Фрагмент для ознакомления
2
§2. Основные методики и технологии работы с пожилыми людьми
Проблема старения в настоящее время является совершенно новым социальным явлением. Для решения этой проблемы необходима социаль-ная поддержка и защита пожилых людей, одной из важнейших форм ко-торой является социальная адаптация и реабилитация пожилых людей. Для достижения эффективности социальной работы необходимо разрабо-тать и внедрить различные методы и технологии социальной работы, ко-торые улучшат качество жизни этой группы. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения и Геронтологической ассоциа-ции, люди в возрасте 60-75 лет относятся к пожилым людям, граждане в возрасте 76-90 лет относятся к пожилым людям, а пожилые люди - к лю-дям старше 90 лет. Социальная работа помогает выявить позитивный по-тенциал «пожилых» граждан, помогает оценить накопленный практиче-ский опыт.
Основными проблемами пожилых людей можно назвать следующие:
- ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Эта проблема яв-ляется одной из самых острых для пожилых людей, поскольку в силу воз-раста им приходится отказываться от привычных социальных ролей и ста-туса;
- «уход» пожилого человека из активной жизни и неустойчивый ха-рактер отношений с окружающими его людьми;
- резкое снижение социального статуса пожилого человека в обще-стве;
Выделим основные требования, предъявляемые к технологиям соци-альной работы с пожилыми людьми:
1. Выявление и устранение причин, вызывающих проблемы у пожи-лых людей.
2. Практическая помощь в реализации прав и законных интересов пожилых граждан, предоставление возможностей для самовыражения и недопущение их исключения из активной жизни.
3. Уважение равенства всех пожилых граждан в получении социаль-ной помощи и услуг.
4. Выявление индивидуальных потребностей пожилых людей в соци-альной помощи и услугах.
5. Использование новых технологий социальной работы, направлен-ных на удовлетворение потребностей этой категории людей.
Помимо правильной технологии социальной работы с пожилыми людьми, необходимо придерживаться основных методов социальной ра-боты с пожилыми людьми, а именно:
1. Метод обучения социальной психологии направлен на повышение эмоциональной устойчивости пожилых людей путем создания специальной учебно-экспериментальной ситуации, которая помогает пожилым людям понять индивидуальные и групповые психологические события, развора-чивающиеся в процессе общения, а также то, как каждый участник влияет на других и какова его роль и роль в процессе общения. Являются содер-жанием совместной деятельности.
2. Техника общения с пожилым человеком основана на принципах доброжелательности, непринужденности и естественности. Индивидуаль-ная беседа с пожилым человеком имеет целью помочь человеку преодолеть возникший опыт и найти выход из сложной жизненной ситуации.
Пожилой человек как объект социальной работы одновременно яв-ляется субъектом, способным не только осознать содержание и цели рабо-ты с ним, но и стать или не стать его партнером. Вот почему социальный работник должен активно противодействовать настрою отдельных пожи-лых и пожилых клиентов чувствовать себя безрассудными и беззащитны-ми и без сожаления перекладывать на него все повседневные проблемы и даже ответственность за свою жизнь [5].
В настоящее время существует два основных подхода к социальной работе с пожилыми людьми. Суть первого подхода заключается в том, что все клиенты равны. Разница заключается только в типе, степени инвалид-ности и в предоставлении вам необходимых услуг.
Второй подход основан на различии, а не на сходстве пожилых лю-дей. При таком подходе пожилые клиенты рассматриваются индивидуаль-но как индивидуальность, личность с уникальными чертами, качествами, которые должны быть в центре внимания при организации социальной работы.
Рассмотрим основные формы социальной работы с пожилыми людьми.
1. Социально-психологическая помощь способствует активизации уверенности в себе и вовлеченности пожилых людей, способствует оптими-стичному взгляду на окружающий мир, позитивным человеческим каче-ствам и обретению уверенности в себе.
2. Обучать пожилого человека социальному общению. Социализация осуществляется посредством обучения как в живом, так и в виртуальном общении, когда это возможно. Одной из задач обучения виртуальному со-циальному общению является обучение пожилого человека работе на ком-пьютере в контексте адаптации в современном информационном обществе.
