Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика АТП и объекта проектирования
Автобусное автотранспортное предприятие (АТП) располагается в черте города Владивосток. Задачей АТП является правильная организация труда, проведение ремонтных работ, обеспечивающих максимально длительный пробег между периодическими ТР и гарантированный срок безремонтного пробега после проведения ремонта.
Основные функции АТП – перевозка пассажиров.
Автомобили АТП эксплуатируются по дорогам третьей категории условий эксплуатации. Природно-климатическая зона эксплуатации автомобилей – умеренно-континентальный климат. Среднесуточный пробег автомобилей составляет 205 км, автотранспортное предприятие работает 365 дней в году.
В АТП особое внимание обращают на качество выполнения технического обслуживания и ремонта. Для поддержания парка автомобилей в исправном состоянии и обеспечении требуемой технической готовности предприятие располагает комплексом подразделений для проведения технического обслуживания и текущего ремонта, в который входят необходимые здания, сооружения и оборудование.
Объектом проектирования была выбрана зона ТР. Зона предназначена для выполнения работ, направленных на устранение возникших отказов и неисправностей, и восстановление работоспособности автомобиля (агрегата), путем проведения необходимых работ:
у агрегата – отдельных деталей или узлов, кроме базовых;
у автомобиля – отдельных деталей, узлов или агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта (когда неисправность нельзя устранить путем регулировочных работ).
Целями ТР являются поддержание заданного уровня надёжности, обеспечение безопасности движения и уменьшение материальных, трудовых и финансовых затрат.
2. Расчетно-технологический раздел
Тип подвижного состава по маркам и моделям автомобилей – «ПАЗ 3205».
Среднесписочное количество автомобилей – 280 шт.
Среднесуточный пробег автомобилей – 205 км.
Категория условий эксплуатации – 3.
Природно-климатические условия эксплуатации для города Нижний Новгород – умеренно-континентальный климат.
Количество рабочих дней в году АТП – 365 дней.
Продолжительность работы подвижного состава на линии – 11,5 ч
Время начала выпуска автомобилей на линию – 530 и 1430ч.
Время конца выпуска автомобилей на линию – 6 и 15ч
Таблица 2.1 – Исходные данные
Тип, марка, модель подвижного состава Пробег с начала эксплуатации в долях от пробега до КР Количество автомобилей
ПАЗ-3205 Менее 0,5
0,5-0,75
0,75-1,0
Более 1,0
А1=21
А2=129
А3=120
А4=10
Всего А=280
Исходные нормативы периодичности ТО, пробега до капитального ремонта, трудоемкости выполнения работ по ТО и ТР, принимаем по таблицам согласно [1,2] и сводим в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 – Исходные нормативы
Тип, марка, модель подвижного состава Нормативные пробеги, км Нормативные трудоемкости, чел.-ч d_(то-тр)^н,
дни/(1000 км) d_(кр )^н,
дни
L_(то-1)^н L_(то-2)^н L_кр^н t_ео^н t_(то-1)^н t_(то-2)^н t_тр^н
ПАЗ-3205 5000 20000 250000 0,7 5,5 18 5,5 0,4-0,5 20
2.1 Корректирование исходных нормативов
Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту подвижному составу АТП для базовой модели автомобиля, 3 категории условий эксплуатации для холодной климатической зоны. Исходные нормативы скорректированы по таблицам согласно [1].
Периодичности Lто-1 , Lто-2, Lкр, км, ТО-1 и ТО-2 и пробег автомобилей до капитального ремонта (КР) рассчитываем по формулам (2.3) – (2.5)
Lто-1 = L_(то-1)^н ∙ К1 ∙ К3 , (2.3)
Lто-2 = L_(то-2)^н ∙ К1 ∙ К3 , (2.4)
Lкр = L_кр^н ∙ К1 ∙ К2 ∙ К3 , (2.5)
где L_(то-1)^н,, - нормативные периодичности пробегов соответственно до ТО-1, км;
L_(то-2)^н – нормативные периодичности пробегов соответственно до ТО-2, км;
L_кр^н – нормативные периодичности пробегов соответственно до пробега до капитального ремонта, км;
К1 – коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;
К2 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава;
К3 – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.
