный потенциал (ЛАП), позволяющий дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям. При тотальной адаптации достигается приспособление психической деятельности человека к данным условиям среды и его деятельности при определенных обстоятельствах. [9, с. 122].
Адаптация, или приспособление организма к окружающей среде, является фундаментальной биологической проблемой. Когда механизмы адаптации недостаточны, возникают «предельные состояния». В случаях недостаточности или ухудшения адаптационных способностей наступает дезадаптация – обратный процесс адаптации, при котором придется отказаться от посещения детского сада.
Исследователи выделяют различные виды адаптации детей к условиям ДОУ, которые представлены на рисунке 1.1 [16].
Естественная адаптация ребенка к детскому саду происходит в том случае, если он не нуждается ни в какой психологической помощи и специальном сопровождении. Ребенок самостоятельно, с подачи родителей, привыкает к условиям ДОУ, не капризничает, не стремиться быстрее попасть домой.
Естественно-сопроводительная адаптация ребенка к детскому саду происходит в том случае, если на первых этапах адаптации ребенка наблюдает психолог, который выявляет некоторые проблемы с привыканием к условиям ДОУ, однако адаптация происходит, в целом, легко и быстро.
Сопроводительная адаптация – это тот случай, когда ребенку должно уделяться особенное внимание со стороны персонала ДОУ, ему оказывается психологическая поддержка, осуществляется работа с родителями. Адаптация в этой ситуации может быть очень сложной и долгой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богуславская З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста:/ З.М. Богуславская, Смирнова Е.О //М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
2. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: пособие для работников дошкол. образоват. учреждений и родителей / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
3. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ : метод. Пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М. : Сфера, 2006. – 128 с.
4. До свидания детский сад! Здравствуй, школа!. – М.: Стрекоза-Пресс, 2017. – 228 c.
5. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2017. – 79 с.
6. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – М.: Академия развития, 2008. – 144 c.
7. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации: монография / В.П. Казначеев. – Новосибирск : Наука, 2016. – 191 с.
8. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – М.: Учитель, 2015. – 733 c.
9. Малахова В.В. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации как психолого–педагогическая проблема / В.В Малахова, Г.Г. Тюстина. – 2022. – 326 с.
10. Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / А.С. Русаков. – М.: Образовательные проекты, 2016. – 136 c.
11. Савушкин, С.Н. Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / С.Н. Савушкин. – М.: Сфера, 2016. – 862 c.
12. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – М : Учитель, 2017. - 537 c.
13. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации / С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 592 c.
II. Периодические издания
14. Айсина, Р. М. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. М. Айсина, В.В. Дедкова, Е.А. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2018. – № 6. – С. 46-51.
15. Арифулина, Р.У. Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации / Р.У. Арифулина, В.Е. Никишин, А.В. Мещенкова // Перспективы Науки и Образования. – 2018. – № 3. – С. 24 – 29.
16. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
17. Велигонова, Т.Н. Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом / Т.Н. Велигонова // Ребёнок в детском саду. – 2018. – № 9. – С. 28 – 30.
18. Волошина, Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина, Л.И. Кокунько // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 12-17.
19. Каширина, О.В. Проблемы адаптации детей к условиям ДОУ / О.В. Каширина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 8. – С. 25 – 27.
20. Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей / Т.А. Лукина // Ребенок в детском саду. – 2018. – № 3. – С. 46-49.
21. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада / Е.И. Николаева // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 9. – С. 67 – 69.
22. Прокопьева, М.М. Изучение адаптации детей раннего возраста в ЧДОО ЦПИУД «Изумрудный город» в г. Якутске / М.М. Прокопьева, А.В. Никифорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. Т.9. №4(33). – С.357-359.
23. Толипова, С.В. Развитие навыков общения у детей трёх лет в процессе игровой деятельности / С.В. Толипова // Молодой учёный. – 2018. – № 52. – С. 83 – 85. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/238/55158/ (Дата доступа 18.12.2023).
24. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина// Вестник АГТУ. - № 4. – С.152-157.
25. Шупикова, В.С. Игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении / В.С. Шупикова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1. – С 127 – 130.
III. Интернет-ресурсы
26. Акимова, Т.А. Использование игр как средство адаптации детей раннего возраста в ДОО / Т.А. Акимова // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – Электронный ресурс – https://scienceforum.ru/2023/article/2018034543 (Дата доступа 18.12.2023).
27. Бондяева, Е.В. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей раннего возраста в период адаптации / Е.В. Бондяева, Н.В. Мыцык. // Молодой ученый. – 2019. – № 37 (275). – С. 136-138. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/275/62423/ (Дата доступа: 20.12.2023).
28. Глаголева, К.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребёнка / К.С. Глаголева // Молодой учёный. – 2017. – № 4. – С. 324 – 326. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/138/38733 (Дата доступа 20.12.2023).
29. Коршикова, С.Г. Игра как средство развития личности ребёнка младшего дошкольного возраста / С.Г. Коршикова // Молодой учёный. – 2017. – № 34. – С. 103 – 106. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/168/45464/ (Дата доступа 19.12.2023).
30. Мельникова, Н.В. Адаптация малышей к детскому саду / Н.В. Мельникова // Дошкольное образование. – 2002. – № 5 (77). – Электронный ресурс – http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200503 (Дата обращения: 11.01.2023).
31. Тюряпина, Н.Ф. Использование речевых игр для развития речи дошкольников / Н.Ф. Тюряпина // Инновационная наука, 2019 – Электронная библиотека Кибер Ленинка – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rechevyh-igr-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov (Дата доступа 21.12.2023).
32. Фурман, А. В. Дидактические игры как средство сенсорного воспитания дошкольников / А. В. Фурман // Молодой учёный. – 2017. – № 22. – С.52 – 59. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/102/23403/ (Дата доступа 22.12.2023).
33. Цибикжапова, Д.С. Адаптация детей к дошкольной образовательной организации / Д.С. Цибикжапова // Молодой учёный. – 2017. – № 18. – С. 346 – 348. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/152/43093/ (Дата доступа 22.12.2023).