Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на последние достижения медицины, распространенность детского церебрального паралича остается высокой и колеблется от 1,5 до 5,9 случаев на 1000 живорождений. Наличие данного заболевания выше у мальчиков, чем у девочек, с соотношением 1,33:1 [3].
ДЦП – группа хронических синдромов, не склонных к прогрессированию и характеризующихся двигательными нарушениями. ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако это еще не означает, что детский церебральный паралич – это приговор. Многие больные ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако, все зависит от того, какие меры были приняты в детском возрасте по минимизации ущерба для здоровья от данной патологии.
Важным аспектом коррекции симптомов данного заболевания является реабилитация. Основные моменты при реабилитации пациентов с ДЦП должно быть направлено на формирование навыков самостоятельности в уходе и самоуходе, в повседневной жизни, на развитие коммуникативных способностей, максимальной социализации в обществе. И здесь как нельзя лучше подойдут к использованию новейшие оздоровительные технологии - немедикаментозные средства и методы физической культуры, спорта, способные компенсировать дефицит двигательной активности, повысить уровень физического развития.
Ранняя диагностика и раннее реабилитационное лечение играют важную роль в реабилитации больных ДЦП. Комплексная и своевременная реабилитация позволяет детям с данным диагнозом получать образование и вести полноценную жизнь наравне со здоровыми детьми. Сохранение у ребенка минимального количества симптомов заболевания можно считать значительным прогрессом. Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает комплекс мероприятий, в которых уделяется внимание не только физическому развитию ребенка, но и его психическому развитию, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации.
Важную роль в реабилитации больных с ДЦП выполняют медсестры, которым необходимо знать, как предотвратить неврологические расстройства у детей. При лечении детей с ДЦП медсестры должны уметь осуществлять сестринский процесс и оценивать результаты лечения. Обеспечить инфекционную безопасность, включая применение универсальных и стандартных мер предосторожности. Также является обязательным оказание медицинских услуг (выполнение сестринских процедур) и оказание консультативных услуг по профилактике осложнений и обеспечение безопасной среды для пациентов и персонала медицинских учреждений. Медицинская сестра должна следить за соблюдением общих правил ухода за детьми, больных ДЦП.
Сестринская деятельность при ДЦП включает в себя психологическую поддержку, разъяснение родителям всех аспектов необходимости своевременного лечения, предоставление необходимой информации родителям о возможности реабилитации в специальных центрах для детей с ДЦП, поддержку социальной адаптации. Образовательные мероприятия организуются не только для детей, но и для их родителей. Медсестра дает рекомендации по воспитанию ребенка с ДЦП, а также дает рекомендации матери по выбору правильной одежды для ребенка с ДЦП и технике кормления ребенка с ДЦП. В результате роль медицинской сестры по уходу за детьми с ДЦП весьма актуальна и важна, что и определяет актуальность данной работы.
Объект исследования – больные с ДЦП.
Предмет исследования – организация сестринской помощи детям с ДЦП.
Цель исследования – определить особенности организации сестринской помощи для детей с ДЦП.
Задачи, необходимые для реализации поставленной цели:
1. Описать основные характеристики детского церебрального паралича, специфику физического развития детей с ДЦП.
2. Обозначить направления и методы лечения, ухода и физической реабилитации детей, больных ДЦП.
3. Выявить роль сестринского персонала в организации ухода для детей, больных ДЦП.
Теоретическая значимость работы состоит в структурировании и систематизировании научного материала по проблеме организации сестринской помощи детям, больным ДЦП и ухода за ними.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы исследования, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут представлять интерес для среднего медицинского персонала и быть применены как в сестринской деятельности при организации сестринского ухода для детей с ДЦП.
