Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Правовое принуждение со стороны государства - сложное и многогранное явление, характеризующееся совокупностью присущих ему признаков. Признаки государственного правового принуждения по-разному рассматриваются в юридической литературе, поэтому полный перечень существенных признаков требует обращения к работам различных авторов. Это выражено в известных словах В.И. Ленина: "Право не может существовать без приспособлений для принуждения к соблюдению норм права". Эти кодексы поведения актуальны и обязательны для всех, кого они затрагивают. Правовые нормы и ответственность за их несоблюдение устанавливаются и регулируются государством. Любому обществу для нормальной жизни необходим определенный порядок, т.е. общественные отношения должны быть урегулированы.
В юридической литературе вопрос государственного принуждения рассматривается М.М. Агарковым, С.С. Алексеевым, Б.Т. Базылевым, Н.В. Витруком, В.М. Горшеневым, М.А. Гурвичем, С.В. Евдокимов, А.А. Иванов, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, О.Э. Лейст, Н.М. Марченко, В.Н. Протасов, М.Д. Шаргородский и др.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании понятия, видов и специфики государственного принуждения.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы понятия, видов и специфики государственного принуждения.
Целью исследования является исследовать понятия и признаки правового принуждения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие и рассмотреть признаки государственного принуждения;
2.рассмотреть принципы и виды государственного принуждения;
3.исследовать специфику государственного принуждения.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Гавриков В.П., Какимова М., Кожевников В.В., Морозова Л.А., Никодимов И. Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А., Пиголкин А.С., Протасов В.Н., Радько Т.Н., Хропанюк В.Н., Шагиева Р.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем понятия, видов и специфики государственного принуждения.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.Понятие и признаки государственного принуждения
Государственное принуждение - это один из методов правового регулирования социального управления и общественных отношений со стороны государства.
А.И. Коваленко дает следующее определение государственного принуждения Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие на человека со стороны авторитетного органа или должностного лица государства с целью заставить (принудить) его действовать в соответствии с волей управляющего субъекта в интересах государства .
Принуждение - насильственное воздействие на сознание или волю человека, насильственное навязывание ему определенного способа поведения.
Принуждение как объективное свойство права обусловлено властным характером права, государственно-волевым характером правовых норм и проявляется в конкретных актах правового принуждения.
Сущность принуждения заключается в отрицании воли подчиненных при отсутствии свободы выбора. Принуждение может носить психологический, имущественный, физический или организационный характер. Основная цель принуждения - охрана правопорядка в обществе и обеспечение правомерного поведения всех участников общественных отношений.
Особое внимание уделяется правовой природе принуждения. Основным требованием является законность, согласно которой ограничение прав и свобод граждан допускается только по основаниям и способами, прямо предусмотренными законом. При этом решающее значение имеет не только законность, но и обоснованность, легитимность и целесообразность принуждения. Там, где это возможно, следует отказаться от принуждения в его самых жестких формах.
Применение принуждения - это не общее правило, а часть специальных полномочий отдельных государственных органов. Последние в целом составляют правоохранительную систему государства.
Государственное принуждение - сложное правовое явление, характеризующееся комплексом следующих признаков:
1.государственное принуждение - это всегда специфическая форма правоохранительной деятельности специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц
2.принуждение - это физическое и психическое внешнее воздействие на сознание и поведение субъекта.
3.принуждение всегда связано с установлением правовых ограничений, как правило, негативных для субъекта
4.фактическим основанием для применения мер принуждения является совершение уголовного преступления и наступление иных правовых аномалий, нежелательных для общества и государства .
Государственное принуждение осуществляется не во всей правоохранительной деятельности, а только в той, которая называется правоприменительной, связанной с применением или угрозой применения санкций правовых норм и разрешением конкретных правовых ситуаций реализации принудительных мер воздействия.
Физическое принуждение всегда связано с ограничением свободы субъекта. Оно заключается в фактическом применении мер принуждения к виновному лицу. Физическое принуждение применяется в основном к правонарушителям с целью их исправления и перевоспитания.
Психическое принуждение - это угроза наступления неблагоприятных последствий за нарушение закона.
Психическое принуждение заключается в воздействии на волю субъекта путем указания на нежелательные последствия с целью подавления воли субъекта и подчинения воли контролирующего лица .
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые и другие официальные документы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
II. Учебные и научные издания
2. Гавриков В.П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
3. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
4. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
5. Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
6. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
8. Никодимов И.Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
9. Пиголкин А.С. Теория государства и права : учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев ; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
10. Протасов В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
11. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред.В.Г.Стрекозова. - 11-е изд.,стер. - М. : Рипол Классик:Омега-Л, 2017. - 324с.
13. Шагиева Р.В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.