Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государственные органы - это элементы государственных органов, власть которых осуществляется народом в соответствии с нормативными правовыми актами, в частности Конституцией РФ. Государственные органы принимают и исполняют решения правительства. Согласно принципу разделения властей, который официально признан и закреплен в Конституции РФ, государственные органы обладают законодательной, исполнительной и судебной властью.
Действующая Конституция РФ, декларирует построение в России правового демократического государства, соблюдение основных принципов которого закономерным образом определяет ведущую роль органов государственной власти в деятельности, направленной на защиту признаваемых высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения властей, предполагающий выделение в структуре механизма государства самостоятельных и независимых друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, представляет собой неотъемлемый признак правового демократического государства. Особую роль в системе органов исполнительной власти занимает Правительство РФ, поскольку именно Правительство РФ возглавляет данную систему и наделяется широким перечнем полномочий в самых разных сферах деятельности. Однако стоит отметить, что несмотря на важность и значимость органов исполнительной власти, в научной среде его административно-правовому статусу не уделяется должного внимания, что требует детального изучения и даче характеристики элементов административно-правового статуса органов исполнительной власти.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании видов органов исполнительной власти.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие виды органов исполнительной власти.
Целью исследования является анализ видов органов исполнительной власти.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и рассмотреть признаки государственного органа ;
2.раскрыть административно-правовые основы исполнительной власти в РФ;
3.рассмотреть классификацию органов исполнительной власти РФ;
4.определить место и роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, таких как: Абрамович С.В., Акберли Н.Н., Братановский С.Н., Кадетова А.Д., Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д., Кочура Н.А., Насырова Д.С., Пиголкин А.С., Прокофьев С.Е., Скрынникова М.В., Хропанюк В.Н., Шагиева Р.В. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании видов органов исполнительной власти.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1.1.Понятие и признаки государственного органа
Термин "государственный орган" считается крайне важным для теории государства и права, понятийно-категориального аппарата многих отраслей публичного права (административное право, конституционное право), а также частного права (гражданский процесс, арбитражный процесс, гражданское право) и других научных и интеллектуальных областей, изучающих вопросы государственного управления.
И.А. Кузнецов определяет государственный орган как группу (одно лицо), обладающую определенной дееспособностью, государственную власть, действующую на правовой основе и управляющую обществом от имени создавшего ее государства. Это определение включает в себя большинство признаков государственного органа .
Государственные институты следует рассматривать не как самостоятельные образования, а как часть более крупной структуры. Как отмечается в литературе, "механизм государства - это система государственных полномочий, задач и государственных институтов, предназначенных для осуществления функций государства". Первым и основным элементом механизма государства является государственная власть. Разные авторы придают разное значение понятию органа государственной власти.
С.А. Авакьян считает, что "государственный орган - это группа граждан или один гражданин, наделенный государством полномочиями для выполнения своих функций" . Государственные органы наделяются государственными полномочиями, формируются и действуют в установленном порядке, занимают свое место в единой системе государственных институтов" .
В.Н. Хропанюк дает другое определение, утверждая, что государственные органы - это составная часть государственного устройства, имеющая свою структуру в соответствии с законом, строго определенные полномочия по управлению определенными сферами общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного устройства, образуя единое целое . В этом определении большое значение имеет "механизм государства", так как он имеют определенную структуру и состоит из различных элементов, выполняющих характерные функции, основным элементом которого являются государственные органы.
Государственные органы (собственно государственный аппарат) обладает властью и самостоятельностью в определенной сфере государственной деятельности, что позволяет ему устанавливать общеобязательные правила поведения и обеспечивать их соблюдение правовыми средствами.
Государственный орган может быть представлен отдельным лицом (в частности, главой государства) или организованной группой, осуществляющей государственные функции (законодательные органы, правительственные органы или судебные учреждения).
В своем определении В.В. Оскамытный вводит термин "государственный аппарат". В юриспруденции соотношение терминов государственный аппарат и государственный орган является дискуссионным.
К государственному аппарату относятся только государственные органы, а в государственный механизм, помимо государственных органов входят органы местного самоуправления, а также организации, предприятия, учреждения и т.д., которые не являются органами власти, но выполняют государственные функции. Таким образом, понятие государственный аппарат является более узким, чем понятие государственный механизм.
Термины "государственные органы" и "органы государственной власти" широко используются в российском законодательстве. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы о соотношении данных понятий.
Некоторые исследователи считают некорректным выражение термина "органы государственной власти", предусмотренное Конституцией РФ.
Например, В.Н. Белоновский, видный специалист в области избирательного права, считает данное выражение некорректным и неверным на том основании, что единственным носителем и источником власти в стране является ее многонациональное население (ч.1 ст.2 Конституции РФ) .
Это определение выделяет основные признаки государственного органа, каковы являются:
-Государственный орган формируется группой людей или одним человеком;
-Государственный орган наделен официальными полномочиями или компетенцией;
-Государственный орган нацелен на выполнение государственных функций;
-Государственный орган формируется и функционирует в соответствии с процедурами, установленной законом;
-Орган государственной власти;
-Государственный орган действуют от имени государства;
-Государственный орган должны иметь соответствующие структуры, материальные ресурсы и финансовые средства, необходимые для осуществления своих полномочий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, № 45, ст. 7061
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023)"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 08.08.2023)"О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, 27.01.2020, № 4, ст. 346.
5. Абрамович, С. В. Органы федеральной исполнительной власти РФ / С. В. Абрамович // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2019. – № 4-1. – С. 24. – ED№ CBBFEE.
6. Акберли, Н. Н. Региональные органы исполнительной власти в российском государстве / Н. Н. Акберли // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 4. – С. 81-83. – ED№ UPOZJQ.
7. Братановский, С. Н. Органы исполнительной власти как субъекты административного права / С. Н. Братановский, А. Д. Кислинская // Гражданин и право. – 2018. – № 4. – С. 16-27. – ED№ OUVSLP.
8. Кадетова, А. Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе субъектов правотворчества / А. Д. Кадетова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 6(58). – С. 186-193. – DOI 10.17803/2311-5998.2019.58.6.186-193. – ED№ TEXMMT.
9. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. – С.98.
10. Кочура, Н. А. Органы Федеральной исполнительной власти Российской Федерации / Н. А. Кочура, Т. Н. Шарыпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-3(52). – С. 104-106. – DOI 10.24411/2500-1000-2021-1137. – ED№ KRUWJI.
11. Насырова, Д. С. совещательные и координационные органы в системе исполнительной власти Российской Федерации / Д. С. Насырова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 100. – С. 15-20. – DOI 10.22250/20730284_2023_100_15. – ED№ U№XFTG.
12. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. – С.102.
13. Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. – С.204.
14. Скрынникова, М. В. Органы исполнительной власти: некоторые аспекты правовой доктрины и законодательства / М. В. Скрынникова // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 1. – С. 69-77. – ED№ WKKCHQ.
15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред.В.Г.Стрекозова. - 11-е изд.,стер. - М. : Рипол Классик:Омега-Л, 2017. – С.103.
16. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. – С.104.