Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
1.1.История становления и развития законодательства о социальном обеспечении семей с детьми
Социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест в жизни общества, напрямую зависит от уровня экономического развития и тесно связано с государственной политикой и социальным обеспечением. Содержание, виды и масштабы социального обеспечения постоянно меняются и формируются под влиянием развития системы социального обеспечения страны (социальной защиты) [10, с.102].
На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с множеством проблем, связанных с содержанием пожилых людей, инвалидов и детей. За рабовладельческим периодом последовал феодальный период, характеризующийся преимущественно самодостаточной экономикой. Основой этого периода была семья. Семья отвечала за материальное обеспечение пожилых и немощных людей. В этот период возникло своего рода социальное пособие. Оно распространялось на тех, кто был не способен к труду и не имел какого-либо хозяйства.
Изучение процесса развития законодательства о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, до Советского Союза показывает, что государственные пособия на детей были довольно слабо развиты в России в XVII-XIX веках, благодаря развитию частных и общественных систем пособий на детей, представлявших собой систему социальных услуг. Впервые она упоминается в XVIII веке.
Первое упоминание о нем появилось только в XVIII веке, когда 4 ноября 1714 года Петр I издал Указ о нуждающихся младенцах, который предусматривал денежное пособие для младенцев в размере трех рублей в день на ребенка и трех рублей в год и пол-унции хлеба в месяц для женщин, ухаживающих за ними. Эту политику продолжила Екатерина II, которая в 1772 году рекомендовала горожанам принимать незаконнорожденных детей, брошенных родителями на зиму, и платить 10 рублей за двухлетнего, 18 рублей за трехлетнего, 24 рубля за четырехлетнего и 30 рублей за пятилетнего.
В XVIII веке были установлены первые социальные отношения в виде денег между теми, кто брал на воспитание детей, и государством в лице Департамента социального обеспечения. Первые выплаты физическим лицам, размер которых зависел от возраста ребенка, стали началом современных ежемесячных и единовременных государственных пособий для семей с детьми. Однако тогда они еще не назывались пособиями [12, с. 7].
В конце XVIII и в XIX веках государственная помощь детям оказывалась в самых разнообразных формах, основанных как на государственных, так и на частных хосписах.
Практика выдачи пособий вдовам и детям солдат продолжала развиваться и в начале XX века. В результате Русско-японской и Первой мировой войн были созданы пособия на содержание детей, родители которых погибли, и семей с детьми, мобилизованных на фронт; с возникновением капитализма в России в конце XIX - начале XX века было введено социальное страхование работников; в 1912 году был принят "Федеральный закон о страховании рабочих по болезни", в котором было введено страхование по беременности и родам для работниц. Впервые определив беременность и материнство как страхование социальных рисков, была заложена правовая основа для позитивного развития советского законодательства, которое предусматривало страхование детей и материнства и появление других льгот для граждан, имеющих детей.
Это было социальное страхование, построенное в соответствии с ленинской программой страхования и декретами, принятыми в первые годы Советской власти: 28 декабря 1917 года "Об учреждении Комитета охраны материнства и детства" и 31 декабря 1917 года "Об охране материнства и детства в Советской республике", которые были совместимы с существующими отношениями капитализма, основанного на частной собственности на средства производства [10, с. 165].
В течение 1920-1930-х годов условия и размеры пособия по беременности и родам неоднократно менялись. Так, в 1927 году для борьбы со злоупотреблениями женщин, ранее не работавших, но временно трудоустроенных с целью получения долгосрочных пособий, обязательным условием стал шестимесячный стаж работы непосредственно перед отпуском по беременности и родам; с 1930 года для домашних работниц - один год работы, включая шесть месяцев непосредственно перед началом отпуска по беременности и родам; для крестьянок предъявлялось более строгое требование - не менее шести месяцев работы в течение двух предыдущих лет.