При расчетах учитываем, что результирующий коэффициент К для пробега до КР должен быть
К = 0,8 ∙ 1 ∙ 0,8=0,64 ≥ 0,5 . (2.6)
Тогда
Lто-1 = 5000 ∙ 0,8 ∙ 1,0 = 4000 км,
Lто-2 = 20000 ∙ 0,8 ∙ 1,0 = 16000 км,
Lкр =250000 ∙ 0,8 ∙ 1,0 ∙ 1,0 = 200000 км.
Планирование постановки подвижного состава на ТО и составляем график. на ТО-1 и ТО-2 с учетом среднесуточного пробега автомобилей через целое число рабочих дней пробеги до ТО-1, ТО-2 и КР должны быть кратны среднесуточному пробегу (Lс/с) и между собой.
Окончательное значение периодичности пробега〖 L〗_(то-1)^ˊ, км, автомобилей до ТО рассчитываем по формуле (2.8)
〖 L〗_(то-1)^ˊ= n1 ∙ L_(с/с), (2.8)
〖 L〗_(то-1)^ˊ= 24 ∙ 205 = 4920 км.
Кратность n_2 ТО-2 по отношению с пробегом до ТО-1 рассчитываем по формуле (2.9)
n_2=L_(то-2)/(L_(то-1)^ˊ ), (2.9)
n_2=16000/4000= 4 обслуживания.
Окончательное значение периодичности пробега L_(то-2)^ˊ, км, автомобилей до ТО-2 рассчитываем по формуле (2.10)
L_(то-2)^ˊ = n2 ∙ L_(то-1)^ˊ , (2.10)
L_(то-2)^ˊ = 4 ∙ 4920 = 19680 км.
Кратность n_кр КР автомобилей по отношению с пробегом до ТО-2 рассчитываем по формуле (2.11)
n_кр=L_кр/(L_(то-2)^ˊ ) , (2.11)
n_кр=200000/16000 = 12,5=13 обслуживаний.
Окончательно, пробег автомобилей, км, до КР рассчитываем по формуле (2.12)
〖 L〗_кр^ˊ = n_кр ∙ L_(то-2)^ˊ , (2.12)
〖 L〗_кр^ˊ = 13 ∙ 16000 = 208000 км.
Для наглядности данные корректирования нормативных пробегов привели в таблицу 3.3
Таблица 3.3 – Корректирование нормативных пробегов
Марка, модель автомобиля Пробег автомобилей Обозначение Величина пробега, км
норматив-ного скорректи-рованного принятого к расчету
ПАЗ-3205 Среднесуточный l_cc 205 205 205
до ТО-1 L_(ТО-1) 5000 4000 4920
до ТО-2 L_(ТО-2) 20000 16000 19680
до КР L_КР 250000 200000 208000
Для автомобиля, расчетная трудоемкость t_ео, t_(то-1), t_(то-2) , чел.-ч, единицы ТО данного вида обслуживания рассчитываем по формулам (2.13) – (2.15)
t_ео = t_(ео )^н∙ К2 ∙ К5 , (2.13)
t_(то-1) t_(то-1)^н∙ К2 ∙ К5 , (2.14)
t_(то-2) = t_(то-2)^н ∙ К2 ∙ К5; (2.15)
где t_ео^н – нормативные трудоемкости соответственно ЕО, чел.-ч;
t_(то-1)^н – нормативные трудоемкости соответственно ТО-1, чел.-ч;
t_(то-2)^н – нормативные трудоемкости соответственно ТО-2, чел.-ч,
К2 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава и условия его работы;
К5 – коэффициент, учитывающий количество автомобилей в АТП и количество технологически совместимых групп автомобилей.
t_ео = 0,7 · 1,0 · 1,05 = 0,735 чел.-ч,
t_(то-1) = 5,5 ∙ 1,0 ∙ 1,05 = 5,76 чел.-ч,
t_(то-2) = 18 ∙ 1,0 ∙ 1,05 = 18,9 чел.-ч.
Удельную трудоемкость t_тр, (чел.-ч)/(1000 км), работ текущего ремонта автомобилей определяем по формуле (2.16)
t_тр = t_тр^н ∙ К1 ∙ К2 ∙ К3 ∙ К4 ∙ К5 , (2.16)
где t_тр^н – нормативная удельная трудоемкость работ текущего ремонта,4,3 (чел.-ч)/(1000 км) ;
К1 - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации, 1,2;
К4 – коэффициент, учитывающий пробег автомобилей с начала эксплуатации, 1,25.
t_тр = 5,5 ∙ 0,8 ∙ 1,0 ∙ 1,0 ∙ 1,25∙ 1,05 = 5,8 чел.-ч.
