Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном социокультурном пространстве существует уже исторически сформированная концепция проведения различных мероприятий, в том числе творческого и образовательного характера, к которым, в частности, относятся олимпиады и художественно-творческие конкурсы и фестивали.
Однако в процессе трансформации социально-экономических условий, которая происходит в России в последние годы, принципы организации и проведения таких мероприятий также существенно меняются.
Степень изученности проблемы. В процессе поиска материала для написания курсовой работы было выявлено недостаточное количество публикаций, посвященных развитию олимпиадного движения и конкурсов художественно-творческой направленности в Российской Федерации, что подтверждает актуальность и практическую значимость проведенного исследования.
Цель исследования – провести анализ развития олимпиадного движения и конкурсов художественно-творческой направленности в Российской Федерации.
Объект исследования – олимпиадное движение и конкурсы художественно-творческой направленности.
Предмет исследования – развитие олимпиадного движения и конкурсов художественно-творческой направленности в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды конкурсов художественно-творческой направленности.
2. Рассмотреть фестивали как социально-культурные мероприятия.
3. Изучить олимпиаду как культурно-педагогический феномен.
4. Проанализировать проблемы и перспективы развития олимпиадного движения в современной России.
5. Исследовать проблемы и перспективы развития художественно-творческих конкурсов в России на современном этапе.
Теоретическую основу исследования составили такие научные работы как: «Социально-культурная деятельность» А.С. Яковлевой , «Принципы и проблемы организации фестивалей и конкурсов: методологические подходы» О.В. Кукушкиной и М.И. Петровской , а также «Олимпиады для школьников как инструмент повышения качества образовательного процесса в средней общеобразовательной школе: методология исследования» А.М. Аверьяновой, И.М. Садовниковой и И.С. Павлова .
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, хронологический, исторический, SWOT-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения олимпиадного движения и конкурсов художественно-творческой направленности. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением проблем и перспектив развития олимпиадного движения и художественно-творческих конкурсов в современной России. Проведенный анализ позволит выработать практические рекомендации по совершенствованию данных процессов на современном этапе социально-культурного развития российского общества.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты изучения олимпиадного движения и конкурсов художественно-творческой направленности», характеризуется понятие и виды конкурсов художественно-творческой направленности, рассматриваются фестивали как социально-культурные мероприятия, а также изучается олимпиада как культурно-педагогический феномен.
Во второй главе, «Проблемы и перспективы развития олимпиадного движения и художественно-творческих конкурсов в современной России», анализируются проблемы и перспективы развития олимпиадного движения в современной России, а также исследуются проблемы и перспективы развития художественно-творческих конкурсов в России на современном этапе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ И КОНКУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1. Понятие и виды конкурсов художественно-творческой направленности
Конкурс является важным культурно-педагогическим явлением, которое необходимо применять не только в социально-культурной, но и в педагогической деятельности для формирования возможности всестороннего развития личности учащихся в контексте культурных преобразований в обществе. Важность конкурса для развития личности заключается в наличии соревновательного характера мероприятий и соответствующей мотивации участников .
Конкурсная деятельность – это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности .
Конкурс как форма презентации личности на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания – от этнографии до философии, поскольку конкурсная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом .
Конкурс одновременно и формирует социокультурную ситуацию и быт действует в соответствии с ней. Этот двусторонний процесс идет непрерывно и тем самым обеспечивает перманентную актуальность праздника для общества. Учитывая данную специфику праздника, его изучение с точки зрения эволюции форм позволяет составить представление о культуре социума конкретного исторического периода .
Анализ же эмоциональной и психологической составляющей конкурса выявляет его личностные аспекты. Каждая эпоха имеет свой неповторимый культурный облик, свой набор ценностей и норм, что непосредственно репрезентируется в конкурсе.
Художественный конкурс, как форма культурной активности, предоставляет возможность проявить собственную уникальность. Конкурс позволяет выявить лидирующих участников в каком-либо виде творчества, предоставляет возможность проявить себя в процессе презентации собственного культурного опыта
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 17 февраля 2023 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.12.2023).
2. Аверьянова, А.М., Садовникова, И.М., Павлов, И.С. Олимпиады для школьников как инструмент повышения качества образовательного процесса в средней общеобразовательной школе: методология исследования / А.М. Аверьянова, И.М. Садовникова, И.С. Павлов // Материалы международной научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2022. – С. 31–46.
3. Башметова, Ю.С. Олимпиады для школьников. Монография / Ю.С. Башметова. – Томск: Аватаж, 2019. – 280 с.
4. Бирюкова, Л.М. Массовые коммуникации / Л.М. Бирюкова. – Томск: Нова, 2020. – 560 с.
5. Бурденко, И.М., Шиловская, Е.Н., Гайдар, С.Т. Принципы организации конкурсов в современной социально-культурной реальности: проблемы и перспективы / И.М. Бурденко, Е.Н. Шиловская, С.Т. Гайдар // Сборник статей Новосибирского государственного университета. Вып. 4. Социально-культурные исследования. – Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 2023. – С. 66–76.
6. Гусарова, Ю.В., Ахметова, Н.В. Современные аспекты организации фестивалей в российском социокультурном пространстве / Ю.В. Гусарова, Н.В. Ахметова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2023. – № 5. – С. 66–75.
7. Давиденко, А.М., Шумакова, Е.Н., Живодерова, К.А. Художественно-творческий конкурс как предмет научного исследования: проблемы и перспективы изучения / А.М. Давиденко, Е.Н. Шумакова, К.А. Живодерова // Известия Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2 (342). – С. 90–103.
8. Кукушкина, О.В., Петровская, М.И. Принципы и проблемы организации фестивалей и конкурсов: методологические подходы / О.В. Кукушкина, М.И. Петровская // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы организации культурно-массовых мероприятий в России». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 50–60.
9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. Официальный сайт. – 2022. – URL: https://slovarozhegova.ru/?ysclid=lpfn3iw4bw334324153 (дата обращения: 27.12.2023).
10. Самаревич, Д.А., Фролова, И.И. Фестивали как предмет социокультурного исследования / Д.А. Самаревич, И.И. Фролова // Известия Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2023. – № 7 (156). – С. 85–96.
11. Фаломеева, Н.В., Чиканова, А.А., Головина, С.М. Конкурсы художественно-творческой направленности как аспект развития личности и общества / Н.В. Фаломеева, А.А. Чиканова, С.М. Головина // Вестник Рязанского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 150–161.
12. Федорова, А.М., Поликарпова, А.А., Симонова, В.В. Понятие и виды олимпиад для школьников в современной России: теория и практика исследования / А.М. Федорова, А.А. Поликарпова, В.В. Симонова // Сборник статей Пермского государственного педагогического университета. Вып. 2. Организация системы образования. – Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического университета, 2023. – С. 77–90.
13. Харитонова, Е.Н., Масленникова, В.С., Хохлова, А.А. Творческие конкурсы как инструмент развития культурного потенциала: теория и практика исследования / Е.Н. Харитонова, В.С. Масленникова, А.А. Хохлова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования социокультурного пространства в России». – Владимир: Владимирский государственный университет, 2023. – С. 99–113.
14. Яковлева, А.С. Социально-культурная деятельность / А.С. Яковлева. – Воронеж: Статут, 2021. – 490 с.