Структура работы определена целью и задачами, и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЦП
1.1. Понятие, этиология заболевания
ДЦП – это тип заболевания головного мозга, возникающий из-за недостаточного развития или повреждения во время беременности, родов и послеродового периода. Детский церебральный паралич – одна из наиболее частых патологий центральной нервной системы у детей. Это группа заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются прежде всего двигательными нарушениями, а затем двигательными расстройствами (нарушениями языка, задержкой формирования двигательных навыков в первые годы жизни, координации и в дальнейшем устойчивости). Снижается способность к поддержанию тела в пространстве, ходьбе, самообслуживанию. У детей наблюдаются нарушения речевого развития, умственная отсталость, судороги. ДЦП не является наследственным заболеванием и не передается от родителей к детям. Однако причины, предрасполагающие к церебральному параличу (например, семейные нарушения свертываемости крови, приводящие к преждевременным родам), могут передаваться от родителя к ребенку [1].
Причиной заболевания может быть поражение определенных участков головного и спинного мозга вследствие различных воздействий в период внутриутробного развития, во время родов и в раннем послеродовом периоде. Несмотря на неоднократные исследования ученых многих стран, окончательной причины возникновения детского церебрального паралича не установлено [4].
В результате на основе научных исследований и практических наблюдений было разработано несколько теорий возникновения этого заболевания. Исследователи оценили статус беременности женщин, родивших детей с этим заболеванием, и обнаружили, что частота гестозов была выше в первой половине года. В основной группе экстрагенитальная патология выявлена в 50% случаев [2].
Ученые проанализировали факторы, вызывающие инфекцию у рожавших женщин. Среди агентов растет заболеваемость вирусными инфекциями. Хронические заболевания, передающиеся половым путем, и плацентарная недостаточность могут стать причиной поражения головного мозга плода. При анализе стадии родов мы обнаружили увеличение количества преждевременных родов до 37 недель.
В 9 % ситуаций были выявлены нарушения положения плода, требующие хирургического вмешательства, а также влияние на плод таких неблагоприятных факторов, как радиация, химические вещества, длительные стрессовые ситуации для матери, электромагнитное излучение (особенно воздействие мобильных устройств, компьютерное оборудование) радиации).
При анализе патологии беременности возникают некоторые заболевания с высокой заболеваемостью [3].
После оценки этиологических факторов можно установить следующие заболевания в порядке убывания:
– желтуха (гипербилирубинемия) – 60%;
– экстрагенитальная перинатальная патология – 55%;
– вирусные инфекции (краснуха, цитомегаловирус) – 51%;
– токсикоз в первой половине беременности – 51%.
К факторам риска развития внутриутробного поражения ЦНС относятся:
– Курение матери (как активное, так и пассивное);
– Алкоголь;
– Неблагоприятная психоэмоциональная среда для беременных;
– Хронические заболевания беременных;
– Неблагоприятная экологическая обстановка.
Одной из причин может быть родовая травма, при которой происходит повреждение головного мозга при прохождении ребенка через родовые пути. Существует множество исследований, указывающих на формирование патологий головного мозга вследствие ишемического повреждения и нарушения кровоснабжения [2].
Повреждение головного мозга часто возникает из-за того, что пуповина запутывается в шее ребенка, что прекращает кровоснабжение. Отдельные участки мозга погибают из-за нарушения кровоснабжения. Гипоксия может быть дополнительным фактором. Большинство новорожденных с церебральным параличом имели недостаточный вес. Недоношенность считается высоким фактором риска развития перинатальной патологии центральной нервной системы у детей. И чем более выражены преждевременные роды, тем выше риск развития перинатальной патологии (перинатального поражения ЦНС) [7].
Исход повреждения центральной нервной системы (ППЦНС) зависит от нескольких факторов, в том числе:
– «Глубина» (тяжесть) поражения ЦНС;
– Зрелость ребенка и мозга;
– Резервные способности и пластичность мозга;
– Адекватность предоставляемой поддержки.
