Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол входит в школьную программу и рекомендован в качестве обязательного вида спорта в государственном образовательном стандарте. Это один из ведущих видов спорта в организации секционной работы в образовательных учреждениях. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным способом сохранить и укрепить здоровье, развить физические и умственные качества ребенка. Тяжелые условия труда и эмоциональные потрясения способствуют мобилизации резервов опорно-двигательного аппарата. Баскетбол оказывает огромное влияние на рост и развитие мозга обучающихся. Различные воздействия во время игры стимулируют созревание нервных клеток и связей между ними. В этих условиях основной формой мозговой деятельности является не развитие стандартных навыков, а творческая деятельность - быстрая оценка ситуации, решение тактических задач и выбор ответа.
Баскетбольная игра предполагает постоянное игровое взаимодействие. При этом игровые действия характеризуется разным характером и протяженностью. Однако необходимо понимать, что даже если баскетболист обладает в совершенстве навыками дриблинга с переводами мяча и обыгрышем нескольких соперников, филигранная скрытая передача партнеру или самый выдающийся слэм-данк (забитый сверху вниз мяч), его совершенные приемы не гарантируют победу команды.
Каждый из них представляет собой лишь один структурный элемент системы игровой деятельности отдельного игрока. Победа в большинстве единоборств зависит от доминирования и командной работы всех игроков в команде. Таким образом, получение окончательного преимущества в баскетбольном противостоянии является медленным и многогранным процессом, требующим от игроков выполнения множества эффективных игровых ходов.
Обучение базовым приемам игры основано на простейших навыках владения мячом на начальном этапе. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентации в пространстве, скорости реакции и перестройки двигательных движений, точности дифференциации, оценивания пространства и времени, умение согласовывать движения в сложные комбинации.
С помощью системы обучения реализуется целевой педагогический эффект, решаются основные спортивные, оздоровительные и образовательные задачи. Система спортивной подготовки приводит к успеху тренировок, готовит юных спортсменов к работе и определяет конечную цель тренировочной деятельности.
Известно, что баскетбольная специализация школьников должна базироваться на общей физической подготовке, а физическое развитие учащихся, приобретение и совершенствование жизненных навыков и умений не вызывает сомнений. Важнейшим принципом обучения является принцип дифференцированного обучения и индивидуального подхода к каждому [15].
Таким образом, рассмотрение вопроса построения тренировочного процесса в баскетболе является актуальной и требует дальнейшего разъяснения.
Цель исследования – выявить и обосновать теоретико-методические особенности обучения и совершенствования технике игры в баскетбол.
Объект исследования – тренировочный процесс в баскетболе.
Предмет исследования – теоретико-методические особенности обучения и совершенствования технике игры в баскетбол детей в возрасте 13 лет.
Задачи исследования:
1.Описать особенности баскетбола как вида спорта и организацию его тренировочного процесса;
2. Рассмотреть методы построения тренировочного процесса в баскетболе
3. Разработать и апробировать экспериментальную методику повышения технического мастерства баскетболистов и оценить её эффективность.
Методы исследования:
- теоретические - сбор и анализ методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение; тестирование.
- практические - педагогическое тестирование, методы качественного и количественного анализа результатов.
Практическая ценность результатов данной работы определяется тем, что представленный в работе комплекс подготовки юных баскетболистов может быть полезен тренерам спортивных школ и учителям физической культуры в организации учебно-тренировочного процесса.
База исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, выводов, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В БАСКЕТБОЛЕ
1.1. Особенности физической подготовки в баскетболе
Под физической подготовкой понимается педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, улучшение двигательных качеств, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья участников [40].
Физическая подготовка тесно связана со всеми аспектами баскетбольной тренировки. Высокая скорость, сила, ловкость и выносливость становятся обязательным условием освоения баскетбольной техники и тактики. В то же время физические упражнения способствуют формированию важных умственных и нравственных качеств. Это единство подтверждает целостность всех двигательных явлений, присущих игровой деятельности баскетболистов, обеспечивает рациональный выбор решений и их реализацию в условиях единоборств [12].
