Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время в среде несовершеннолетних стало распространенным иметь сексуальные отношения до брака. Увеличение числа беременных среди подростков представляет собой одну из наиболее тревожных проблем современного общества.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год около 16 миллионов девушек в возрасте 15-19 лет и приблизительно 1 миллион девочек в возрасте до 15 лет рожают детей, преимущественно в странах с низким и средним уровнем дохода.
Во всем мире осложнения во время беременности и родов являются второй по частоте причиной смерти девушек в возрасте 15-19 лет.
Проблемой ранней беременности у старших подростков занимались специалисты из различных областей, включая таких известных ученых и практиков как В.И. Брутман, Ю.А. Гуркин, Т.А. Гурко, В.В. Нагаев, Н.Н. Нарицын, Г.Г. Филиппова, Л. Фридман и другие. В настоящее время также проводится множество исследований по данной теме.
Например, Е.А. Лаптева в своей диссертации анализирует клинические и психологические особенности состояния здоровья матерей подросткового возраста и их детей, С.Ю. Молчанова в своем исследовании рассматривает беременность у несовершеннолетних как медико-социальную проблему, а Н.А. Самарец в рамках своей диссертации изучает половое воспитание детей и молодежи в США.
Таким образом, предотвращение ранней беременности становится одной из наиболее актуальных социальных проблем, вызывающих устойчивый интерес специалистов по всему миру. Это связано с тем, что несовершеннолетние матери, из-за неблагоприятных медицинских, психологических и социальных последствий беременности и рождения ребенка без должной поддержки, фактически становятся группой особого риска для развития отклоняющегося материнского поведения.
Цель исследования: теоретически обосновать и провести практическую проверку эффективности методов и средств предотвращения ранней беременности у несовершеннолетних девушек.
Объект исследования: несовершеннолетние девушки.
Предмет исследования: меры по предотвращению ранней беременности среди несовершеннолетних девушек.
Задачи исследования:
1. изучить проблемы, связанные с ранней беременностью у несовершеннолетних девушек;
2. определить методики, направления и средства профилактики ранней беременности среди несовершеннолетних;
3. выявить уровень информированности по вопросам ранней половой жизни и её последствиям;
4. разработать рекомендации по профилактике ранней беременности у несовершеннолетних.
Методы исследования: изучение литературы и анализ социально-педагогического опыта по данной проблеме, а также проведение сравнительного обобщения; проведение бесед, наблюдений, анкетирования и опросов, а также качественный анализ полученных ответов, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть применены в профилактической работе социальных педагогов, психологов, классных руководителей и педагогов дополнительного образования для предотвращения случаев ранней беременности несовершеннолетних девушек.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы предупреждения ранней беременности
1.1 Характеристика подросткового возраста с психологической и педагогической точек зрения
Подростковый возраст представляет собой период перехода от детства к юности, характеризующийся быстрым и неравномерным ростом и развитием организма, интенсивным ростом тела и укреплением мышечной системы, а также процессом формирования скелета.
Несоответствие и неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции могут привести к временным нарушениям кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также увеличению их возбудимости, что может проявляться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и учащенном сердцебиении.
Проблема биологического фактора в развитии подростка заключается в том, что именно в этом возрасте происходят значительные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, начинается процесс полового созревания. Все это связано с процессами морфологической и физиологической перестройки организма [10, с. 23].
Развитие личности подростка было изучено в контексте психоанализа З. Фрейдом и А. Фрейд. В период подросткового возраста половое созревание и прилив сексуальной энергии нарушают установившееся равновесие между структурами личности, приводя к возрождению детских конфликтов с новой силой.
Э. Эриксон считал период подросткового возраста и молодости ключевым для решения задачи формирования личности и достижения самоидентификации. В российской психологии основные принципы развития в периоде подросткового возраста были заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукермана и других исследователей.
Часто весь период подросткового возраста рассматривается как кризисный, описывается как «нормальная патология», что подчеркивает его бурное и сложное протекание, как для самого подростка, так и для взрослых, с которыми он общается (Л. И. Божович).
Напротив, Д. Б. Эльконин рассматривает сам подростковый возраст как стабильный, выделяя кризисы в предподростковом возрасте и на пороге юношеского возраста. Подростковый возраст, как этап психического развития, характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Высокие амбиции и не всегда реалистичные представления о собственных возможностях могут привести к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, а также к протестному поведению [7, с. 15].
Физическое развитие в подростковом возрасте играет важную роль, особенно половое созревание, которое оказывает значительное влияние на функционирование внутренних органов. Появляется половое влечение, часто неосознанное, и связанные с ним новые переживания, желания и мысли.
Половое созревание и изменения в физическом развитии подростка играют значительную роль в формировании новых психологических состояний. Во-первых, эти явные изменения делают подростка более взрослым объективно и служат одним из источников появляющегося ощущения собственной зрелости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми).
Чувство взрослости представляет собой психологический признак начала подросткового возраста [4, с. 37]. Согласно определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости представляет собой новое явление в сознании, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или сверстниками), находит образцы для подражания, устанавливает свои отношения с другими людьми и перестраивает свою деятельность.
