Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе отечественная образования развивается в прямом соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые были разработаны для каждой ступени образования. При этом концептуальную основу действующих в настоящее время ФГОС составляют именно деятельностный подход, а также компетентностная парадигма. То есть ученик становится активным субъектом образовательного процесса, для которого педагогами выстраивают оптимальные условия, которые способствуют формированию и развитию у него разнообразных компетенций.
В числе ключевых компетенций основное место занимает грамотная, содержательной, а также образная речи, обеспечивающая ему возможность осуществлять продуктивное общении во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому педагогам начальных классов важно подбирать максимально эффективные средства для обогащения устной и письменной речи речи младших школьников.
Одним из таких средств являются пословицы и поговорки. Однако практически аспекты применения пословиц и поговорок на уроках русского языка в начальной школе пока еще разработаны не в полной мере. Данное противоречие делает рассмотрение темы «Пословицы и поговорки на уроках русского языка в начальной школе» актуальным.
Целью данного исследования выступает определение особенностей и приемов использования пословиц и поговорок на уроках русского языка в начальной школе.
Задачами исследования являются:
1) рассмотрение значения пословиц и поговорок для всестороннего развития младших школьников;
2) выявление включенности пословиц и поговорок в учебники русского языка для начальной школы;
3) раскрыть особенности организации работы на уроках русского языка с младшими школьниками с использованием пословиц и поговорок;
4) разработать планы-конспекты уроков русского языка в начальной школе с применением пословиц и поговорок.
Объект исследования – методические особенности преподавания русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в начальной школе.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Г. Бабина, А.М. Бородич, Т.И. Зиновьева, В.В. Казакова, Е.С. Королева, Л.Д. Мали, Т.И. Подрезова, С.К. Тивикова, Н.Н. Ушакова и др.
Методы исследования: метод анализа педагогический и методической литературы по теме исследования, метод сравнения, метод моделирования, метод логической группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы применения пословиц и поговорок на уроках русского языка в начальной школе
1.1 Значение пословиц и поговорок для всестороннего развития младших школьников
Пословицы и поговорки для детей – это определенная разновидность фольклористики, а также раздел художественной литературы ориентирован на детей. Их значение в воспитании и развитии детей трудно переоценить. Народное творчество в целом представляет собой поистине неисчерпаемый источник педагогического материала, это также одна из основ нравственного, речевого, эстетического, а также патриотического воспитания. Применение в работе с младшими школьниками, а также освоение ими культурного наследия русского народа пробуждает интерес детей к нему, оживляет сам педагогический процесс, а также оказывает особое влияние как на эмоциональную, так и нравственные стороны личности [2, c. 60].
Воспитательная возможность пословиц и поговорок, как отмечает В.П. Аникин, заключается именно в том, что он активно помогают уяснить детьми общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности, а именно: щедрость-жадность, добро-зло, честь, долг, скромность и т.д. При этом обращение к огромному, а также богатому миру народной культуры необходимо еще и потому, что она очищающее и обогащающее влияет на младшего школьника [1].
О.В. Колесова отмечает познавательную функцию пословиц и поговорок. Слушание и проговаривание произведений народного творчества позволяет детям понять этнопсихологическую специфику людей, узнать традиции и обычаи разных народов, познакомиться их с бытом и укладом жизни [13, c. 227]. В пословицах и поговорках отчетливо прослеживается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, возникающая из гармонии самой природы, а также понимания необходимости понимать к ней и преобразовывать ее. Пословицы и поговорки выступают не только в качестве важнейшего источника и средства развития практически всех сторон речи младших школьников, но также и играет огромную роль в воспитании у детей данного возраста интереса к родной речи.
