- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психология развития и возрастная психология
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология (другое)
32 страницы
16 источников
Добавлена 05.07.2024 Опубликовано: studservis
2660 ₽
5320 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….2
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СФЕРА НАУКИ…………..3
1.1.История возникновения возрастной психологии…………………………...3
1.2 Проблемы возрастной психологии……………………………………….….9
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕДУЩЕГО ТИПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………….….12
2.1 Предмет, задачи методы возрастной психологии…………………………12
2.2. Ведущая деятельность и её периоды в разных периодизациях…………15
2.3. Психическое развитие и ведущая деятельность в младенческом возрасте…………………………………………………………………………..18
ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА……………….22
3.1 Психическое развитие младшего школьника……………………………..22
3.2. Психика человека зрелого и преклонного возраста…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………...…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…….33
Фрагмент для ознакомления 2
Введение
Актуальность. История развития личности каждого отдельного человека представляет собой прохождение определенных возрастных этапов. Каждому этапу соответствует свой набор актуальных потребностей. Например, пятилетнему ребенку важно развивать двигательные навыки и символическое мышление, и игра в этом помогает; для двадцатипятилетнего актуальна потребность в создании семьи и становлении в роли родителя. Переход от одного возрастного периода к другому сопровождается кризисом - временем, когда потребности уже изменились, но способов их удовлетворения еще недостаточно. Качество психологической жизни человека зависит от того, насколько успешно протекают возрастные этапы и сопутствующие им кризисы.
Роль возрастной психологии в научном изучении личности трудно переоценить. Кроме того, знание динамики психических процессов может быть полезно не только психологам, но и каждому человеку, интересующемуся своим внутренним миром. Также это может способствовать психологическому благополучию детей, которые не всегда могут самостоятельно распознать и удовлетворить свои возрастные потребности.
Возрастная психология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно, выделившись из детской психологии в конце XIX века. Она имеет сложную структуру, включающую различные направления, концепции и теории. Кроме того, она включает несколько подразделов, каждый из которых изучает разные моменты в развитии личности человека: пренатальную психологию, детскую и школьную психологию, акмеологию и психогеронтологию.
Цель курсовой работы – раскрыть тему «Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизмы их влияния на психическое развитие».
Задачи для самостоятельной работы:
— Изучить подходы к определению периодизации и ведущего типа деятельности;
— Раскрыть влияние ведущего типа деятельности на психическое развитие детей;
— Охарактеризовать особенности психического развития в периодах раннего детства и дошкольного возраста.
Объектом исследования является возрастная психология.
Предметом исследования в курсовой работе является методы исследования в возрастной психологии.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СФЕРА НАУКИ
1.1. История возникновения возрастной психологии
Официальное изучение возрастной психологии начинается с встречи двух разноплановых личностей: взрослого, нацеленного на поиск истины и точного понимания закономерностей психического развития, и детей, сверстников или старших по возрасту, которых психолог называет испытуемыми. Уже само различие в физическом возрасте создает проблему взаимопонимания. Однако изучение ребенка составляет еще более сложную задачу. Как получить достоверные данные.
Среди различных методик, применяемых современными исследователями, ключевую роль играет их способность декомпозировать непрерывный поток жизни человека на отдельные ситуации, имеющие интерес для исследования и эксперимента. Строгая фиксация этих ситуаций в научных протоколах позволяет анализировать именно те условия, а не только субъективное видение ученого. Однако, если протокол не формализован, то каждый его участник или последующее поколение исследователей могут иначе воспринимать и понимать ситуацию при ее повторении. Возрастной психолог сталкивается с ограниченной протокольной ситуацией, которая становится предметом его анализа и объяснения - интерпретации.
Однако существует один вид исследования, кажущийся способным преодолеть эту фрагментарность и ситуативность в понимании человека: дневники. Дневники, веденные ими самими или описывающие жизнь других, например, дневники матери, открывают исследователю информацию, недоступную его взгляду. В этих записях может содержаться отношение, отражающееся личным опытом, в свете которого все события в жизни ребенка становятся важными и ценными.
"Важность наблюдения, описанного К. Коффкой, для психологии трудно переоценить. Это наблюдение характеризуется отсутствием выборочности в исследовательском подходе и поэтому может быть описано как интегральное и теплое, поскольку лишено суждений о ребенке или испытуемом и охватывает исследуемую жизнь органично и естественно, как эмоциональное содержание человеческих взаимоотношений.
