Фрагмент для ознакомления
2
Исследование на тему "Уровень тревожности курящих и некурящих студентов" актуально в свете всеобщего распространения курения и его влияния на здоровье и психологическое состояние людей. Курение является значительным общественным здоровьесберегающим вызовом, и его последствия могут привести к ряду физических и психологических проблем.
Уровень тревожности является важной составляющей нашего психического здоровья, влияющей на ряд аспектов нашей жизни. Тревожность может влиять на наше настроение, работоспособность, концентрацию, социальные взаимодействия и общую качеству жизни. Исследования показывают, что уровень тревожности может быть выше у курящих людей, поскольку никотин, содержащийся в сигаретах, оказывает воздействие на функции нервной системы, вызывая реакцию стресса и тревоги.
Студенческая среда - период интенсивного обучения, испытаний и социальных взаимодействий - представляет собой особенно важный контекст для изучения уровня тревожности. Студенты могут столкнуться с нагрузками учебы, социальным давлением, финансовыми рисками и прочими стрессовыми ситуациями, которые могут привести к уровню тревожности.
Таким образом, определена проблема исследования: различия в уровне тревожности между курящими и некурящими студентами.
Цель исследования заключается в выяснении различий в уровне тревожности между курящими и некурящими студентами.
Объектом исследования являются студенты, как курящие, так и некурящие. Акцент делается на студентах, так как данный период жизни считается ранней взрослостью, когда психологические факторы и влияния могут иметь особое значение для развития личности.
Предметом исследования является уровень тревожности у курящих и некурящих студентов.
Гипотеза исследования: уровень тревожности курящих студентов будет выше, чем у некурящих студентов, поскольку курение может являться стрессором и способом справиться с тревогой.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть определение тревожности;
2) исследовать факторы, влияющие на тревожность студентов;
3) проанализировать влияние курения на тревожность студентов;
4) изучить методологию исследований уровня тревожности курящих и некурящих студентов;
5) определить результаты исследования;
6) проанализировать содержательную базу исследований и дать рекомендации студентам по устранению тревожности, не прибегая к курению.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
Теоретическая значимость исследования: изучение уровня тревожности курящих и некурящих студентов имеет несколько теоретических значимостей. Прежде всего, оно помогает лучше понять взаимосвязь между курением и тревожностью. Исследования показывают, что депрессия и тревожность могут быть сильнее у курящих, чем у некурящих, поэтому изучение их связи является важным для развития стратегий лечения и профилактики.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ поддержки и помощи студентам с повышенной тревожностью и проблемами, связанными с курением. Кроме того, данное исследование может помочь установить взаимосвязь между курением и тревожностью, что в свою очередь может помочь в разработке эффективных мер по противодействию курению среди студенческой популяции. Это может включать информационные кампании, программы обучения и поддержки, направленные на снижение тревожности и улучшение психического здоровья студентов.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня тревожности курящих и некурящих студентов
1.1. Определение тревожности, модель зависимостей
Процесс анализа и оценки уровня тревоги, которую человек испытывает в определенный момент времени или в различных ситуациях представляет собой определение тревожности. Тревожность является неприятным эмоциональным состоянием, сопровождающимся беспокойством, беспокойством и физическими симптомами, такими как повышенное сердцебиение, потливость, напряженность мышц и сосудистая реакция.
Определить тревожность может быть сложным занятием, так как она может иметь различные формы и проявления. Основные критерии, по которым можно определить тревожность, включают интенсивность и частоту проявления тревожных симптомов, длительность тревожных эпизодов, их влияние на ежедневную жизнь и функционирование человека, а также сопутствующие физические и психологические симптомы [3, с. 224].
Для определения тревожности могут использоваться различные методы и инструменты, включая структурированные интервью, опросники и наблюдения. При проведении интервью или использовании опросников, специалисты могут задавать целевые вопросы, касающиеся чувства тревоги, способов ее проявления, а также распознавания симптомов тревоги. Наблюдение позволяет оценить реакцию человека на стимулы, вызывающие тревогу, и выявить присутствие физиологических признаков, таких как повышенный пульс или дрожь.
Также важно учитывать контекст, в котором проявляется тревожность. Ситуации, вызывающие тревогу, могут быть различными для разных людей и могут зависеть от их субъективного восприятия и индивидуальных особенностей. Например, некоторые люди могут испытывать тревогу в социальных ситуациях, в то время как другие могут быть более тревожными на рабочем месте или во время поездок.
Важно отметить, что определение тревожности не является конечной диагнозом и должно проводиться в рамках комплексной оценки психологического и физического состояния человека. Только специалисты, такие как психологи или психиатры, с опытом в области тревожности, могут дать более точную оценку уровня тревожности и предложить соответствующую помощь и поддержку для тех, кто испытывает сильную тревогу.
Основные концепты и теории, связанные с тревожностью, являются ключевыми в понимании и изучении этого состояния, которое может оказывать значительное воздействие на жизнь людей. Тревожность - это эмоциональное состояние, которое часто сопровождается чувством беспокойства, напряжения и страха [10, с. 11].
Одной из основных теорий тревожности является когнитивно-бихевиоральная теория. Согласно этой теории, тревожность возникает в результате негативных оценок и искаженных мыслей. Люди, склонные к тревожности, склонны преувеличивать опасности и недооценивать свои собственные способности в справлении с ними.
Еще одной важной концепцией, связанной с тревожностью, является понятие генетической предрасположенности. Некоторые исследования показывают, что уровень тревожности может быть унаследован от родителей. Это означает, что некоторые люди могут быть более подвержены тревожности по природной склонности своего нервной системы [10, с. 12].
Другой важной теорией тревожности является теория атрибуции. Она утверждает, что люди, склонные к тревожности, имеют тенденцию приписывать негативные события или исходы своим личным характеристикам или недостаткам, что ведет к усилению тревожности.
Одной из концепций, связанных со стрессом и тревожностью, является теория приложения. Она утверждает, что люди имеют наклонность к тревожности, когда они ощущают, что не имеют контроля над ситуацией или не имеют надежных стратегий для справления со стрессом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзман, Р. И. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович ; под общей редакцией Р. И. Айзмана. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 107 с.
2. Александров, А.А. Профилактика курения у подростков / А.А. Александров [и др.] // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 55-61
3. Андреева Т.И. Табак и здоровье. - Казань, 2012. - 224 с.
4. Анташева, Ю.А. «Курение и здоровье». Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2013. - №3. – С.70-80.
5. Воронцова, М. В. Теория деструктивности : учебник для вузов / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров, Т. В. Бюндюгова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 130 с.
6. Говорухина, Г. В. Социальная работа с проблемой клиента : учебное пособие для вузов / Г. В. Говорухина [и др.] ; под редакцией Л. Г. Гусляковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с.
7. Гоштаутас А.А., Баубинене А.В., Ругявичус М.З., Грабаускас В.И. Сопоставление поведенческих характеристик курящих и некурящих мужчин // Кардиология. 2011. - № 9. С.100-102
8. Дацун, Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся // Химия в школе. – 2006. - №6. – С.63-66.
9. Залевский, Г. В. Психология личности: фиксированные формы поведения : учебное пособие для вузов / Г. В. Залевский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 106 с.
10. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е.Иваницкая, Т. Щербакова. – Москва: Чистые пруды, 2008. – С. 11-17.
11. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. - Казань, изд-во "ДАС". - 2011.32 с.
12. Красовскии К. Основные факты про табак. Серия "Профилактика алкогольных, наркотических и табачных проблем". - Казань: Изд-во "Фолиант", 2009. - 36 с.
13. Красовский К.С. Как стать некурящим. - Казань: Татполиграф. - 2010.47 с.
14. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 95 с.
15. Либин, А. В. Дифференциальная психология : учебник для вузов / А. В. Либин. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 342 с.
16. Лифинцев, Д.В. Профилактика табакокурения среди несовершеннолетних: опыт Соединенных штатов Америки // Классный руководитель. – 2004. - №7. – С. 58-62.
17. Носс, И. Н. Экспериментальная психология : учебник и практикум для вузов / И. Н. Носс. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 121 с.
18. Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 71 с.
19. Циркин, В. И. Нейрофизиология: основы психофизиологии : учебник для вузов / В. И. Циркин, С. И. Трухина, А. Н. Трухин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 377 с.
20. Шальнова, С.А. Распространенность курения в России. Результаты обследования представительной выборки населения / С.А. Шальнова, А.Д. Деев, Р.Г. Оганов // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2008. - №3. - С.9-12.