3. Социокультурная реабилитация направлена на восстановление нарушенных или полностью утраченных навыков действий с учетом инте-ресов, желаний, потребностей и потенциала пожилых людей.
4. Спортивно-оздоровительная работа направлена как на улучшение здоровья пожилого человека, так и на восстановление его социальных функций, а также на коррекцию его психического состояния [16].
Поэтому в настоящее время существует достаточно широкий спектр современных методов и технологий социальной работы с пожилыми людьми, направленных на оказание помощи этой категории граждан. Ос-новополагающий принцип этих методов и технологий заключается в предоставлении пожилым людям возможности взглянуть на себя и окру-жающее общество в целом с новой, иной точки зрения, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной жизни и научиться чему-то новому. Правильно организованная социальная работа с пожилыми людьми помогает выявить позитивный потенциал пожилых людей, оценить опыт пожилых людей, направить государственную социальную политику в целом и социальные программы, в частности, на удовлетворение потреб-ностей стареющего населения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого, возраста и инвалидов». № 42, ст. 3198.// СПС Консультант Плюс.
2. Альперович В. Социальная геронтология /В. Альперович. - Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д. Феникс,1997 - с. 576.
3. Ахметова М.С. Старшее поколение в социальной среде: про-блемы адаптации // Вестник Башкирского государственного Университета, 2008. № 4.
4. Байгулова Р.Р. Инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми // VII Международная студенческая научная конфе-ренция. Студенческий научный форум – 2015. [Электронный ресурс]. –URL: https://scienceforum. ru/2015/article/2015014983/comments (дата об-ращения: 13.01.2024).
5. Бахметова Г.Ш. Старение населения и пенсионное обеспечение в России // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / Ред. В.В.Елизаров, В.Н.Архангельский. М: МАКС Пресс, 2005.
6. Григорьева И.А. Здоровье в «третьем» возрасте и проблемы влияния медицины. // Пожилой человек в обществе. СПб.: Европейский Дом, 2009.
7. Елютина М.Э. Социальная геронтология: Учебное пособие /М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. - М.: ИНФРА-М. - 2004. - 157 с.
8. Ирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гумани-тарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
9. Кадомцева С.В. Управление социальными рисками и развитие человеческого потенциала // Политика народонаселения: настоящее и бу-дущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / Ред. В.В.Елизаров, В.Н.Архангельский. М: МАКС Пресс, 2005.
10. Липский И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодей-ствия // Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообще-ства: Материалы научно-практического семинара. Ярославль, 2003.
11. Лонцов В.В., Третьякова И.В. Информационная безопасность в виртуальных социальных средах // Социология. 2014. № 2. – С. 166-170.
12. Михалева А.В. Влияние медикализации на здоровье пожилых // Вестник Санкт-Петербургского Университета, серия 12. Психология, со-циология, педагогика. Выпуск 2, Ч.1. 2009.
13. Михалева А.В. Социально-медицинский аспект развития серви-сов для пожилых. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. №2 Т.12.
14. Михалева А.В. Социально-экономические аспекты положения людей старшего возраста. // III Всероссийский социологический конгресс. Тезисы докладов. Н. Новгород: НИСОЦ, 2008.
15. Михалева А.В. Трансформация социального обслуживания пожилых людей в условиях старения населения. Автореферат дисс. на со-искание ученой степени к. социол. наук. СПб.: СПбГУ, 2010.
16. Орлов В.А., Гиляревский С.Р. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине. М.,1992.
17. Павленок П.Д., Рудева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
18. Парахонская Г.А. Структура геронтологической социальной политики // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 2005.
19. Сергеева Е.Н. Специфика политики социальной поддержки уязвимых категорий населения // Отечественный журнал социальной рабо-ты. 2005, №4.
20. Технология социальной работы: учебник / Под ред. Е.И. Холо-стовой, Л.И. Кононовой. – М.: Дашков и К°, 2013. – 477 с.