Считать описанные причины детского церебрального паралича абсолютными неверно. Есть много других факторов, которые вызывают церебральный паралич. Некоторые ученые подозревают, что гипербилирубинемия является важным фактором неонатального церебрального паралича. Это связано с тем, что это состояние проходит само по себе через определенный период времени и считается физиологической реакцией. Токсическое воздействие на головной мозг наблюдается лишь при длительном сохранении повышенных концентраций билирубина в крови, но в таких ситуациях следует наблюдать острое течение [2].
Особая сложность патогенеза детского церебрального паралича определяется наличием сочетанных генетических мутаций, вызывающих образование перекрестных веществ, формирующих аномальные биохимические реакции в ткани головного мозга [8].
Анализируя медицинскую информацию о ДЦП, ученые выделяют группу симптомов, синдромов и патологических форм, возникающих в результате нарушений работы головного мозга. Современный взгляд ученых объясняет механизм формирования ДЦП как совокупность нескольких факторов, приводящих к различным нарушениям в работе мозга. Хотя фактические исследования выявили морфологические нарушения в коре головного мозга больного, этиологические аспекты остались неизученными.
Влияние факторов прослеживается преимущественно в перинатальном периоде, но при тяжелых инфекционных заболеваниях с менингоэнцефалитом в первые месяцы жизни после рождения ребенка может проявиться сочетание различных причин ДЦП. Воспаление оболочек и структур головного мозга, а также воспаление
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боровая, Е. Л. Трудотерапия как средство реабилитации детей с заболеванием ДЦП / Е. Л. Боровая // Аллея науки. – 2021. – Т. 2, № 5(56). – С. 333-335.
2. Воронин, Д. М. Технологии использования физической реабилитации при восстановлении детей с ДЦП / Д. М. Воронин, М. В. Чайченко // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-2. – С. 95-99.
3. Денисова, Н. В. Особенности развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом / Н. В. Денисова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 40. – С. 736-741.
4. Иванченко, Н. Н. Роль медицинской сестры в реабилитации детей с ДЦП / Н. Н. Иванченко, Р. Р. Баудинова, С. Д. Аль-Абдулла // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2020. – № 3. – С. 462-464.
5. Ковалева, Ю. А. Развитие статического и динамического равновесия детей с детским церебральным параличом в условиях детского сада / Ю. А. Ковалева, А. В. Мухина, А. М. Логинова // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 4(96). – С. 23-25.
6. Комплексный подход к реабилитации детей с ДЦП / Ж. М. Московцева, Т. Б. Панкова, И. В. Ключникова, Д. Д. Панков // Детская реабилитация. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 60-61.
7. Нежельская, А. А. Качество жизни пациентов со спастическими формами детского церебрального паралича и сиалореей на фоне ботулинотерапии / А. А. Нежельская // Российский педиатрический журнал. – 2022. – Т. 25, № 6. – С. 421-422.
8. Психофизическая реабилитация детей с ДЦП на основе лечебно-оздоровительного плавания в условиях санаторно-курортного лечения / Ж. В. Горшкова, В. В. Андреев, А. В. Фоминых, Н. А. Шурышев // Адаптивная физическая культура. – 2023. – Т. 96, № 4. – С. 15-16.
9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. N 340н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при детском церебральном параличе».
10. Реабилитация детей со спастическими формами ДЦП (новые технологии) / О. Бердина, В. Михнович, Т. Белогорова [и др.] // Врач. – 2019. – Т. 30, № 9. – С. 52-56.
11. Ухова, И. Ф. Реабилитация детей с ДЦП в рамках социально-педагогической помощи / И. Ф. Ухова // Современный педагогический взгляд. – 2020. – № 5(42). – С. 22-27.
12. Шулындин, А. В. Особенности двигательных нарушений у взрослых пациентов с детским церебральным параличом / А. В. Шулындин, К. С. Комшина, Е. А. Антипенко // Нервные болезни. – 2020. – № 2. – С. 48-52.