Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общеизвестно, что в любом государстве распределение и перераспределение национального дохода происходит в форме денег. Понятие "финансы" означает денежные распределительные отношения домашних хозяйств, организаций, государственных органов и юридических лиц по поводу формирования и использования их денежных доходов, поступлений и накоплений.
В процессе эволюции человечество пришло к товарно-денежным отношениям. Поэтому государство должно вести надлежащий учет своих доходов и расходов. Для успешного управления финансами необходима хорошая финансовая организация.
В Российской Федерации такой организацией является Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах и областях деятельности.
Миссия Министерства финансов заключается в содействии экономическому развитию, справедливому распределению национального дохода, финансовой стабильности и национальной безопасности посредством эффективного и разумного управления государственными финансами, развития и укрепления доверия к финансовой системе Российской Федерации.
В связи с этим тема настоящего исследования приобретает, с нашей точки зрения, особую актуальность.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы деятельности Министерства финансов России как орган финансового контроля.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие правовой статус Министерства финансов России как органа финансового контроля.
Целью исследования является анализ Министерство финансов РФ как органа финансового контроля.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть Министерство финансов России в системе финансового контроля;
2.исследовать права Министерства финансов России в системе финансового контроля;
3.раскрыть вопросы квалификации нарушений органами внутреннего государственного финансового контроля;
4.рассмотреть систему показателей оценки финансовой безопасности РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондаренко М.В., Горохова С.С., Кардашова И.Б., Круглов В.Н., Куприянова М.Ю., Лаврова А.В., Олейникова О.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем деятельности Министерства финансов России как орган финансового контроля.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании деятельности Министерства финансов России как орган финансового контроля.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Правовые основы правового положения Министерства финансов РФ как органа финансового контроля
1.1.Министерство финансов России в системе финансового контроля
В соответствии с Положением "О Министерстве финансов Российской Федерации " Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Основной миссией Министерства финансов Российской Федерации является содействие экономическому развитию, справедливому распределению национального дохода, обеспечению финансовой стабильности и национальной безопасности путем эффективного и разумного управления государственными финансами, развития и повышения надежности финансовой системы Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации имеет долгосрочные цели, которые определяют планы, проекты и целевые ориентиры деятельности Министерства. Они заключаются в следующем:
-обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов;
-обеспечение сбалансированности и устойчивости местных и муниципальных финансов;
-обеспечение открытости и прозрачности управления бюджетными средствами;
-создание конкурентоспособной системы уплаты налогов и тарифов;
-эффективная защита финансовых рынков, банков, страховой деятельности, инвестиционных схем и пенсионных накоплений;
-надежное функционирование системы бухгалтерского учета и аудита;
-управление государственным долгом и государственными финансовыми активами, международное финансовое сотрудничество
Финансовый контроль - это совокупность действий и задач по проверке финансовых и связанных с ними вопросов, касающихся деятельности и управления хозяйственными организациями, с использованием конкретных форм и методов организации.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными органами и иными организациями.
Следует отметить, что Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе бюджетного управления, не только формируя бюджетную политику страны, но и управляя ее реализацией. Министерство финансов координирует и контролирует деятельность Федерального казначейства России, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ и Федеральной таможенной службы РФ, находящихся в его ведении .
1.2.Права Министерства финансов России в системе финансового контроля
В этой связи Минфин России имеет право:
1.проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств;
2.проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 24.07.2023)"Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15
3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"О саморегулируемых организациях" // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6076
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 году" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 09.11.2023) "О Министерстве финансов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3258.
6. Приказ Минфина России от 14.12.2021 № 212н "Об утверждении Административного регламента по осуществлению Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2022 № 66935) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.01.2022
7. Письмо Минфина России от 25 апреля 2017 г. № 02-09-08/ 24851 // СПС "Гарант".
Судебная практика:
8. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2022 г. № 02АП-3666/2022 по делу № А17-890/2022. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/DhiibwGYs№gr/
9. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 г. по делу № А07-6695/2020. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/Kgr4Bc1№z7oK/.
10. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2022 г. № 12АП-8812/2022 по делу № А06-12246/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
11. Решение Арбитражного суда Омской области от 17 августа 2022 г. по делу № А46-2321/2022. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/lHq6№2DUWLZ№/.
12. Решение Арбитражного суда города Ярославля от 22 апреля 2022 г. по делу № А82-669/2022. URL: https://kad.arbitr.ru/
13. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 января 2020 г. по делу № А74-20852/2018. URL: https://kad.arbitr.ru/
Научная литература:
14. Бондаренко М.В. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности / М.В. Бондаренко, О.А. Строева // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 5 - 8.
15. Горохова С.С. Устойчивое развитие национальной финансовой системы как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Банковское право. 2019. № 3. С. 38.
16. Землин, А. И. Финансовое право Российской Федерации : учебник для вузов / А. И. Землин, О. М. Землина, Н. П. Ольховская ; под общей редакцией А. И. Землина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 325 с.
17. Кардашова И.Б. Стратегическое управление: реальность или миф // Административное право и процесс. 2022. № 7. - С.8.
18. Круглов, В. Н. Региональное министерство финансов как институциональный инструмент формирования социальной политики / В. Н. Круглов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – № 17. – С. 53-55.
19. Куприянова, М. Ю. Министерство финансов как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России / М. Ю. Куприянова // Электронная наука. – 2021. – Т. 2, № 2.
20. Лаврова, А. В. Министерство финансов Российской Федерации как орган финансового контроля / А. В. Лаврова, А. А. Стенюшкина // Правовестник. – 2019. – № 6(17). – С. 71-75.
21. Олейникова, О. А. Министерство финансов России как основной субъект финансовой политики, обеспечивающий экономическую безопасность России / О. А. Олейникова // Студенческий форум. – 2022. – № 26-2(205). – С. 14-15.
22. Финансовое право : учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 348 с.