Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и становления личности, это основной этап развития познавательной деятельности ребенка, в основном подразумевающий поиск знаний, получение знаний самостоятельно или совместно со взрослым, под его тактическим руководством.
Математика исторически считалась сложной наукой, а для дошкольников познание чисел, закономерностей всегда являлось трудным. Изучение математики благоприятно влияет на психическое развитие ребёнка, позволяет развивать память, мышление, речь, внимательность. Математическое обучение в ДОУ способствует подготовки к школьному обучению является основным направлением деятельности в ФГОС НОО.
У дошкольника удивительная активность в познании других, а интерес к математике появляется довольно рано. Постепенно развиваются представления об объектах, их назначении и свойствах, размере и количестве, форме и составе, действиях, которые могут быть произведены с объектами: уменьшение, увеличение, деление.
Познавая числа, младшие школьники должны овладеть математическими знаниями и навыками, необходимыми для продолжения изучения более сложных математических действий и вычислений.
Формирование количественных представлений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Тем не менее, важно помнить, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования основ количественных представлений.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследование математических понятий и разработка методических подходов к их формированию у детей дошкольного возраста в разное время занимались Л.А. Венгер, А.М Леушина, Т.А. Тарунтаева, А.В. Белошистая, Ж. Пиаже, П.С. Сагымбекова, Н.И. Пустовалова. Их научные исследования легли в основу разработки современных программ дошкольного обучения и развития.
Изучением проблемой формирования количественных представлений детей дошкольного возраста занимались A.M. Леушина, Л.С. Метлина, Ф.А. Михайлова, А.А. Столяр и многие другие педагоги, методисты и исследователи.
В нашем исследовании мы хотим показать, что более эффективный подход к процессу математического развития детей дошкольного возраста возможен при использовании игровых методов в процессе математического развития в ДОО. Исследования в данной области принадлежат работы следующих авторов Д.В. Менджерицкая, А.А. Столяр, Б.П. Никитин и др.
Учитывая психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста, игровые средства можно рассматривать как эффективный инструмент развития количественных представлений.
Цель – рассмотреть особенности использования дидактической игры как средства совершенствования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности дидактической игры как средства совершенствования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности развития количественных представлений в дошкольном возрасте;
2.Описать задачи и особенности методики развития количественных представлений у детей дошкольного возраста;
3.Рассмотреть потенциал использования дидактической игры в совершенствовании количественных представлений у детей дошкольного возраста;
4.Рассмотреть особенности планирования работы по совершенствованию количественных представлений у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы по проблеме исследования, педагогическое проектирование.
Практическая значимость: в настоящей работе были представлены особенности планирования работы по развитию количественных представлений у детей дошкольного возраста в ЛОУ лет примерами дидактических игр. Результаты работы могут быть использования в практике работы воспитателя на математических занятиях.
Структура работы: работа имеет введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы совершенствования количественных представлений у старших средствами дидактических игр.
1.1 Особенности развития количественных представлений о дошкольном возрасте
Понятие «математическое развитие дошкольников» как педагогическая категория довольного многогранное понятие. В настоящее время среди отечественных педагогов в области математического образования нет единой точки зрения в данном вопросе.
Процесс развития математических представлений не может происходить спонтанно и всегда является целенаправленным, в котором задействованы весь арсенал педагогических методов, приемов и средств [2].
Как отмечает А.А. Столяр под «математическим развитием дошкольников» следует понимать когнитивные изменения в познавательной деятельности индивида, возникающие в результате формирования основных математических представлений и связанных с ними логических операций [19].
В учебнике Л.В. Ворониной и Е. A. Утюмовой приводится такое определение рассматриваемому нами понятию: под «математическим развитием дошкольников» они понимают качественные изменения познавательной деятельности индивида, возникающие в результате развития математических представлений и связанных с ними логических операций [5].
Так, на основе анализа приведенных выше понятий, мы можем выделить общее и сделать вывод, что математическое развитие - это качественные изменения в формах познавательной деятельности, вытекающие из фундаментального математических представлений.
Отбор содержания обучения по формированию элементов математики отрабатывался на протяжении многих лет в исследованиях (А.М. Леушина, В.В. Данилова, Т.В. Тарунтаева, РЛ. Березина, Г.А. Корнеева). Содержание обучения включает в себя объем и характер знаний, умений и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений / М. Беженова. – М.: Эксмо, 2005. – 63 с.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений / А. В. Белошистая. – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400 с.
3. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / А.В. Белошистая // Серия «Библиотека учителя» – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 256 с.
4. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание, 2008. – №11. – С. 14-23.
5. Воронина Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства : Методология проектирования : автореферат / Л.В. Воронина. - Екатеринбург, 2011.
6. Галкина Л.Н. Формы работы по математике с детьми дошкольного возраста с учетом комплексно-тематического построения образовательного процесса / Л.Н. Галкина // Материалы XI Международной научно–практической конференции. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – С. 75-86
7. Данилова В. В. Методика формирования математических представлений / В. В Данилова, Л. И. Павлова. – М., 1996.
8. Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 2010. – 450 с.
9. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992. – 175 с.
10. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике / Т. Ефремов // Дошк. воспитание. - 1996. - № 2. - C. 17-20.
11. Истомина Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н. Б. Истомина. – М. : Ассоциация ХХI век, 2015. – 929с.
12. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач: методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками / Е.В. Колесников. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2016. – 64 с.
13. Корнеева Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,– М. : 1994.
14. Михайлова З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Детство – Пресс, 2008 – 384 с.
15. Михайлова З. А. Логико – математическое развитие дошкольников / З. А Михайлова, М. : Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
16. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, Столяр А.А. и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 166 с.
17. Морозова И. А. Развитие элементарных математических представлений : Конспекты занятий: для работы с детьми 5 - 6 лет / И. А. Морозова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.
18. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений / В. Позднякова // Дошкольное воспитание, 1996. – № 1,2. – 20с.
19. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика : педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е. О. Смирнова. - М. : Юрайт, 2020. - 122 с.
20. Смоленцева А.А. Математика до школы : Пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. – СПб.,1998. – 191с.
21. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день : Логика для дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярословль : Академия развития, 2007.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12.12.2022).
23. Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 120-125. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35381/ (дата обращения: 30.12.2023).