Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы можно определить тем, что проблема мотивации к обучению в школе у старшеклассников - одна из стержневых в психологии. Этой проблеме посвящено большое число публикаций. Психологическое изучение мотивации, и её формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.
Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Учебная мотивация у старшеклассников имеет свои особенности и отличается от мотивации у учеников младших классов. Старшеклассники начинают задумываться о своем будущем, выбирать профессию и направление обучения после школы. Это может быть связано с усиленным интересом к определенным предметам, желанием углубить свои знания в определенной сфере. В старших классах ученики становятся более социально активными и начинают больше внимания уделять своим отношениям с одноклассниками. Это может повлиять на их мотивацию учиться, так как они могут стремиться быть принятыми в группе, а не преуспевать в учебе. Родители старшеклассников могут оказывать значительное влияние на их учебную мотивацию. Если родители поддерживают своих детей и поощряют их стремление к знаниям, это может повысить мотивацию. И наоборот, если родители оказывают давление или критикуют своих детей, это может негативно сказаться на их мотивации. У старшеклассников обычно уже есть определенные цели и амбиции, которые могут стимулировать их к учебе. Например, они могут стремиться поступить в престижный университет или получить хорошую работу после школы.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации у старших школьников.
Целью курсовой работы является изучение особенностей мотивации учебной деятельности старших школьников.
Гипотеза исследования: существуют различия в структуре и содержании мотивации к учению у старшеклассников 10 и 11 классов.
Задачами для решения поставленной цели определены следующие:
1. представить теоретические понятия мотивации учебной деятельности;
2. провести эмпирическое исследование особенностей мотивации учебной деятельности старших школьников;
3. предложить рекомендации учителям по формированию учебной мотивации у старших школьников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, сравнение, обобщение);
- эмпирические (психодиагностика мотивации).
База исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Киров.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1 Теоретические понятия мотивации учебной деятельности у старших школьников
1.1 Мотивация учебной деятельности
Исторически сложилось так, что в российской психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его развития рассматривается через призму формирования интересов как ключевых стимулов для его развития и активности.
Известно, что интересы в первую очередь отражают познавательные потребности человека. Поэтому в российской психологии развитие мотивационной сферы обычно рассматривается в контексте общего развития психики человека, особенно его когнитивной сферы [13].
В период подросткового возраста происходят изменения в сфере интересов старших школьников. Особенно заметно расширение и углубление социально-политических интересов. Ученики начинают проявлять интерес не только к текущим событиям, но также задумываются о своем будущем и о том, какую роль они сыграют в обществе. Это развитие сопровождается расширением их познавательных интересов, их желание узнать новое становится все более разнообразным. Кроме того, познавательные интересы старшеклассников часто связаны с их планами на будущую деятельность [15].
Естественно, старшеклассники отличаются по своим познавательным интересам, которые в этот период становятся более разнообразными и индивидуализированными.
В период юношеского возраста происходит дальнейшее развитие интересов, прежде всего в сфере познания. Ученики старших классов начинают проявлять интерес к определенным областям научных знаний и стремятся к углубленному и систематическому изучению выбранных ими областей.
В процессе дальнейшего развития и активности, формирование интересов обычно не останавливается. С возрастом у человека появляются новые интересы, но этот процесс в значительной мере представляет собой осознанную или плановую деятельность, так как эти интересы связаны с профессиональным ростом, развитием семейных отношений и теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в период юности.
В старшем школьном возрасте появляется желание улучшения своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к саморазвитию и изучению материала, выходящего за пределы школьной программы. Учебные действия могут эволюционировать в методы научного познания, объединяя учебную деятельность с элементами исследовательской работы.
Ориентировочные и исполнительные учебные действия могут выполняться не только на уровне воспроизведения информации, но и на уровне творческого применения знаний. Важную роль начинает играть овладение методами контроля и оценки своей работы, включая способы прогностической самооценки, планирования самоконтроля учебной деятельности и основанных на этом, методов - саморазвития [10].
Некоторые основные учебные действия, контрольные процессы и методы оценки могут стать автоматическими и превратиться в привычки, которые являются основой для развития культуры познавательного труда и гарантией последующего непрерывного самосовершенствования. Умение ставить перед собой нетипичные учебные задачи и находить нестандартные подходы к их решению является предпосылкой для творческого отношения к учебной деятельности [19].
В старших классах широкий интерес к познанию усиливается за счет того, что стремление к знаниям охватывает законы учебной дисциплины и основы научных предметов.
Учебно-познавательный интерес совершенствуется не только в отношении методов усвоения знаний, но также в интересе к развитию теоретического мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов на уроках).
В этом возрасте интерес к самостоятельному образованию связан с более долгосрочными целями и выбором профессии.