Удельную продолжительность простоя d_(ТО-ТР), дни/(1000 км) , автомобилей в ТО и ТР на 1000 км пробега рассчитываем по формуле (2.19)
d_(ТО-ТР) = d_(ТО-ТР)^н ∙ К_4^ˊ, (2.19)
где d_(ТО-ТР)^н – нормативный простой автомобилей в ТО-ТР;
К_4^ˊ – коэффициент, учитывающий продолжительность простоя автомобилей в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации, 1,25.
d_(ТО-ТР) =0,4 ∙ 1,25 = 0,5 дни/(1000 км).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Положение по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1990. -83 с.
2. РД 03112178-1023-99. Том I. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов" (утв. Минтрансом РФ) URL:http://dokipedia.ru/document/5243934) (дата обращения: 06.06.2023). 7.
3. Баженов С.П. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов. учебник для ВУЗов. М., Академия, 2015. -200с.
4. Боровских Ю.И., Буралев Ю.В., Морозов К.А., Никифоров В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: Высшая школа. 2006 - 224 с.
5. Варис В.С., Чаликова Г.С. Техническое обслуживание автомобилей: Учебное пособие для выполнения выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) по МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Иркутск: Издательство ИрГАУ, 2019 - 95 с.
6. Виноградов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (для спо) / В.М. Виноградов, А.А. Черепахин. - М.: КноРус, 2018. - 203 c.
7. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник / В.И. Карагодин. - М.: Academia, 2017. - 320 c.
8. Коваленко, Н.А. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей: Учебное пособие / Н.А. Коваленко. - М.: Инфра-М, 2017. - 248c.
9. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и дополн. - М.: Наука. 2016 - 535 с.
10. Рябчинский, А.И. Безопасность автотранспортных средств: Учебник / А.И. Рябчинский. - М.: Академия, 2017. - 400 c.
11. Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонт автомобилей / А.Ф. Синельников. - М.: Academia, 2018. - 352 c.
12. Стратегия развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Проект.
13. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. М.,ЦНОТ и УП, Минавтотранс, 1985.-97 с.
14. Туревский, И.С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: Учебное пособие / И.С. Туревский. - М.: Форум, 2018. - 116 c.
15. Хегай Юрий Александрович Состояние и перспективы развития грузовых автомобильных перевозок в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. №11.
16. Чумаченко, Ю.Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанов; Под ред. А.С. Трофименко. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 539 c.
17. Автомобиль Газель NEXT. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту /Погребной С.Н., Горфин И.С. -М.: ООО «Третий Рим Капитал», 2014 г.- 291 с. 10 Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/83497.html (дата обращения: 08.06.2023).
18. Батищев И.И. Рынок автомобильных грузоперевозок в России: основные проблемы и предложения // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018. №1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-avtomobilnyh-gruzoperevozok-v-rossii-osnovnye-problemy-i-predlozheniya (дата обращения: 06.06.2023).
19. Виктория Лобода Российский парк грузовых автомобилей: показатели на 1 января 2020 года . URL: https://www.autostat.ru/infographics/43258/ © Автостат. (дата обращения: 06.06.2023).
20. Гологорский, Е. Г. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике / Е. Г. Гологорский, А. Н. Кравцов. - Москва : ЭНАС, 2017. - 68 c. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/76169.html (дата обращения: 08.06.2023).
21. Егорова, Д. С. Теоретические основы управления затратами на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) на автотранспортном предприятии / Д. С. Егорова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 10 (144). - С. 224-226. - URL: https://moluch.ru/archive/144/40372/ (дата обращения: 08.06.2023).
22. Запчасти ГАЗ. [Электронный ресурс].– URL: https://magazingaz.ru/zapchasti-gazon-next-c41r13 (дата обращения: 06.06.2023).
23. Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва: ЭНАС, 2016. – 64 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104542. – (дата обращения: 10.06.2023).
24. Папшев, В. А. