Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Первостепенной задачей для современных школ является повышение уровня речевой культуры учащихся. Развитие правильной и выразительной речи среди детей начинается в начальной школе, где они изучают нормы устного и письменного литературного языка, а также учатся применять языковые средства в различных ситуациях общения.
Учителя должны помочь детям осознать важность соответствия речи языковым нормам, обучая их следить за правильностью, точностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.
Исследование показало, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка в недостаточном объеме и фрагментарно. Это связано с тем, что учителя не всегда могут точно определить типы ошибок, совершаемых учениками, и соответственно подобрать нужные упражнения для их исправления. Также отмечается, что отсутствует единая классификация речевых ошибок, что затрудняет работу учителей в этом направлении.
Ошибки в речи младших школьников можно условно классифицировать на три группы: ошибки в использовании слов (лексико-стилистические), ошибки в образовании форм слова (морфолого-стилистические) и ошибки в построении предложений (синтаксико-стилистические).
Важность данной темы объясняется тем, что при знании основных типов ошибок и умении определять их основные причины, учитель может разработать методику исправления и предотвращения этих ошибок.
Объект исследования: речевые ошибки в устной и письменной речи младших школьников.
Предмет исследования: особенности речевых ошибок младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности речевых ошибок младших школьников и пути их устранения.
Задачи исследования:
1. изучить научную литературу по теме исследования;
2. проанализировать имеющиеся классификации речевых ошибок и недочётов;
3. выявить распространенные речевые ошибки и недочёты в письменных работах младших школьников;
4. разработать серию заданий с упражнениями, направленных на предотвращение и исправление распространенных речевых ошибок и недостатков у младших школьников.
Методы исследования:
1. изучение психолого-педагогической и методической литературы;
2. педагогический эксперимент.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования на уроках русского языка в третьем классе общеобразовательной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Требования к речи младших школьников
Современная программа предъявляет высокие требования к развитию устной речи школьников.
Первое требование заключается в содержательности. Материал для бесед, рассказов и письменных сочинений черпается из книг, картин, экскурсий, собственных наблюдений и размышлений, а также из окружающей жизни ребёнка. Учитель помогает младшим школьникам подготовить и отобрать накопленный материал в соответствии с темой.
Рассказы и сочинения должны опираться на факты, наблюдения и жизненный опыт ученика, а также на знания, полученные из книг и картин. В начальных классах также успешно применяются сочинения, основанные на творческом воображении. Если ученик пишет сочинение без подготовки, текст может оказаться бедным и неубедительным [22].
Второе требование - логичность речи: последовательность изложения, обоснованность, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие лишней информации, выводы, вытекающие из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованные выводы и умение завершить высказывание.
Третье требование - точность речи: способность передать факты, наблюдения и чувства с использованием подходящих языковых средств - слов, фраз, предложений, которые передают полную информацию о том, что изображается [14].
Четвертое требование заключается в использовании разнообразных языковых средств, синонимов и различных структур предложений для наилучшего отображения содержания в разных ситуациях.
Пятое требование заключается в ясности выражения мыслей, доступности для аудитории, ориентации на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий учитывает потребности, интересы и другие качества своего адресата. Излишняя запутанность, чрезмерная сложность синтаксиса, цитаты, термины и т.д. могут навредить коммуникации, поэтому речь должна быть адекватной ситуации, цели высказывания и условиям обмена информацией.
Речь оказывает воздействие на слушателя или читателя, когда она обладает выразительностью - это является шестым требованием.
Выразительность речи заключается в способности ярко, убедительно и кратко передавать мысль, воздействуя на аудиторию через интонацию, отбор фактов, структуру фразы, выбор слов и общее настроение высказывания. Кроме того, выразительность и ясность речи предполагают её чистоту, то есть отсутствие лишних слов-паразитов, грубых просторечных выражений и ненужных иностранных слов [17].
Для школы особенно важна правильность речи - что является седьмым требованием, то есть ее соответствие литературной норме.
Правильная речь предполагает обоснованность выводов и умение завершать высказывания, а также охватывает грамматическую, орфографическую и пунктуационную корректность для письменной речи, и произносительную и орфоэпическую правильность для устной. Выбор слов и логика высказывания также имеют важное значение для правильности речи.
Стремление к соблюдению этих требований развивает у школьников умение улучшать культуру своей речи, обнаруживая и исправляя недостатки в устных и письменных высказываниях [10].
Эти требования применимы к речи учащихся младших классов. Соблюдение всего комплекса требований способствует формированию хорошей речи.
Речь играет ключевую роль в человеческом общении, позволяя людям передавать и получать информацию. Без письменной речи было бы невозможно узнать о жизни, мыслях и деятельности предыдущих поколений.
Речь имеет множество функций: она является средством коммуникации, мышления, носителем информации, а также средством влияния на поведение других людей и регуляции собственного поведения.
Из-за этого разнообразия функций, речь проявляется в различных формах - как внешняя, внутренняя, монолог, диалог, устная, письменная и т.д. Внешняя речь часто используется для запоминания информации, монолог служит одностороннему обмену информацией, в то время как диалог подразумевает двустороннюю коммуникацию.