В современной возрастной психологии это особенно ощущается, поскольку многие научные тексты становятся трудночитаемыми из-за перегрузки псевдопсихологической информацией.
С самого начала своего существования психологии как науке было сложно определить ее предмет и сохранить его. Одной из причин этого является снижение профессионализма психологов и иллюзорная уверенность каждого человека в своей способности понимать, исследовать и управлять другими людьми, поскольку он сам представляет другого. Проекцию, понимание другого на основе сравнения с самим собой, мы еще тщательно рассмотрим в будущем.
Сейчас же, когда речь заходит о возрастной психологии, можно привести простую аналогию из области музыкального слуха: мы все слышим музыку, но не все способны ее воспроизвести. Воспроизведение возможно, но может быть только приблизительным. И с психической реальностью ситуация аналогична: мы все присутствуем в ней, но понимаем, ощущаем и воспроизводим ее свойства только весьма приблизительно.
Хотелось бы процитировать еще одну цитату из прекрасной книги описывающей душу ребенка почти сто лет назад: «Развитому человеку очень сложно представить себя в положении ребенка, который еще не имеет никакого опыта, за исключением смутных представлений. Каждый опыт, полученный ребенком в ходе его первого этапа роста, оставляет в его мозгу органическое изменение, подобное рубцу. Поэтому состояние чувственности новорожденного, не затронутое индивидуальными впечатлениями и с далеко не ярко выраженными отпечатками опыта предыдущих поколений, нелегко представить себе без фантазии.
Духовное состояние каждого человека настолько является результатом всего, что он пережил, что он не может себя представить без своего прошлого». Фантазия исследователя, экспериментатора, ученого привносит в систему фактов о жизни дополнение, превращая их в теории и обобщения, которые могут быть использованы для понимания других фактов. В науке личность ученого, его фантазия, как сказал Б. Прейер, определяет, какие факты он увидит и сможет обобщить, что он будет считать критерием ценности и, часто, истинности замеченных фактов.
Ученые используют эти понятия для описания своей экспериментальной и теоретической работы:
практическая и теоретическая актуальность, предмет, задачи, методы и гипотезы исследования. Это фундаментальные аспекты организации научной деятельности, поскольку они помогают определить связь с работой исследователей в этой области, как отечественных, так и зарубежных.
Чтобы лучше понять работу в области возрастной психологии, давайте кратко рассмотрим эти концепции. Практическая актуальность описывает, где конкретно может быть применено полученное знание. Например, это может быть применение в образовательном процессе для людей определенного возраста или определение готовности людей к определенным видам деятельности, таким как выбор профессии, школьное обучение, семейная жизнь и т. д.
Теоретическая актуальность предполагает формулировку проблемы или проблем с точки зрения науки и закономерностей ее развития как отдельного явления в обществе и сфере деятельности ученого. В момент осознания теоретической актуальности своей работы, ученый непременно задумывается о ценности и истинности полученного им знания, что может вызывать конфликты с коллегами и даже всем научным сообществом. В своей книге "Становление личности ребенка 6-7 лет", Нинель Непомнящая подчеркивает: "В трудное для меня время, когда закрывалась тема исследований, не публиковались мои работы и, казалось, рушилось то, чему отдана жизнь, отец Александр не только утешал меня, но и напутствовал к продолжению работы, призывал бодрствовать, надеяться, верить. В книге нет прямого обращения к религиозной теме, но в ней рассматриваются те механизмы психики, в которых раскрывается способность человека к универсальности, творчеству любви, уже в 6-7 лет складываются хотя и простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека, устойчивые (то есть сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы".
Понятия проблемы и теоретической актуальности позволяют ученым осознать свою философскую позицию в понимании человеческой жизни и конкретизировать ее в виде собственной теории, которая проливает свет на законы человеческой жизни. История как науки и современность предоставляют множество примеров личного научного мужества ученых, которые смогли озвучить свою собственную теоретическую позицию в понимании человека.
