Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Творчество, поиск новаторских и прогрессивных решений в ситуациях, всегда являлось ключевым фактором для развития общества. В современном социально-экономическом контексте творческие процессы становятся особенно актуальными.
Один из базовых принципов общей психологии – принцип развития. Изучение психических явлений (процессов, характеристик личности) через их развитие и формирование помогает установить общесистемные закономерности в психологии.
Развитие различных аспектов личности происходит неравномерно, в разные моменты времени и определяется множеством факторов – внутренних и внешних. Каждое новое проявление личности идет через периоды интенсивного роста и затухания, что означает существование сензитивных периодов в развитии всех качеств личности. Креативность является одним из ярких индивидуальных качеств личности.
Изучение проблемы креативности является актуальной, поскольку развитие творческих способностей усложнено множеством факторов, включая как врожденные особенности, так и влияние социальной среды и зависимость от структуры деятельности. По крайней мере, можно выделить две фазы развития креативности:
1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, необходимой для разных сфер жизни человека. Этот период наиболее чувствительный в возрасте 3-5 лет. Подражание важному и креативному взрослому, возможно, играет ключевую роль в формировании креативности.
2. Подростковый и юношеский возраст (от 13 до 20 лет). В этот период на базе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность, связанная с конкретной сферой человеческой деятельности, а также с ее дополнительными и альтернативными аспектами.
К сожалению, и в школе и в институте часто акцент делается на ре-продуктивной деятельности, что подавляет творческие проявления личности студентов. Между тем отмечается высокая потребность социума в раз-витии креативности будущих специалистов.
Цель исследования – изучить креативность студентов с разной профессиональной направленностью.
Объект исследования: креативность.
Предмет исследования: креативность студентов с разной профессиональной направленностью.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень и показатели креативности студентов с разной профессиональной направленностью значительно различаются.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования креативности студентов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование креативности студентов.
3. Выявить различия креативности студентов с разной профессиональной направленностью.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эмпирические (опрос, тестирование) и математико – статистические методы.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие две группы студентов:
1) студенты психологического факультета – 15 человек в возрасте 19 – 23 лет, из них 9 девушек и 6 юношей;
2) студенты экономического факультета – 15 человек в возрасте 19 – 23 лет, из них 8 девушек и 7 юношей.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования креативности студентов
1.1. Характеристика креативности
Креативность - это, с одной стороны, творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризуют как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности; с другой стороны, это процесс преодоления инертности в мышлении, чувствах, общении.
В современной науке нет однозначной трактовки понятий креативность и созидательность и единой типологии этих понятий. Большинство российских авторов отождествляют понятия "креативность" и "творчество". Однако следует отметить, что концептуальность творчества ориентирована на индивида, а концептуальность креативности ориентирована на деятельность индивида и ее результат. Творчество предполагает выведение мышления из обычного сознания и создание беспрецедентной ситуации, в которой соединяются разрозненные поля реальности. Суть творчества заключается в изобретении и создании чего-то оригинального, ранее не существовавшего, исключительного, значимого, ценного и приносящего пользу [29].
Дж. Гилфорд первым ввел понятие творческого мышления как реляционного, интуитивного и целостного. Е.П. Торренс называл креативностью способность обострять восприятие недостатков, пробелов в знаниях и т.д. [25]. Он разработал набор заданий тестов на креативность, которые помогают определить субъективную креативность деятельности индивида, независимо от объективной новизны и значимости ее результатов.
А. Н. Лук выделил следующие компоненты творческих способностей:
- Способность создавать дилемму в области, где другие ее не видят.
- Способность сокращать мыслительные операции: заменять не-сколько слов одним, использовать информационно насыщенные знаки.
- Способность применять знания, навыки и умений из одной области при решении проблем из другой области.
- Реализм.
- Способность просто ассоциировать отдаленные понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужный момент.
- Умение выбирать альтернативу решению трудностей.
- Способность включать новую информацию в существующие знания.
- Простая генерация идей.
- Творческое воображение.
- Возможность уточнять детали для улучшения первоначального плана [15].
В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельников выделили универсальные творческие способности, основанные на исторических и культурных факторах: реализм воображения; создание целого из частей; надситуативность; экспериментирование [14].
Системный подход, предложенный Т.А. Барышевой и А.Ю. Жигаловым, интерпретирует креативность как многомерное психическое образование, состоящее из семи симптомокомплексов: мотивационного, эмоционального, экзистенциального, коммуникативного, компетентностного, интеллектуального, эстетического. В каждый симптомокомплекс включено несколько психологических параметров [3].
Дж. Гилфордом и Е. Торренсом были описаны следующие критерии креативности:
- беглость речи (легкость, продуктивность). Этим критерием является скорость творческого мышления, которая измеряется общим количеством правильных ответов на конкретный вопрос или вариантов ответа при обдумывании;
- гибкость. Критерий характеризуется способностью быстро переключаться и определяется количеством групп этих ответов;
- оригинальность. Критерий отражает оригинальность творческого мышления, оригинальность подхода к проблеме; определяется количеством редких ответов, оригинальностью структуры ответа;
- точность. Критерий - это показатель гармоничности, логического творческого мышления, адекватности поставленной цели;
- склонность к риску. Критерий демонстрирует способность использовать необычные материалы, цвета, изображения и способы решения задачи, возможно, необычные для данной задачи [7].