Баскетбол относят к нестандартным ситуативным упражнениям переменной интенсивности. Во время игры интенсивность движений может быть предельной, затем умеренной, а в определенные моменты игры деятельность активных мышц может прерываться. Такие изменения интенсивности происходят постоянно и определяются меняющейся средой и условиями игры. В результате в баскетболе формируется уникальная динамическая картина нервных процессов, обеспечивающая быстрый переход, перевод функций из одного типа в другой, сверху вниз и наоборот [4], [9].
Развитие физических качеств, необходимых баскетболисту, – процесс долгий и трудный. Игра в баскетбол предъявляет высокие требования к физической подготовке участников. Высший уровень одного качества может быть достигнут только в результате значительного развития других. Но не все качества живут в гармонии. Поэтому правильно будет добиться необходимой пропорциональности в их развитии. Это создаст «общие двигательные способности», которые всегда индивидуальны и определяются главным образом генетическими условиями. Индивидуализация таких физических упражнений позволит создать максимальные условия для его появления [13].
Раздел физической подготовки состоит из двух самостоятельных разделов: общей и специальной физической подготовки [29].
Целью общей физической подготовки является создание всех необходимых условий для обеспечения высокого уровня специальных физических качеств, физического развития и многогранной физической подготовки.
Специальная физическая подготовка направлена на достижение уровня развития специальных физических качеств и достижения высокого совершенства функционирования функциональных систем организма. Реализация этих целей – главное условие достижения высоких спортивных результатов. Поэтому специальная подготовка занимает главное место в системе подготовки спортсменов высокой квалификации [18].
Общая физическая подготовка баскетболистов выполняет следующие задачи:
- оказывает влияние на общее физическое развитие спортсмена;
- способствует укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма;
- повышает функциональные возможности спортсменов;
- способствует развитию двигательных качеств (сила, скорость, ловкость, выносливость);
- способствует приобретению опыта реализации различных двигательных задач [39].
Задачами специальной физической подготовки в баскетболе являются:
- повышение и совершенствование функциональной подготовленности спортсмена;
- развитие и совершенствование специальных двигательных задач (бросок, передача, обводка);
- развитие умений техники-тактической ведения игры;
- совершенствование спортивного мастерства
-развитие психических качеств [39].
Специальная физическая подготовка является физиологической основой достижения высоких спортивных результатов. Иногда его называют физической кондицией или, иначе, физическим условием, которое определяет возможности спортсмена. И хотя направленность специальной подготовки вполне специфична, она тесно связана с общей подготовкой.
Общая физическая подготовка имеет большое значение на ранних этапах многолетнего обучения, особенно при работе с детьми и подростками, когда необходимо заложить основу для дальнейшей специализированной работы. Для достижения этой цели общефизические упражнения специализируются на его доминирующем положении.
Последовательность в осуществлении физической подготовки отражается в ее разделении на несколько этапов, тесно связанных с периодом становления юного спортсмена. Начиная с этапа общей физической подготовки, они переходят к этапу формирования профиля игрока, а затем к этапу высокого развития специальных двигательных качеств.
Этап общефизической подготовки продолжается с начала занятий до 12 лет; второй этап совпадает с подростковым возрастом, а третий — с юношеским [26].
Первый этап очень подходит для развития основных качеств баскетболистов, особенно скорости, ловкости и гибкости. Приобретенные на этом этапе навыки составляют основу деятельности, интегрированной и специфичной для игровой деятельности.
На втором этапе открываются положительные возможности применения энергичных упражнений, позволяющих оказать особое воздействие на развитие физических качеств. Поэтому физическая подготовка имеет новые черты узкой специализации, но в то же время весьма разносторонняя.
На третьем этапе физическая подготовка носит узкоспециализированный характер. Уровень функциональных возможностей молодого организма позволяет добиться большего объема и интенсивности.