Авторы теории - З. Фрейд, К. Юнг, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и другие знаменитые исследователи переживали момент интеллектуального и эмоционального напряжения, связанного с предъявлением своей позиции для научной общественности, произнося: “Я считаю иначе” или “Я считаю так”. Достаточно в этой связи вспомнить факт из биографии З.Фрейда, когда он в течение восьми лет был практически лишен общения с научной общественностью, так как высказал свою точку зрения. Заявить о существовании своей теории - значит заявить о собственном я, о праве на истину, обоснованную Я-переживаниями, Я-опытом человека. В известном смысле это предполагает противопоставление себя Другим, а значит, вызывает их сопротивление. Для развития человеческой мысли это естественный процесс, так как мысль всегда появляется у одного человека, но будучи представленная другим, с течением времени она может восприниматься как очевидное, не требующее доказательств знание, позволяющее удерживать и обсуждать различные факты жизни как проблемы [4].
1.2 Проблемы возрастной психологии
В возрастной психологии существует ряд вопросов, которые постоянно озадачивают ученых, исследующих закономерности развития психической реальности.
Проблему можно рассматривать как вопрос, на который нет однозначного ответа. Эти вопросы могут быть классифицированы на две (относительные) категории: вечные вопросы и преходящие, или ситуативно-обусловленные вопросы. Вечные проблемы в области возрастной психологии можно было бы сформулировать следующим образом: 1. Что определяет психическую реальность? 2. Как происходит ее развитие? 3. Какие способы предсказания ее развития и воздействия на него существуют? Конечно, эти вечные вопросы взаимосвязаны с вопросом о сущности человека, или, как говорят, методологическим вопросом философии. Ученые часто занимаются решением преходящих проблем, которые обусловлены конкретным историческим временем или социальным заказом.
Например, при ответе на социальный вопрос о готовности ребенка к школе, психолог активно работает с концепцией психического развития, поскольку именно эта концепция как научный инструмент позволяет формулировать гипотезы о связи отдельных поведенческих фактов у ребенка, полученных в ходе исследования. Гипотезы (или гипотеза) дают основу для построения закономерностей и их связи с другими уже известными.
Таким образом, гипотезы помогают увидеть не только текущее состояние наблюдаемого факта, но и его возможное прошлое и будущее. Гипотеза лишает факт статичности и ограниченности временем. Через гипотезу факт становится материалом для формирования системы мышления, которая позволяет человеку понять жизнь другого человека. Ученый осознает свою гипотезу, понимает ее неполноту и ограниченность.
В повседневной жизни люди часто придают всеобщее значение гипотезам, не обращая внимания на то, что связь между фактами или их свойствами может быть случайной, временной или ситуативной. Например, они могут полагать, что связь между тем, что ребенок берет чужую вещь, и криминальной жизнью взрослых, является фактом. Однако для ученого, изучающего возрастную психологию, такая гипотеза может не иметь значения, так как он анализирует эти факты в контексте своих исследовательских задач.
Цели исследования психической реальности ученого связаны с определенными задачами, которые отображают логику его работы со свойствами психической реальности. Например, его целью может быть анализ литературы по проблеме или апробация конкретной методики и так далее. Решение этих задач расширяет информационное поле профессиональной деятельности психолога, помогает уточнить гипотезы и усовершенствовать теорию, а иногда приводит к изменению всего стиля мышления ученого.
Итак, ученый, работающий в области возрастной психологии, занимается ее проблемами и решает свои задачи в социальном контексте. Структура науки позволяет использовать специальные методы исследования.
Метод исследования - это осознанный ответ на вопрос о том, как было получено конкретное знание и насколько оно правильно. Осознанность методов исследования наиболее явно проявляется в использовании глаголов "видеть" и "смотреть". Мы знаем, что можно смотреть, но не видеть, то есть не замечать и не осознавать процесс смотрения, что невозможно при видении. Видение основывается на активном и организованном отношении как к объекту, так и к усилиям видящего. Метод исследования - это организованное видение, которое предполагает смотрение в том числе как момент спонтанности жизни.
Понимание и передача организации нашего видения другим людям могут быть достаточно сложными задачами для исследователя. В то же время, понимание и осознание видения требует значительных усилий и может быть почти невозможным.
Видение ученого-исследователя, который изучает факты жизни человека, активно и организовано, не только через его отражение на собственные мысли и отношение к фактам жизни, но и с помощью методик. Методики – это средства получения фактов, которые характеризуют закономерности жизни людей. Они могут быть созданы исследователем самостоятельно или заимствованы у коллег, живущих или живших в разное время. Например, сегодня мы можем использовать методику Бине-Симона, разработанную в начале века, или работать с задачами Ж. Пиаже, которые были сформулированы им много десятилетий назад.