Учебная мотивация представляет собой ориентацию учащегося на различные аспекты учебной деятельности. При изучении учебной мотивации, психологи и педагоги должны определить цели и мотивы учения, эмоциональный фон, который переживает ученик в ходе обучения, а также его учебные навыки. Уровень мотивации проявляется в ситуациях выбора, поэтому наиболее эффективным способом изучения учебной мотивации является анализ предпочтений учеников в отношении различных учебных предметов, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий [7].
Мотивация учения также проявляется через цели, которые ученик ставит перед собой в учебной деятельности. Цели представляют собой ожидаемые конечные и промежуточные результаты ученических действий, направленных на реализацию мотивов.
В области учебной мотивации выделяются такие уровни целей как:
- познавательные;
-учебно-познавательные,
- социальные;
- самообразование.
Цели учебной деятельности явно проявляются в завершении (или отсрочке) выполнения задания, в возвращении к прерванным учебным задачам, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлекающих факторов во время обучения и в завершении или незавершенности учебных задач. Цели могут быть устойчивыми или неустойчивыми, гибкими или жесткими, стандартными или нетрадиционными, новыми или устаревшими.
В рамках педагогической психологии И. Логинов, С. Сарычев и А. Силаков отмечают, что чем ниже уровень постановки целей, тем менее они устойчивы, и тем быстрее они распадаются [20].
Существуют два основных типа мотивации учебной деятельности:
- познавательные мотивы, связанные с интересом к содержанию учебного материала;
- социальные мотивы, связанные с взаимодействием с другими людьми в процессе обучения.
Очевидно, что эти два типа мотивации не одинаковы по значимости и могут находиться на различных уровнях.
Для познавательной мотивации выделяются следующие уровни:
• широкие познавательные мотивы - связаны с желанием узнавать новые факты, явления и закономерности;
• учебно-познавательные мотивы - ориентированы на освоение методов усвоения знаний и навыков самостоятельного приобретения информации;
• мотивы самообразования - направлены на получение дополнительных знаний и самосовершенствование личности [23].
Для социальной мотивации учебной деятельности выделяются следующие уровни:
- широкие социальные мотивы - связаны с чувством долга и ответственности, осознанием социальной важности обучения;
- узкие социальные мотивы (позиционные) - направлены на желание занять определенную позицию в глазах окружающих (например, заслужить их одобрение);
- мотивы социального сотрудничества - ориентированы на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Формирование учебной мотивации играет важную роль в развитии современных школьников. Для формирования мотивации в целом важны следующие моменты:
• вовлечение учеников в совместную учебную деятельность в классе;
• установление отношений «учитель-ученик» на основе советов и консультаций, а не на основе строгого руководства;
• привлекательное и нестандартное изложение учебного материала;
• использование познавательных игр, дискуссий и споров;
• анализ реальных жизненных ситуаций;
• развитие самостоятельности и умения контролировать свои учебные достижения.
Таким образом, важно, чтобы интерес и социальные факторы мотивировали учащихся на активное участие в учебной деятельности. На уроке учебная работа должна быть полноценной с психологической точки зрения, включая постановку целей, выполнение задач, самоконтроль и самооценку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 2011. - 288 с.
2. Бакурадзе, А. Б. Мотивация труда педагогов. - М.: Сентябрь, 2005. -192 с.
3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2015. - 160 c.
4. Карпова, Е. В. Мотивационная сфера личности в учебной деятельности. - Ярославль: ЯГПУ, 2007. - 570 c.
5. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 2012. - 320 с.
6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения // Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 272 с.
7. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация // Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: «Академия», 2011. - 192 с.
8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика-пресс, 2001. - 240 с.
9. Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. - М.: РАН, 2016. - 58 с.
10. Петров, В. В. Теории мотивации. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Мир, 2017. - 203 c.
11. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 106 - 107.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
13. Забота об интересах народа - дело чести комсомола. / Речь товарища Л. И. Брежнева на XIX съезде ВЛКСМ. - М.: Правда, 1982.
14. Давыдов В. В., Маркова А. К., Шумилин Е. А. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности. - Сб.: Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов. - М.: 1980. - 3 - 23 с.
15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
17. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Москва ун-та, 1971. - 40 с.
18. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971. - 120 с.
19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - 300 с.
20. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971, С. 204 - 224.
21. Развитие мотивации учения школьников [Электронный ресурс] https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-razvitie-motivacii-ucheniya-shkolnikov-3586967.html.
22. Методика «Направленность на отметку» [Электронный ресурс] https://clck.ru/UU4PF.
23. Голубева, М. В. Мотив: что такое в психологии. Система и виды мотивов [Электронный ресурс] https://psychologist.tips/2162-motiv-chto-takoe-v-psihologii-sistema-i-vidy-motivov.html.
24. Шишкоедов П. Н. Общая психология [Электронный ресурс] https://psy.wikireading.ru/13012.
25. Онлайн - курсы, психология человека «Мотивация» [Электронный ресурс] https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php.