Важной задачей физической подготовки юных баскетболистов является развитие скоростных и силовых качеств. Скоростно-силовые качества следует рассматривать как специфическое и многофункциональные свойства центральной нервной системы, которые связаны с эффективностью регуляции психомоторных функций, определяет параметры нервных процессов, обеспечивающих эффект двигательных движений человека в плане физической активности.
Соответствие скоростно-силовых нагрузок функциональным возможностям детей зависит от высокой возбужденности биохимических процессов, регулирующих деятельность двигательной системы, высокой подвижности основных нервных процессов и высокой интенсивности обмена веществ, специфичных для детского организма [13].
В юношеском возрасте особенно важен акцент на развитии скоростных и силовых качеств, поскольку это основа спортивного движения. Уже в детстве формируются биохимические особенности двигательного анализатора, следовательно, закладывается фундамент будущих спортивных достижений.
Одной из наиболее актуальных проблем является разработка методов индивидуального развития и повышения быстроты и силы детей. Существует мнение, что двигательные качества не возникают независимо друг от друга, но развитие отдельных качеств требует специальных мер и методов их улучшения. Неслучайно многие исследователи оценивают физическую подготовленность по уровню развития скоростно-силовых качеств.
Кузин В.В. утверждает, что при кратковременном ускорении успеваемость школьников остается высокой, быстро восстанавливаются функциональные изменения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим скоростное обучение должно стать приоритетом на уроках физкультуры в школе. Развитие скоростно-силовых качеств более эффективно, когда оно начинается с младшего и среднего школьного возраста [16].
С помощью скоростно-силовых тренировок можно воздействовать на мышцы рабочих частей верхних и нижних конечностей, создавая возможность для эффективного развития отдельных групп мышц. Использование специальных скоростных тренировок способствует повышению уровня общей физической подготовленности и способствует развитию новых двигательных навыков. Скоростно-силовые нагрузки более активны и универсальны, чем отдельно скоростные и силовые нагрузки - они адаптируют механизм к работе, создавая условия не только для роста, но и для скорости.
Таким образом, баскетбол требует организации общей и специальной физической подготовки. Эффективность подготовки баскетболистов зависит от правильного построения тренировочного процесса.
1.2.Особенности циклического построения тренировочного процесса в баскетболе
Некоторые стороны содержания спортивной подготовки (физические, технические, тактические и др.) в действительности не существуют изолированно. Целостность процесса обучения обеспечивается на основе определенной структуры [21].
Структура тренировочного процесса представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (частей, аспектов и звеньев процесса), их закономерную связь друг с другом и общую последовательность [30].
Структурные компоненты тренировочного процесса можно раскрыть следующим образом:
- последовательные взаимосвязанные элементы тренировочного процесса (компоненты общей и специальной подготовки технико-тактической подготовки);
- чередование и порядок распределения параметров тренировочного процесса в их количественном выражении и интенсивности тренировки;
- системность и соотношение звеньев тренировочного процесса, имеющие под собой фазы или стадии тренировок, различных по влиянию на спортивные достижения спортсмена [18].
В зависимости от времени, в рамках которого протекает тренировочный процесс, различают (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура тренировочного процесса в баскетболе
Связь между этими блоками осуществляется посредством тренировочных эффектов.
Проблемы построения спортивной подготовки связаны главным образом с рациональным проектированием различных структурных форм тренировочного процесса, поиском оптимального соотношения различных сторон тренировки, соответствия между тренировками, служащими стимулом для структуры, психические и функциональные изменения в организме спортсменов, условия их осуществления.
Методически организованный процесс профессиональной практической физической подготовки, как и спортивная тренировка, характеризуется специфической структурой, что отражается в многоуровневом цикле системы подготовки. Известно, что для построения упражнений макроциклов в спорте (годовых и полугодовых) положена теория периодизации спортивной тренировки, разработанная Л.П. Матвеевым [29].
В большом тренировочном цикле, как правило, выделяют три периода: подготовительный (или базовый тренинг), соревновательный (основной соревновательный период) и переходный.
