Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная государственная образовательная политика признает важность физического и психического здоровья детей как один из приоритетных вопросов. Это связано с увеличением числа школьников, испытывающих повышенное беспокойство, неуверенность и психоэмоциональную неустойчивость, а также страдающих различными неврозами и психоэмоциональными расстройствами.
Учреждения дополнительного образования детей являются одним из главных социальных институтов, способствующих воспитанию и реальной интеграции различных субъектов воспитания. Они отличаются от образовательных учреждений тем, что учащимся предоставляется возможность выбора вида занятий, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы по выбранной области знаний.
В последнее время наблюдается рост спроса на услуги дополнительного образования, поскольку оно играет значительную роль в формировании личности ребенка.
Влияние дополнительного образования на психоэмоциональное состояние детей школьного возраста требует дополнительного рассмотрения. Организация учебной деятельности, проведенная с учетом психических состояний детей на уроках дополнительного образования, может служить мощным фактором улучшения социального самочувствия и развития личности ребёнка, является резервом повышения продуктивности, а также улучшения здоровья.
Понимание учителем психических состояний и управление ими в процессе обучения и воспитания является одной из существенных сторон педагогического процесса.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние детей школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования - обучающиеся в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - психоэмоциональное состояние обучающихся школьного возраста.
Задачи исследования:
1. на теоретическом уровне проанализировать понятие психоэмоционального состояния, выявить его составляющие;
2. проанализировать научную литературу по проблемам особенностей психоэмоционального состояния учащихся школьного возраста;
3. проанализировать особенности дополнительного образования детей;
4. изучить психоэмоциональное состояние детей, обучающихся в учреждении дополнительного образования до занятий, вовремя и после занятий.
Гипотеза исследования: дополнительное образование оказывает позитивное влияние на психоэмоциональное состояние детей школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- психодиагностическое тестирование.
Методики:
- Методика САН (самочувствие, активность, настроение);
-Методика ТИД (тревожность и депрессия).
База исследования: детская музыкальная школа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы исследования психоэмоционального состояния детей школьного возраста
1.1 Психоэмоциональное состояние, его составляющие
Психоэмоциональное состояние представляет собой форму психических состояний человека, при которой эмоциональная реакция преобладает в типичном доминирующем образе. Эмоциональные проявления в ответ на окружающую действительность являются важными для человека, поскольку они регулируют его самочувствие и функциональное состояние.
Недостаток эмоций может снизить активность центральной нервной системы и привести к ухудшению работоспособности. Избыточное воздействие факторов, способных вызывать эмоции, может привести к состоянию нервно-психического напряжения и нарушению высшей нервной деятельности [10, с. 47].
Оптимальное эмоциональное возбуждение является условием готовности к эффективной деятельности и благоприятному для здоровья осуществлению этой деятельности. Поскольку психоэмоциональное состояние отличается от психического состояния именно выраженным преобладанием эмоций, необходимо более подробно рассмотреть их определение и функции.
Эмоции представляют собой особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности в форме непосредственного переживания, таких как удовлетворение, радость, страх и т.д.
Эмоциональные состояния или эмоции являются сложными и разнообразными реакциями человека, от всплесков страстей до тонких оттенков настроений. Существует множество подходов к классификации и функциям эмоций, одним из которых является информационная концепция эмоций П.В. Симонова, относящаяся к теориям когнитивизма [21, с. 105].
Согласно данной теории, эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью текущей потребности индивида, а также его оценкой вероятности ее удовлетворения. Эта оценка производится на основе врожденного и предыдущего индивидуального опыта, автоматически сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, полученной в данный момент. Например, эмоция страха возникает при недостатке информации о средствах, необходимых для защиты.
Если рассматривать психоэмоциональные состояния с физиологической точки зрения, то стоит отметить, что они обычно имеют рефлекторный характер, даже если подавляющее большинство из них имеют условно-рефлекторное происхождение [14, с. 86].
Психические и психоэмоциональные состояния основаны на определенном соотношении нервных процессов в коре головного мозга, которое может варьировать от эпизодического до устойчивого и типичного для данного человека. Под влиянием внешних и внутренних раздражителей формируется определенный общий тонус коры и ее функциональный уровень.
Физиологические состояния коры известны как фазовые состояния. После прекращения воздействия раздражителей, вызвавших определенное состояние, оно сохраняется некоторое время и может влиять на формирование новых или активацию старых условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Эти состояния коры, могут выступать в качестве условных раздражителей, сигнализирующих об изменениях, важных для адаптации организма к окружающей среде, и таким образом способствовать ускорению психической адаптации к нестандартным условиям в будущем.
Психические состояния проявляются в изменениях в дыхании и кровообращении, в мимике, жестах, интонации речи и других аспектах поведения [9, с. 172].
Например, чувство удовольствия может привести к увеличению частоты и глубины дыхания, тогда как неудовлетворенность вызывает уменьшение обоих параметров. Возбужденное состояние характеризуется быстрым и глубоким дыханием, а напряженность - замедленным и слабым. Тревожное состояние приводит к ускоренному и поверхностному дыханию, а страх - к резкому замедлению. Кроме того, при неожиданном удивлении дыхание мгновенно учащается, но остается нормальной глубины.
В состоянии возбуждения или напряженного ожидания (чаще всего вызванных экстремальными ситуациями) частота и сила пульса могут увеличиваться, а кровяное давление может изменяться в широком диапазоне в зависимости от силы воздействия данной ситуации на человека. Эти изменения в кровообращении обычно сопровождаются бледностью или покраснением кожи [12, с. 203].
Часто поведение и движения человека являются индикаторами его эмоционального состояния. Например, неуверенные или вялые движения могут свидетельствовать об усталости, а резкие и энергичные - о бодрствовании. Мимика также способна передать тончайшие оттенки переживаний. Кроме того, голос говорящего может содержать значительную информацию о его психоэмоциональном состоянии.
Психоэмоциональные состояния представляют собой сложные и динамические образования, которые в значительной мере определяют особенности всех аспектов психической деятельности личности в определенный момент времени [19, с. 117].
Они обладают следующими характеристиками:
1. Целостность
Несмотря на то, что состояния относятся к конкретным аспектам психики (например, когнитивному, эмоциональному, волевому), они отражают психическую деятельность в целом за определенный период времени.
2. Подвижность и относительная устойчивость
Психоэмоциональные состояния изменчивы: они имеют начало, конец и динамику. Хотя они менее стабильны, чем личностные особенности
Фрагмент для ознакомления
3
Белоусов А.И. Смелость воспитывается статическими упражнениями // Физическая культура в школе. 2017. - N 3. - с. 42-43.
2. Борисова О.А. Направленное использование средств физической культуры для целостного формирования личности педагогически запущенных подростков 10-11 лет: Дис. канд. пед. наук (13.00.04). М., - 2019. -23 с.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 2019. - Т. 4. -850c.
4. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л., 2019. -520c.
5. Даль В. Толковый словарь. М., 2020. -452с.
6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 2018. - 523с.
7. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2019.- № 2. - С. 25 - 37.
8. Запесоцкая И.В. Особенности конфликтных ситуаций и стратегии их преодоления в подростковом возрасте. Автореф. дис. к. п. н. М., 2016. -125с.
9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. - 448 с.
10. Зотов Ю.И. Воспитание подростка в спортивном коллективе. М.: Физкультура и спорт, 2019. - 104 с.
11. Изард К. Психология эмоций. СПб, 2019. - 750с.
12. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2015. - 412 с.
13. Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Куренцов В.А. Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и подростков с асоциальным поведением. // Теория и практика физ. культуры. 2017. - № 10. -С. 60.
14. Кислицын Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи (теоретические и методико-практические аспекты): учеб. пособие/ М.: Изд-во РУДН, 2016. -198 с.
15. Кле М. Психология подростка. М., 2019. -125с.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 2019. -560с.
17. Краснобаева Т.Н. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков 13-14 лет средствами физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04). М., 2016. -24 с.
18. Крылов В.Е. Содержание и организация внеклассной работы с трудными подростками путем направленного использования средств физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04). М., 2017. - 24 с.
19. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2019. -785с.
20. Михеев А.И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04). 1996. 21 с.
21. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д. - 2017. -452с.
22.Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников: Автореф. дис. док. пед. наук (13.00.01) М., 2018. - 53 с.
23. Практическая психодиагностика / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2018. -123с.
24. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2020. - 563с.
25. Прихожан А.М. Наши дети под гнётом школьных требований // Школьный психолог. 2021.- № 12.
26. Психологический словарь // Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Т. 2-е изд. М., 2019. - 852с.
27. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 2019. - 963с.
28. Сиваков В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис. док. пед. наук (13.00.04). М., 2018. -36 с.
29. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2021. -456с.
30. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 2019. - 778с.
31. Тришкина Т.Д. Дифференцированный подход к формированию активного отношения учащихся старших классов к физической культуре // Вестник спортивной науки. Выпуск: 2. 02 апреля 2019. - С. 65-68.