1.2 Ошибки в речи и факторы, вызывающие их возникновение
В речи учеников младших классов часто встречаются ошибки, которые в подходе к обучению русскому языку называются речевыми. Существует различные подходы к определению «речевой ошибки» учеными.
В своих работах М.Р. Львов определяет речевую ошибку как неподходящее слово, неправильно составленное предложение или искаженную морфологическую форму.
С.Н. Цейтлин понимает под речевыми ошибками любые случаи отклонения от действующих языковых норм, при этом языковая норма определяется как относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества.
Т.А. Ладыженская дает наиболее полное определение речевым ошибкам и недочетам, считая, что весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка - это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, то есть богатой, точной и выразительной.
Высокая организация речи предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому для предотвращения и устранения речевых ошибок важно понимать их лингвистическую и психологическую природу [25].
С.Н. Цейтлин выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей, при этом главной причиной считается - давление языковой системы. Для того чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, следует рассмотреть процесс овладения речью через противопоставления «язык-речь» и «система-норма».
Язык воспринимается как абстрактная сущность, которая не доступна для прямого восприятия, в то время как речь представляет собой конкретное воплощение языка в виде речевых актов. Ребенок вынужден извлекать язык из речи, так как другого способа освоения языком не существует. Однако язык, усваиваемый детьми из речи, не полностью соответствует языку, который руководит речевой деятельностью взрослых.
Детский язык представляет собой обобщенную и упрощенную версию нормативного языка, в которой грамматические и лексические явления унифицированы. Это происходит потому, что у детского языка изначально отсутствует различение между системой и нормой. Норма сознательно усваивается позднее, чем система [13].
Э. Косериу отмечал: «Система запоминается гораздо раньше, чем норма: ребенок узнает все возможности системы до того, как усвоит традиционные реализации для каждого конкретного случая, что объясняет его системные образования, отклоняющиеся от нормы и постоянно корректируемые взрослыми».
Другой фактор, который приводит к возникновению речевых ошибок у детей, - это влияние окружающей речи. Если они сталкиваются с примерами нарушения литературных языковых норм, то могут повторять их. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса и фонетики, составляя часть особого разнообразия языка, обычно известного как просторечие [7].
Просторечие представляет собой значительный негативный фактор, оказывающий влияние на формирование детской речи и способствующий появлению множества разнообразных ошибок.
Кроме того, сложность процесса речи также играет роль в возникновении речевых ошибок. В сознании говорящего происходят несколько сложных процессов: выбор синтаксической модели из хранимых в долговременной памяти, подбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов, их расположение в определенном порядке. Все эти процессы проходят параллельно. Каждый раз требуется сложная, многоаспектная работа для создания речевого высказывания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях // «Русский язык в школе». - 1998. - №3. - С.8 - 12.
2. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л.П. Федоренко // Начальная школа. - 1997. - №6. - С. 6 - 10.
3. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. - Л.: «Просвещение», 1971. - 264 с.
4. Гужва Ф.К. Основы развития речи: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 1989. - 156 с.
5. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов. -Известия АПН РСФСР - М.: 1956, вып. 78. - С. 34 - 42.
6. Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся // «Русский язык в школе». - 1973. - №6. - С. 17 - 19.
7. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // «Начальная школа». - 1997. - №1. - С. 29 - 31.
8. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся // «Начальная школа». - 1981. - №1. - С. 27 - 31.
9. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. - М.: «Прогресс», 1963, вып. 3. - С. 224 - 273.
10. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1993. – 740 с.
11. Крючкова Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта // «Начальная школа». - 1997. - №7. - С. 68 -70.
12. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // «Начальная школа». - 1984. - №3. - С. 32 - 35.
13. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: «Просвещение», 1985. - 176 с.
14. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: «Просвещение», 1975. - 170 с.
15. Львов М.Р. Основы развития младших школьников // «Начальная школа». - 1981. - №7. - С. 8 - 13.
16. Меркулова А.Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка // «Начальная школа». - 1996. - №1. - С. 30 - 33.
17. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В. И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: «Просвещение», 1991 - 240 с.
18. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: «Просвещение», 1984. - 191 с.
19. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 1. - М.: «Просвещение», 2001. - 318 с.
20. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. - М.: «Просвещение», 2000.
21. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. - М.: «Дрофа», 2001.
22. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. - М.: «Дрофа», 2001.
23. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 1987 - 416 с.
24. Сиротинина О.Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 1983. - 125 с.
25. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1993. - 704.
26. Соловейчик М.С. О содержании работы по культуре речи // Ж. «Начальная школа». - 1979. - №3. - С. 45 - 49.
27. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // «Начальная школа». - 1979. - №4. - С. 19 - 23.
28. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // «Начальная школа». - 1979. - №5. - С. 13 - 18.
29. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка // «Начальная школа». - 1986. - №7. - С. 21- 25.
30. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка // «Начальная школа». - 1986. - №9. - С. 30 - 34.
31. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1982. - с. 143.
32. Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы // «Русский язык в школе». - 1973. - №2. - С. 34 -41.
33. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: «Наука», 1974. - 279 с.
34. Яковлева В. И. О пересказе прочитанного // «Начальная школа». - 1985. -№2. - С. 50 - 53.
35. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. - М.: «Просвещение», 1978. -137 с.