Исследователи С.К. Тивикова, О.В. Колесова отмечали, что они дают учащимся начальной школы прекрасные образцы русского языка, непосредственно подражая которым, ребенок весьма успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки, подчеркивали данные исследователи, по своей сути поэтичны, образны, наделены сравнениями, яркими метафорами и эпитетами, в них достаточно много определений, а также олицетворений. Поэтический язык малых фольклорных форм также отличается простотой, точностью, выразительностью, содержит как синонимы, так и антонимы, сравнения, гиперболу. В основе большинства пословиц лежит метафора. Она выступает в качестве средства достижения наибольшей живописности и экспрессии. Не менее богат также и язык загадок. Весьма широкий спектр изобразительно-выразительных средств применяется в этом случае для кодирования многих образов предметов и явлений [20]. Эти специфические особенности пословиц и поговорок привлекают младших школьников к ним.
Т.И. Подрезова в свою очередь в качестве основных характерных особенностей произведений малых форм фольклора (в том числе пословиц и поговорок) указывает следующие: их народность (они отражают жизнь народа, специфику его мировидения); оптимизм, увлекательность сюжета; образность; забавность (то есть характеризуются тонким и веселым юмором); дидактизм (они по своему характеру поучительны и назидательны) [18, c. 32]. Данные особенности пословиц и поговорок позволяют активно использовать их при решении многих педагогических задач в системе воспитания младших школьников.
Пословицы и поговорки – это лаконичные, выразительные народные толкования, выступающие в качестве итога весьма долгих наблюдений, истинное воплощение житейской мудрости. Пословица по своей сути – это краткое, поэтически образное, а также ритмически организованное произведение народного творчества, которое обобщает исторический социально-бытовой опыт, весьма ярко и углубленно характеризует различные стороны жизни, а также деятельности человека, определенные явления окружающего мира. Пословица представляет собой общее суждение, которое выражается в форме грамматически законченного предложения, имеющее переносное значение, содержащее мораль [23].
Поговорка, в свою очередь, – это краткое, а также образное изречение (либо сравнение) для которого свойственная незавершенность высказывания. В отличие от пословицы поговорка практически лишена обобщенного поучительного смысла и при этом ограничивается образным, часто иносказательным определением определенного явления. Те пословицы и поговорки, которые обращены к детям, способны открыть им отдельные правила поведения, а также моральные нормы. Краткое изречение хорошо запоминается детьми и воздействует на них намного сильнее, нежели любые нравоучения и уговоры [15].
Применяя в своей речи пословицы и поговорки младшие школьники учатся в процессе диалога ясно, лаконично, а также выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая при этом свою речь. В этом случае у обучающихся рассматриваемого возраста развивается умение творчески использовать слово, образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику.
Пословицы отличаются своей афористичностью, точностью, краткостью, они способны отражать особенности жизни и быта практически во всех её проявлениях. Пословицы также в краткой форме формулируют базовые нравственные нормы. Не зря народная мудрость гласит, что «Без пословицы не проживёшь».
С точки зрения В.И. Даля, пословица представляет собой «коротенькую притчу», то есть она имеет в себе двоякий смысл: прямой и переносный [5]. Данная специфика пословиц нередко вызывает у младших школьников наибольшие затруднения. Им часто непросто понять обобщающий смысл, который в пословице приобретает конкретное явление, к примеру, в пословице «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» подразумеваются не столько специфики ловли рыбы, сколько именно мысль о способах достижения практически любого результата. Пословицы и поговорки отличаются лаконичностью и четкостью по своей форме, они глубоки и ритмичны. При помощи их младшие школьники учатся четкому и звонкому произношению, а также проходят так называемому школу художественной фонетики [21, c. 11].
О. Ушакова отмечает, что пословицы, поговорки выступают в качестве богатейшего материала для развития звуковой культуры речи детей. Названные исследователи считают, что при развитии чувства ритма и рифмы происходит подготовка школьника к дальнейшему восприятию поэтической речи, а также формирование у него интонационной выразительности его речи [22, c. 64].
То есть, можно сделать вывод, что пословицы и поговорки выступают в качестве важного средства развития речи и практически всех сторон личности младшего школьника. Однако эффективность их применения будет во многом зависеть не только от того, насколько педагог понимает их важную роль, но также и от того, насколько хорошо он сам знает о средствах народной педагоги, а также о методах и приемах их применения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В.П. Аникин. – Москва: Педагогика, 2017. – 240 с. – Текст: непосредственный.
