Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса развития воображения дошкольников 5
1.1. Анализ понятия творческое воображение дошкольников 5
1.2. Психолого – педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста 7
1.3. Развитие воображения дошкольников посредством театра теней 14
Глава 2. Методические аспекты процесса развития воображения дошкольников 20
2.1. Организационно-педагогические условия развития 20
воображения дошкольников посредством театра теней 20
2.2. Методические рекомендации по развитию воображения дошкольников посредством театра теней 22
Заключение 26
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развиты воображение и речь. Развитие воображения у дошкольников всегда являлось актуальной задачей для системы дошкольного образования.
Развивать воображение дошкольников можно различными способами, в том числе, средствами театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации. Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники были активными и самостоятельными. Проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной.
Какие именно средства выберет воспитатель ДОУ, зависит от того, какими приёмами и методиками он владеет. Благодаря организации театрализованной деятельности у детей развивается не только воображение и речь, но и полезные коммуникативные навыки. Деятельность дошкольных образовательных организаций сегодня регулируется ФГОС ДО.
ФГОС дошкольного образования регламентирует всестороннее развитие ребёнка, с целью его социализации и формирования коммуникативных компетенций. Благодаря театрализованной деятельности и сюжетно – ролевым играм дети достаточно быстро социализируются в развивающей среде дошкольной образовательной организации, что позволяет успешно развивать у них воображение, речь, коммуникации и иные личностно значимые качества.
Чтобы установить сегодня субъект - субъектные отношения между воспитателями и воспитанниками, необходимо признать за ребёнком право на личное развитие. Воспитанник сегодня с малых лет является субъектом собственной деятельности. Ребёнок имеет право на самостоятельность и на творческое проявление индивидуальности. Но для этого необходимо верить в силы и возможности ребёнка и доброжелательно к нему относиться. На практике идеи личностно ориентированного подхода и взаимодействия не всегда находят должную реализацию, в том числе, в театрализованной деятельности театра теней.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость создания театра теней как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации работы по театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность в театре теней как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ понятия творческое воображение дошкольников.
2. Изучить психолого-педагогическое развитие дошкольника.
3. Рассмотреть развитие воображения дошкольников посредством театра теней.
4. Описать организационно-педагогические условия развития воображения дошкольников посредством театра теней.
5. Предложить методические рекомендации по развитию воображения дошкольников посредством театра теней
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития воображения дошкольников
1.1. Анализ понятия творческое воображение дошкольников
В последние десятилетия в современной образовательной среде происходят многочисленные инновационные изменения. В новой парадигме образования в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на каждой образовательной ступени реализуется системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Любой образовательный, или развивающий процесс педусматривают субъект - субъектные отношения между воспитателем и воспитанниками. В вопросах субъект – субъектных отношений в образовательной среде работали исследователи А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин и др. Идеи самоценности дошкольного детства принадлежат учёным Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконину и др. [15].
Под воображением понимают способность человеческой психики формировать чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности.
Воображение — это способность вызывать в сознании субъекта, и произвольно сочетать образы предметов и событий. В центре новой парадигмы находится личностное развитие ребенка. Образование сегодня рассматривают как фундаментальное средство культуры и развития субъектов.
Развитие воображения детей среднего дошкольного возраста является психолого-педагогической проблемой. Развитие воображения дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов дошкольной образовательной организации. Как российскими, так и зарубежными учеными уделялось и уделяется много внимания исследованиям творчества, развитию творческого начала, творческих способностей, изучению воображения. Воображение - это способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств. Воображение играет ведущую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В любом процессе, который протекает в образах присутствует воображение субъекта. Это все те психические процессы, которые заключаются в создании новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [11].
Инновационная педагогика сегодня ставит перед собой задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности. Сегодня образовательная среда помимо образовательного результата предусматривает формирование и развитие личностно значимых качеств субъекта. Формировать эти качества педагоги начинают с дошкольного образования и воспитания, поскольку это регламентировано требованием ФГОС ДО. В дошкольном детстве у каждого ребёнка формируются собственные стереотипы поведения. В основном каждый ребёнок все свои личностные качества формирует в семейных условиях. Тем не менее, развивающая образовательная среда ДОУ вносит в эти процессы свой большой вклад.
Большую роль в процессе формирования личностно значимых качеств ребёнка играет театрализованная деятельность. В творческом процессе театрализации развивается речь, память, внимание каждого ребёнка. Организация театрализованной деятельности в ДОУ является одним из самых любимых видов развлечения детей. В любом возрасте дети любят играть в различные ролевые и театрализованные игры. Театрализованная деятельность состоит в особом эмоциональном выражении разыгрываемой роли, а образ рождается из действий персонажа. Одним из наиболее привлекательных в современном образовании является театр теней. Отличительной чертой театра
теней является условность изобразительных средств.
Выразительные свойства театра теней обусловлены свойством тени превращать любую вещь в художественный образ. Теневая фигура – это образ
визуальный. Его можно трансформировать, изменять на экране на глазах у зрителей. Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают опосредованно, сквозь полотно экрана. Им видна размытая тень от цветных фигур, или черный силуэт. На экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность фантазировать и домысливать то, что они увидели [7]. С.Л. Рубинштейн писал, что основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов.
Без воображения было бы сложно достичь какого-либо прогресса в науке, искусстве, технике. При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу. По мнению исследователя Л.С. Коршуновой, при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях [20]. Главная функция воображения - это построение и создание образов, и это признано важнейшей человеческой способностью. Ее роль в творческом
Фрагмент для ознакомления
3
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова – М.: ПЕР СЭ. - 2018. – 431 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Профессиональные объединения педагогов в современном дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Атемаскина. - Детский сад от А до Я.– 2007.–No 4.– С. 48-54.
3. Аджимуратова, А.Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей дошкольного возраста / А. Р. Аджимуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1155-1158. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29936/ (дата обращения: 11.01.2024).
4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст]/К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б.Батюта, Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева. – М.: ТЦ Сфера, 2008.– 96 с.
7. Глазунова, В.Г. Педагогический совет как средство совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /В.Г. Глазунова // Детский сад от А до Я.– 2007. – No 4.– С. 114-129.
8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/Н.С. Голицына.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
10. Дыбина, О.В. Моделирование методической работы дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности [Текст] /О.В. Дыбина. -Детский сад от А до Я.– 2007. – No 4.– С. 70-79.
11. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 11.01.2024).
12. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 11.01.2024).
13. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие [Текст]/И.П. Калошина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.
14. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Феникс, Ростов/Д, 2018. – 576 с.
15. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва: Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
16. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
17. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст]/П.Н. Лосев. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 160 с.
18. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]/В.М. минаева. – М.: АРКТИ, 2011. – 48 с.
19. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д». - 2000 – 96 с.
20. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
21. От рождения, до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
22. Пчелкина, Ю.В. Развитие творческих способностей педагогов [Текст] /Ю.В. Пчёлкина. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 5.– С.16-20.
23. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
24. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
25. Юрченко, Л.Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л.Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 11.01.2024).