Внешне методики могут выглядеть по-разному: опрос, рисунок, действие, движение и так далее. Однако их основное отличие от аналогичных процессов заключается в том, что методики включены в контекст решения научных проблем, предполагают соотнесение фактов с научной теорией, всегда отражают теоретическую позицию автора и осознают ограничения в построении гипотез на основе фактов, полученных с их помощью.
Таким образом, ученые, применяя методики для получения фактов, осознают роль и место этих фактов в своем мышлении и в жизни исследуемого человека. Роль создания эксперимента и его место в получении психологических фактов.
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕДУЩЕГО ТИПА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. Предмет, задачи и методы исследования возрастной психологии
Возрастная психология представляет собой отрасль психологической науки, нацеленную на изучение процессов и закономерностей психического развития человека на протяжении его жизни. Она исследует возрастные факторы, влияющие на развитие личности и прогресс психических функций.
Предметом исследования данной психологии являются возрастные периоды развития, механизмы, происходящие в этих периодах, а также общие закономерности и темпы развития психики в онтогенезе. Суть психического развития заключается в необратимых и закономерных изменениях психики, происходящих в определенное время. Такие изменения связаны с ростом и биологическими процессами, вызывающими противоречия с социальной средой, и тем самым заставляющими человека переходить от одного способа самовыражения к другому. Эти переходы ведут к изменению отношений с окружающими и отражению действительности, а также приводят к смене отношения к себе.
Важным фактором психического развития является созревание, процесс возрастных изменений, создающий условия для формирования и развития психических функций. Различные части нервной системы созревают со своей скоростью и достигают полной зрелости на определенных этапах развития. Поэтому существует нормативное и индивидуальное психическое развитие.
Возрастная психология имеет три основные задачи: прикладные, научные и теоретические. Среди теоретических задач наиболее важным является создание точной теоретической модели психического развития, которая поможет лучше понять этот процесс и его закономерности
Научные задачи – это, прежде всего, изучение источников и схем изменений, составляющих сущность психического развития человека, а также его периодизация, исследование возрастного развития личности и определение возрастных норм психических функций, что наряду с выявлением ресурсов и творческого потенциала психики человека, составляет основу для решения прикладных задач данной отрасли психологии.
К прикладным задачам относится построение возрастной системы и клинической диагностики, а также коррекционная система психического развития, профилактика возможных нарушений его течения.
Методы исследования в возрастной психологии.
Наблюдение является основным методом исследования в возрастной психологии. Оно может быть проведено как наблюдение за самим собой, так и за другим человеком. Чаще всего последнее реализуется с помощью эксперимента. Эксперимент позволяет исследователю вмешиваться в деятельность испытуемого, создавая условия для достоверного выявления психологических фактов. Именно поэтому он считается одним из главных и самых надежных методов получения информации при работе с детьми.
Возрастной психологии важно включать ребенка в экспериментальную ситуацию, связанную с его ведущей деятельностью. Наблюдая за реакцией ребенка на воздействующие стимулы, исследователи делают выводы о проявлении свойств его психики и его способности к вербализации
В дополнение к наблюдению, особое значение имеют опрос и тестирование. Они могут проводиться как письменно, так и устно, как с отдельными испытуемыми, так и с группой. Проективный метод, основанный на анализе рисунков и других творческих продуктов испытуемых, также имеет вспомогательное значение. К дополнительным методам исследования относятся сравнительные методы: близнецовый (исследующий влияние воспитания, наследственности и среды), кросс-культурный (выявляющий особенности психического развития людей в различных культурах), метод сравнения нормы и патологии и биографический метод.
В возрастной психологии можно выделить две основные стратегии эмпирических исследований, направленных на изучение изменений, происходящих со временем. Первый метод - поперечные срезы, представляющие собой одновременное исследование не связанных между собой групп людей одного возраста и сравнение полученных результатов с данными других возрастных групп. Это позволяет собрать информацию о нормах и выявить типичные возрастные характеристики.