Переходный период подросткового возраста, безусловно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием - «гормональная буря». Физические, физиологические и психологические изменения, а также появление сексуального влечения делают этот период чрезвычайно сложным, в том числе и для самого стремительно развивающегося подростка во всех отношениях.
Основной заботой подростка является стремление доказать окружающим, что он уже не ребенок и что ему должно быть позволено все, что доступно взрослому. У девочек в этом возрасте наблюдается потребность в тесной дружбе, при этом у них больше развита психологическая близость, а чувственность проявляется позднее. Престижными для них являются отношения с мальчиками. Мотивы ранней половой жизни разнообразны - любопытство, воображение, начинающие формироваться чувства.
Важным новым явлением в подростковом возрасте является формирование чувства взрослости «как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании продемонстрировать свою «взрослость», а также в стремлении к тому, чтобы старшие уважали его личное достоинство, принимали во внимание его мнение и освобождали от навязчивого контроля» [16, с. 33].
Эта особенность заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но еще не ощущает себя полноценным взрослым, хотя испытывает стремление к этому и нуждается в признании своей взрослости со стороны окружающих.
Выделяются и описываются несколько видов взрослости:
- имитация внешних признаков взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, повышенный интерес к вопросам пола, копирование способов развлечений и ухода за собой, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфические формы досуга;
- стремление мальчиков-подростков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», развивать в себе силу воли, выносливость, смелость и т. д;
- социальная зрелость, обычно формируется в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в семьях, где подросток по разным причинам вынужден фактически занять место взрослого. В таких случаях подростки стремятся освоить полезные практические навыки и оказывать реальную помощь и поддержку;
- интеллектуальная зрелость связана с развитием устойчивых познавательных интересов и появлением самообразования, выходящего за рамки школьной программы.
«Чувство взрослости» проявляется по-разному. Задача взрослых - «понять эту форму выражения чувства взрослости, чтобы услышать его первые шаги и адекватно на них отреагировать»; помогать подросткам находить культурные способы выражения «чувства взрослости», чтобы избежать неприемлемых для взрослого общества форм проявления [11, с. 23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипова С.И., Савина И.И. Анализ заболеваемости и смертности подростков/ С.И. Антипова, И.И. Савина// Вопросы организации и информатизации здравоохранения. -2010. - №4. - С. 42-57.
2. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития/ А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
3. Вашкевич А. Где в Беларуси можно получить знания о сексе/ А. Вашкевич// Народная Воля. - 2010. - 19 ноября - С. 14.
4. Ивуть Н. Недетские проблемы детей/ Н. Ивуть// Региональная газета. - 2011. - 2 февраля - С. 9.
5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 №125. - Мн.: Дикта, 2009. - 48 с.
6. Корегин А.Я., Корегина Е.П. Секс в нашей культуре/ А.Я. Корегин, Е.П. Корегина. - К.: МП «Радуга», 1993. - 96 с.
7. Костиков В. Саша+Маша=? Чем опасен слишком ранний секс/ В.Костиков// АиФ. - 2010. - 26 марта - С. 6.
8. Крукс Р., Баур К. Сексуальность / Р. Крукс, К.Баур. -М.: Мир, 2002. - 642 с.
9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика/ Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
10. Мастерс У.Г., Джонсон В.Э., Колодни Р.К. Основы сексологии/ У.Г. Мастерс, В.Э. Джонсон, Р.К. Колодни. - М.: Мир, 2008. - 320 с.
11. Нарицын Н. Подростковая беременность/ Н. Нарицын// Мамочка. - 2011. - №6. - С.16-17.
12. Нарицын Н. Ранняя беременность / Н. Нарицын// 9 месяцев. - 2010. - №9. -С.9-11.
13. Об организации кабинетов гинекологической помощи подросткам: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.01.2007 №7. - Мн.: Дикта, 2007. - 28 с.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. -М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.
15. Психология человека от рождения до смерти/ А.А. Реан [и др.]; под общ. Ред. А.А.Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
16. Сапогова Е.Е. Психология развития: учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
17. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
18. Справочник по акушерству и гинекологии/ Л.С. Персианова [и др.]; под общ. ред. Л.С. Персиановой. - М.: ТЦ Сфера, 1998. - 358 с.
19. Федина Т. Подростки продолжают беременеть/ Т. Федина// АиФ. - 2011. - 10 февраля - С.17.
20. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: МПСИ: Флинта, 2013.
21. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// Под ред. Г.В. Бурменской. - М.: МПСИ, 2014.
22. Фридман Г.Л. Репродуктивное здоровье подростков: Подход к планированию исследований в области служб здравоохранения / Г.Л. Фридман, К. Эдстрем. М.: Медицина, 2015.
23. Холостова, Е. И. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров /Под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2013.
24. Шадчнева, Е.В. Медико-социальные аспекты подростковой беременности // АГ-инфо - 2016. - № 4. - с. 24-25. 46.
25. Шапиро, Ю.Б. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2014. Т. 2. с. 131-137.