Конституция СССР 1936 года укрепила систему охраны материнства и детства и подготовила почву для ее дальнейшего развития. В целях обеспечения многодетных семей и разводов были приняты постановления ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, об увеличении материальной помощи роженицам, об установлении государственной помощи многодетным семьям, о расширении сети родильных домов, яслей и детских садов, об усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и о некоторых изменениях в законе о разводе". Хотя в нем изложены права семей на помощь в случае одиноких матерей. [13, с. 27].
Период с 1940-х по 1970-е годы был периодом совершенствования правовых норм, касающихся пособий на детей. 25 ноября 1947 года вышел новый указ - «О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям» в котором устанавливались более благоприятные условия для получения пособия, такие как трехмесячная непрерывная работа в соответствующей компании непосредственно перед рождением ребенка.
Президиум ВЦСПС утвердил Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6 Положение о порядке назначения и выплаты пособия по государственному социальному страхованию, согласно которому:
-увеличивается продолжительность отпуска по беременности и родам с 77 до 112 календарных дней;
-отменяется условие об обязательности трехмесячного непрерывного стажа (право на пособие наступало независимо от стажа работы на предприятии).
25 октября 1963 г. № 1108 Постановлением Совета Министров СССР "Об обеспечении пособиями детей военнослужащих срочной службы" были установлены ежемесячные пособия на детей для семей лиц, призванных на службу в Вооруженные Силы СССР. Ежемесячное пособие было введено для семей инвалидов с детства первой и второй групп, достигших 16-летнего возраста. Это пособие должно было покрыть определенную часть расходов семьи и уменьшить разницу в уровне жизни семей с больными и здоровыми детьми. Указ Президента РФ от 07.10.1993 № 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ" социальные пособия и компенсации семьям с детьми [13, с. 37].
ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку матерей, отцов и детей. ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ устанавливает, что ежемесячные пособия на детей выплачиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Эти средства отражаются в расчете между федеральным и региональными бюджетами и имеют целевое назначение.
Первоначально ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ [4], в котором, по сути, закреплена система льгот для семей с детьми, который не учел такие страховые пособия, как:
-пособие по уходу за больным ребенком;
-пособие ребенка при карантине.
Таким образом, до начала XXI века в России не было единого закона, устанавливающего единую российскую систему социальных пособий для граждан, имеющих детей, в силу следующих недостатков:
-правовые нормы разбросаны по отдельным, различным и зачастую не связанным между собой нормативно-правовым актам;
-по мере принятия новых законов и подзаконных актов правовые гарантии для граждан с детьми имеют тенденцию к сокращению;
-правовое регулирование предоставления социальных пособий гражданам, имеющим детей, зачастую не соответствует принципам права социального обеспечения в целом и обязательного социального страхования в частности;
-российское законодательство не восстановило прогрессивные правовые нормы, существовавшие в советском праве (например, многоуровневые пособия на детей в зависимости от количества детей в семье, выплата двойной суммы за рождение двойни и т.д.).
Таким образом, анализ всех этапов разработки ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ показывает, что законодатели постарались учесть все вопросы, связанные с назначением и выплатой пособий гражданам, имеющим детей, и выработали доктрину, оптимально отвечающую требованиям участников гражданских трансфертов и свободную от внутренних противоречий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18.
Научная литература:
3. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
4. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
5. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.4.
6. Каков размер пособия по беременности и родам в 2023 г.? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
7. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
8. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
9. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
10. Лунева, У. С. Изменения в законодательстве, регулирующем выплаты семьям с детьми / У. С. Лунева, С. В. Старцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 11-1(62). – С. 153-155.
11. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 106 - 117.
12. Спор о взыскании пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2023.
13. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.
14. Циркунов, М. Э. К вопросу о предоставлении земельных участков многодетным семьям / М. Э. Циркунов // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 5(32). – С. 804-807.
15. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.
16. Чупрова, Е. В. К вопросу о современном состоянии российского законодательства о социальных выплатах на детей / Е. В. Чупрова // Градостроительное право. – 2021. – № 2. – С. 24-27.