Ю.В. Величко выделяет творческое воображение и образное мышление среди обязательных компонентов творческих способностей.
Под творческим воображением автор понимает создание новых образов, представлений, воплощенных в виде оригинальных и ценных продуктов деятельности. Творческое мышление, по мнению автора, - это мышление, связанное с преодолением устоявшихся стереотипов, устоявшихся идей, в результате чего создается уникальный оригинальный интеллектуальный продукт. Творческое мышление как продуктивное противопоставляется репродуктивному мышлению с использованием готовых образцов. Творческое мышление является синонимом эвристического мышления, которое характерно для решения нестандартных задач.
Оба компонента творческих способностей начинают усиленно работать в проблемной ситуации, а воображение срабатывает на той стадии познания, когда неопределенность ситуации очень высока [5].
Большое значение имеет определение факторов способствующих становлению и развитию креативности. Один из них – это среда, под влиянием которой может сформироваться истинно креативная личность. С од-ной стороны, крепнет убеждённость многих исследователей, что креативность есть выражение коренных, устойчивых особенностей индивида, являясь своего рода основой его глубинной Я – концепции, то, с другой стороны, есть стремление избавиться вообще от этого понятия, в большей или меньшей степени отождествив его с интеллектом.
На стадии разработки находится представление о двух видах креативности, которые сменяют друг друга следуя за особенностями возраст-ной динамики развития [24].
Противоречивой к настоящему времени является проблема развития творческих способностей. В психогенетике накопились убедительные свидетельства весьма значительных, существенно больших, чем в отношении интеллекта, средовых влияний на креативность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева // Университетское управление. – 2001. – № 4 (19). – С. 65-69.
2. Алгаев А.Н. Трудности адаптации студентов к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 377-378.
3. Барышева Т.А. Креативность. Опыт самопознания - технология ре-флексивной самоорганизации студентов в информационной образо-вательной среде // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. – 2013. – №158. – С. 26 – 36.
4. Бахшалиева Ю.А. Развитие креативности у студентов-психологов // Известия Воронежского государственного педагогического универ-ситета. – 2022. – №4 (297). – С. 125-128.
5. Величко Ю.В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16. – 2014. – №2(3). – С. 631.
6. Водяха С.А. Особенности достоинств личности креативных студен-тов / Педагогическое образование в России. – 2017. – № 8. – С. 90-95.
7. Гуревич П.С. Психология: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 465 с.
8. Далова С.Р. Исследование креативности студентов-юношей и студен-тов-девушек // Молодой ученый. – 2023. – № 26 (473). – С. 123-129.
9. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
10. Жегульская Ю.В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социа-лизации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государ-ственный институт культуры [изд.], 2018. – 116 c.
11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
12. Краева К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационно-го стресса // Вектор науки тольяттинского государственного универ-ситета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
13. Кринчик Е.П. К вопросу о психологической поддержке профессио-нального становления психолога в процессе обучения на факультете психологии МГУ // Вестник МГУ «Психология». – 2004. – № 4. – С. 61-69.
14. Кудрявцев В.Т., Синельников В.Б. Ребенок-дошкольник: новый под-ход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспита-ние. – 1995. – № 9. – С. 52-59.
15. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
16. Малахова И.А. Индивидуально-психологические параметры творче-ской личности // Репозиторий БГУКИ. – 2006. – №4. – С. 74 – 78.
17. Озерина А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалаври-ата: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Волгоград, 2012. – 21с.
18. Салихова Н.Р., Фахрутдинова А.Р. Трудности адаптации первокурс-ников к обучению в вузе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педа-гогика. Образование». – 2021. – № 1. – С. 97-114.
19. Середина Н.В., Лазарева О.В. Особенности процесса адаптации сту-дентов первого курса к обучению // Северо-Кавказский психологиче-ский вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
20. Сидорова М.В. Взаимосвязь креативности и личностных черт совре-менных студентов // Вестник Минского государственного лингвисти-ческого университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2023. – №1 (43). – С. 50-56.
21. Скитейкина Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 303-307.
22. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
23. Степанов Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164 – 167.
24. Теоретические и практические аспекты исследования креативности в психологии / Бутина Х.С., Дрюкова Т.Д., Журтаханова Р.А., Шугае-ва А.К. В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения. Ма-териалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Со-ставитель И.А. Еремицкая. – 2020. – С. 9-13.
25. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. – М.: Эксмо, 2013. – 528с.
26. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
27. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания совре-менных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
28. Шевелева А.М. К вопросу об адаптации студентов первого курса к учебе в вузе // Совет ректоров. – 2014. – № 4. – С. 55-69.
29. Ширшова О.А. Креативность как характеристика личности будущего педагога // Омский научный вестник. – 2007. – №4 (58). – С. 115 – 117.
30. Яковлева А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке. В сборнике: Студенческая наука - первый шаг к цифрови-зации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенче-ской научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.