Второй метод: метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание возрастных изменений в психике у одних и тех же людей на протяжении длительного времени; его применение позволяет определить диапазон возрастных изменений, а также сделать прогноз дальнейшего психического развития.
2.2. Ведущая деятельность и её периоды в разных периодизациях
Главная деятельность, которая более всего способствует психическому развитию ребенка в данном этапе его жизни, является двигателем его развития в целом.
Каждое изменение происходит во времени, независимо от того, является ли оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро или макропроцессом. Время не регулирует ход психического развития, однако фиксирует все события в определенной последовательности. Психолог В. Штерн предложил периодизацию развития, основанную на психологическом, а не биологическом критерии - активность человека. Он описывает период, когда ребенок только начинает играть, период сознательного обучения с разделением игры и труда, период юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. Он также выделяет периоды развития речи, включая фазу первого слова, фазу однословных и двусловных предложений, фазу грамматизации и так далее.
Лев Выготский предлагает периодизацию, основываясь на диалектической модели развития и идее переходов к новому качеству.
Он выделяет стабильные и критические периоды развития. В стабильных периодах происходит накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критических периодах эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.
По мнению Выготского, стабильные и критические периоды чередуются в развитии ребенка в следующем порядке:
кризис новорожденного, стабильный период младенчества, кризис первого года жизни, стабильное раннее детство, кризис трех лет, стабильный дошкольный возраст, кризис семи лет, стабильный младший школьный период, пубертатный кризис, стабильный подростковый возраст, кризис в 17 лет и так далее. В мировой психологии широко используется периодизация Эрика Эриксона, который учитывает три процесса развития:
физическое развитие;
социальное развитие;
развитие самосознания.
Периодизация Э. Эриксона представляет 8 фаз развития:
1) Первая фаза (младенчество, первый год жизни) отличается первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;
2) Вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
3) Третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) отмечается инициативой или чувством вины;
4) Четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11—12 лет) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
5) Пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
6) Шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;
7) Седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
8) Восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.
Уникальная деятельность ребенка, специфичная для каждого возраста, определяет психологические изменения, которые впервые возникают в нем - новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для разделения детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда существует центральное новообразование, определяющее весь процесс развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Л.С. Выготский, говоря о новообразовании, имеет в виду как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, психологические изменения, возникающие в этот период. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин разъяснили, что новообразование — это новый тип деятельности и центральные психологические изменения, возникающие в этой деятельности.
Эти разграничения определи их понимание движущих сил развития: смена деятельности является основой психического развития, определяющая появление новообразований, а достигнутые новообразования являются предпосылкой для становления нового типа деятельности, переносящего ребенка на новый этап развития.
Отечественные психологи показывают качественную специфическость каждого периода развития ребенка на основе понятий, таких как социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Социальная ситуация развития, как утверждает Л.И. Божович, представляет собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые характерны для каждой возрастной группы и обусловливают динамику психического развития в течение соответствующего возрастного периода.
Тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л. С. Выготского.
Ведущая деятельность — это:
1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;
2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре — воображение, в учении — логическое мышление);
3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
Таким образом, ведущая деятельность — это, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
2.3. Психическое развитие и ведущая деятельность в младенческом возрасте
При рождении у ребенка появляется врожденный рефлекс (еда, защита, ориентация и т.д.). Однако этого недостаточно для обеспечения активного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Без заботы взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить свои потребности.
Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми (в частности, общение с матерью), во время которого вырабатываются первые условные рефлексы. Одним из первых является условный рефлекс, связанный с положением во время кормления грудью. Первые эмоции у младенцев проявляются в криках, сопровождающихся появлением морщин, покраснением и нескоординированными движениями.
На втором месяце ребенок застывает и фокусируется на лице человека, склонившегося над ним, улыбается, протягивает руки, двигает ногами, и появляются вокальные реакции. Эта реакция называется активационным комплексом. Реакция ребенка на взрослого.
Активное общение способствует повышению общего тонуса и активности малыша, способствуя его умственному, физическому и сенсорному развитию. После шести месяцев ребенок начинает понимать связь между словами и предметами, а его словарь начинает пополняться первыми словами. В то же время развитие моторики рук играет важную роль в его развитии. Сначала ребенок просто тянется к предмету, не в состоянии удержать его, затем он осваивает навыки хватания, а к пяти месяцам начинает уметь захватывать предметы.