2. Бабина, Г. Образные языковые средства / Г. Бабина, Е. Белобородова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2008. – №6. – С. 60 - 61.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие / А.М. Бородич. – Москва: Просвещение, 1999. –328 с. – Текст: непосредственный.
4. Горецкий, В.Г. Русская азбука / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, В.А. Виноградская. – Москва: Просвещение, 2019. – 122 с. – Текст: непосредственный.
5. Даль, В.И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль. – Москва: Эксмо, 2009. – 640. – Текст: непосредственный.
6. Жесткова, Е.А. Обучение словарной работе младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, О.К. Малышева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8. – С.784-786. – Текст: непосредственный.
7. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – Москва: Просвещение, 2017. – 304 с. – Текст: непосредственный.
8. Знакомство детей с русским народным творчеством / автор-составитель Л.С. Куприна, Т.А. Бударина. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015. – 400 с. – Текст: непосредственный.
9. Иванов, С.В Русский язык 1 класс: учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – Москва: Вентана. – Граф, 2018. – 176 с. – Текст: непосредственный.
10. Иванов, С.В. Русский язык 2 класс: учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – Москва: Вентана. – Граф, 2017. – 186 с. – Текст: непосредственный.
11. Иванов, С.В. Русский язык 3 класс: учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – Москва: Вентана. – Граф, 2021. – 192 с. – Текст: непосредственный.
12. Использование пословиц на уроках русского языка в начальной школе. – URL: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola. – (дата обращения: 31.12.2023). – Текст: электронный.
13. Казакова, В.В. Пословицы и поговорки как лингводидактический материал на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / В.В. Казакова, Е.А. Жесткова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22008 (дата обращения: 28.12.2023). – Текст: электронный.
14. Колесова, О.В. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся / О.В. Колесова, С.К. Тивикова, Е.И. Фокина. – Текст: непосредственный // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 226-231.
15. Королева, Е.С. Изучение пословиц и поговорок на уроках русского языка как средство патриотического воспитания учащихся начальной школы / Е.С. Королева. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/315061-statja-izuchenie-poslovic-i-pogovorok-na-urok (дата обращения: 28.12.2023). – Текст: электронный.
16. Мали, Л.Д. Речевое развитие младших школьников: учебное пособие / Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова. – Пенза: ПГУ, 2016. – 332 с. – Текст: непосредственный.
17. Народная педагогика и воспитание /автор-составитель Е.Ф. Широкова, Ж.Т. Филиппова, М.М. Лейко. – Барнаул: БГПУ, 2016. – 49 с. – Текст: непосредственный.
18. Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи / Т.И. Подрезова. – Москва: Айрис-пресс, 2018. – 178 с. – Текст: непосредственный.
19. Самсонова, Е.Г. Пословицы и поговорки на уроках чтения в начальной школе / Е.Г. Самсонова. – URL: https://urok.1sept.ru/persons/2189147 (дата обращения: 29.12.2023). – Текст: электронный.
20. Тивикова, С.К. Работа над пословицами в начальных классах как средство развития речи учащихся / С.К. Тивикова, О.В. Колесова. – Текст: непосредственный // Школьные технологии. – 2019. – Вып. 2. – С. 114-128.
21. Тивикова, С.К. Развитие речи младших школьников средствами народно-поэтического языка: автореф. дис.... канд. пед. наук / С.К. Тивикова. – Нижний Новгород, 1993. – 18 с. – Текст: непосредственный.
22. Ушакова, Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах / Н.Н. Ушакова. – Москва: Просвещение, 2014. – 136 с. – Текст: непосредственный.
23. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа // Интеграция общего и дополнительного образования / составитель Л.В. Волобуева. – Барнаул: Графикс, 2008. – 84 с. – Текст: непосредственный.