По концепции Л.П. Матвеева, естественной основой периодизации тренировочного процесса является фаза развития спортивной формы, в ее развитии выделяют три стадии: становления, устойчивости и временной утраты [29].
Подготовительный период соответствует первому этапу развития спортивной формы, в течение которого создаются условия для ее развития и формирования.
Соревновательный – второй этап, обеспечивающий сохранение и реализацию спортивных достижений.
И, наконец, переходный период – это относительное снижение тренировок и временная потеря спортивной формы.
Следовательно, эти периоды представляют собой не что иное, как последовательные этапы процесса управления развитием спортивной формы.
Построение тренировки, при котором в году выделяют один подготовительный, соревновательный и переходный периоды, называют «одноцикловым». В тех случаях, когда в году выделяют 2, 3 и более циклов – «многоцикловым» построением тренировочного года [23].
Следует отметить, что в один период этапы потери спортивной формы и становления могут совмещаться. Такой вариант построения тренировочного макроцикла называется принципом «сдвоенного цикла». В таких случаях после периода соревнований следует второй период подготовки, за ним следует второй период соревнований и только затем переходный период.
В процессе подготовки макроциклов продолжительность, структура и содержание многолетней тренировки определяются многими факторами, каждый из которых имеет свое значение и тесно связан с другими (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Система групп факторов, определяющих структуру и содержание подготовки в каждом последовательном макроцикле типа годичного (по М.В. Сахаровой, 2005) [15]
Микроциклы служат строительными блоками, из которых создаются более крупные тренировки (мезоциклы). Так как для решения каких-либо задач тренировки, т.е. получения достоверного прироста тренированности, необходимо как минимум три недели, а повторение одной и той же недельной программы более шести недель подряд в большинстве случаев приводит к снижению ее эффективности, то обычно оптимальная продолжительность мезоциклов от 3 до 6 недель [18].
Таким образом, принцип цикличности тренировочного процесса является одним из основных принципов спортивной подготовки и выражается в повторении относительно завершенных структурных компонентов тренировочного процесса (упражнений, занятий, этапов, периодов, этапов в течение определенного периода) чередуются в порядке вращения. Тренировочные циклы являются наиболее распространенной формой структурной организации тренировочного процесса спортсменов в баскетболе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореферат / В.И. Андреев - Омск, 2002. - 28 с.
2. Артемьев, Ю.С. Чтобы лучше играть в баскетбол / Ю.С. Артемьев - Физическая культура в школе, 2012, №5.- С. 69-71.
3. Баскаков, А.А. Спортивные и подвижные игры /А.А. Баскаков. - М., 2004. - 334 c.
4. Баскетбол: основы обучения техническим приемам игры Б273 в нападении : учеб.-метод. пособие / сост. Д. П. Адейеми, О. Н. Сулейманова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 40 с.
5. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков: пер. с англ./ Ник Сортэл. - М. : АСТ: Астрель, 2005. –237с.
6. Баскетбол: Пер. с фр./ Л. Легран, М. Ра.-М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 47 c.
7. Баскетбол. Подвижные и учебные игры. / В.А. Лепёшкин. – М.: Советский спорт, 2011. – 98 с.
8. Баскетбол : учеб. для вузов физ. культуры / под общ. ред. Ю. М. Портнова. – М., 1997.
9. Баскетбол : учеб. для институтов физ. культуры / В. М. Корягин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. – Киев, 1989.
10. Баталов, Э.М. Дифференцированный подход к тренировке баскетболистов-студентов / Э.М. Баталов // Вестн. спортив. науки. - 2006. - N 3. - С. 17-22.
11. Бауло, Н.П. Баскетбольные тесты Н.П. Бауло // Физическая культура в школе, 2014, № 4.- С. 22 – 25.
12. Влияние спортивных нагрузок на функциональное состояние и регуляторно-адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы юных баскетболистов с учетом соматотипологической принадлежности / А.В. Шаханова [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - N 11. - С. 21-23.
13. Вуден, Д. Современный баскетбол / Д. Вуден ; пер. с англ. Е. Р. Яхонтова. – М., 1987.
14. Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов / М. Вуттен ; [пер.с англ. А.В. Зубковой]. - М.: ТВТ Дивизион, 2008. - 400 с.
15. Ганиев, Р.Г. Особенности структуры и содержания программы начальной предпрофессиональной подготовки молодых баскетболистов / Р.Г. Ганиев, С.Г. Фомин, О.Е. Лихачев // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2015. - N 8. - С. 69-70.
16. Гомельский, А.Я. Баскетбол : Секреты мастера : 1000 баскетбол. упражнений : [Все для тренеров, игроков, судей] / А. Я. Гомельский. – М. : Изд.-торговый дом "Гранд" : Агентство "ФАИР", 1997. - 223 с.
17. Гришина, Е.И. Определение специальной подготовленности у баскетболистов в различные периоды тренировочного процесса / Е.И. Гришина, Т.П. Генинг // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - N 6. - С. 39.
18. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов / В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физическая культура в школе. - 2015. - N 1. - С. 57-60.
19. Еремин, И.В. О прыгучести баскетболистов в различных видах прыжков / И.В. Еремин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2006. - N 12. - С. 38.
20. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ю.А Ермолаев.; Гос. комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. - М.: СпортАкадемПресс, 2001 - 443 с.
21. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 264 с.
22. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения / Ю.Д.Железняк.- М.: АСТ, 2007 - 256 с.
23. Казаков, С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник / С.В. Казаков - Р-наД., 2004.
24. Каинов, А.Н. Организация работы спортивных секций в школе. Программа, рекомендации / А.Н. Каинов. - М: «Учитель».– 2014.– 168 с.
25. Костикова, Л.В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет / Л.В.Костикова, А.А. Шерстюк, И.Н. Григоривич. – М.: Типография С.Принт, 1999. -32 с.
26. Красникова, О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / О.С. Красникова - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с.
27. Кузин, В.В. Баскетбол: Начальный этап обучения / В. В. Кузин, С. А. Полиевский; Науч. ред. Л.В. Костикова. - М. : Физкультура и спорт, 1999.
28. Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
29. Лепёшкин, В.А. Баскетбол : подвижные и учебные игры / В. А. Лепёшкин. - М. : Советский спорт, 2011. - 98 с.
30. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие / И.В. Манжелей. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 185 с.
31. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 «Физическая культура» / Д. И. Нестеровский; Рец.: Ю.Д. Железняк, В.М. Шулятьев. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
32. Нестеровский Д. И. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол : учеб.-метод. пособие для учителей и студентов ин-тов физ. культуры / Д. И. Нестеровский, В. А. Поляков. – Пенза, 1996.
33. Нестеровский, Д. И. Игровые показатели квалифицированных баскетболистов как основа построения скоростно-силовой подготовки / Д. И. Нестеровский // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Междунар. науч. конф. -Пенза : ГУМНИЦ ПГУ, 2013. - С. 101-106.
34. Нестеровский, Д. И. Некоторые аспекты интегральной подготовки квалифицированных баскетболисток с учетом современных тенденций развития игры / Д. И. Нестеровский, М. А. Павлова // Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития : материалы Междунар. науч. конф. - М. : РГУФКСиТ, 2010. - С. 186-189.
35. Нестеровский, Д. И. Теоретико-методические основы обучения игровой деятельности в баскетболе : учеб.-метод. пособие / Д. И. Нестеровский. - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. - 78 с.
36. Поплавский, Л. Ю. Развитие физических качеств баскетболистов : метод, пособие для тренеров по баскетболу / Л. Ю. Поплавский, 3. М. Хромаев. - Кемерово : 2006. - 111 с.
37. Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.М. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
38. Родин, А.В. Баскетбол в университете : Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе : Учебное пособие : Электронный ресурс / А. В. Родин, Д. В. Губа; А.В. Родин, Д.В. Губа. - Москва : Советский спорт, 2009. - 168 с.
39. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учеб. Пособие / М. Ю. Скворцова; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2007. – 112 с.
40. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М., 2001.