Во второй половине года начинают формироваться целенаправленные действия с предметами, и к одиннадцатому месяцу ребенок уже манипулирует двумя предметами сразу. Взаимодействие с предметами помогает малышу познакомиться со всеми их свойствами и разрабатывать планирование своих действий. Второй год жизни характеризуется серьезными достижениями, включая освоение ходьбы, что делает ребенка более самостоятельным и помогает ему исследовать окружающее пространство. К концу второго года жизни координация движений улучшается, и дети осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок на этом этапе может умываться, залазить на стул, чтобы достать игрушку, лазить, прыгать и преодолевать препятствия. Он также отлично чувствует ритм движений. Раннее общение с взрослыми является важным условием для развития предметной деятельности малышей в этом возрасте.
Знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования играют существенную роль в развитии ребенка. С одними предметами можно обращаться свободно, брать их за различные части, тогда как для других предметов существуют определенные и уникальные способы обращения.
Разнообразные предметы, которые окружают ребенка, играют ключевую роль в его развитии и образовании. От малых лет дети начинают учиться взаимодействовать с различными предметами, используя их в качестве орудий. Это происходит под руководством взрослых, которые внушают малышам определенные способы работы с предметами. Такие действия, осуществляемые с помощью предметов-орудий, затем переносятся на другие объективы. Этот процесс особенно активен у детей второго года жизни, которые начинают исследовать разные орудия, такие как чашка, ложка, совочек и прочие.
На начальной стадии овладения навыками обращения с орудиями, дети используют их как продолжение своих рук. Поэтому это действие называется "ручным". Например, чтобы достать шарик, скатившийся под шкаф, ребенок может использовать лопатку. На следующем этапе, дети начинают понимать, что разные орудия предназначены для работы с определенными предметами (например, с помощью лопатки можно набирать песок, снег или землю, а ведро подходит для транспортировки воды). В результате этого, дети адаптируются к особенностям каждого орудия. Овладение использованием предметов-орудий влияет на способы использования вещей, которые малыши усваивают из общества, и оказывает существенное влияние на развитие элементарных мыслительных процессов.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит во время его конкретных предметных действий, которые имеют яркий и наглядный характер. Ребенок учится выделять предмет в качестве объекта деятельности, перемещать его в пространстве и взаимодействовать с несколькими объектами одновременно. Все это создает условия для одновременного ознакомления с скрытыми свойствами предметов и позволяет действовать с ними не только напрямую, но и посредством других предметов или действий (например, стучать или вращать).
Практическая деятельность с предметами является важным этапом перехода от физической опосредованности к умственному наблюдению, и она создает условия для последующего развития понятийного мышления и речи. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения этих действий словами, формируются мыслительные процессы у ребенка.
Одним из самых главных процессов, особенно на ранней стадии, является процесс обобщения. Однако, в силу ограниченного опыта и неумения выделять существенные признаки из группы объектов, дети часто это делают не совсем правильно. Например, малыш может использовать слово "шар" для обозначения любого объекта с круглой формой. Дети этого возраста также могут делать обобщения по функциональным признакам, например, объединять разные предметы головных уборов под понятием "шапа" (шапка, шляпа, кепка и т.д.).
Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность осуществляется совместно со взрослым, то речь малыша ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога. У ребенка увеличивается словарный запас. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые употребляет малыш в своей речи, становятся обозначением сходных предметов. В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Становление эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2019 – 460 с.
2. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2019. – 304 с. 3. Обухова Л. Ф.Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российск
ое педагогическое агентство. 2021, – 374 с.
4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 2019.
5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 2019. № 4. С. 6—20.
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
7. О.И. Каяшева, Г.Г. Кравцов. Личностная рефлексия как возрастное психологическое новообразование. Вестник РГГУ. 2020. № 1. Сер. «Психология».
8. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2022.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 2021.
10. Кравцов Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития. // Культурно-историческая психология 2019. №2.
11. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2020.
12. Вересов Н.Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип. // Культурно-историческая психология. 2021. №2.
13. Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. // Культурно-историческая психология. 2020. №4.
14. Либерман А.А. Место и возможные функции понятия ведущей деятельности // Культурно-историческая психология. –2017. –№2
15. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991.№ 2.
16. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М.: Владос, 2019
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней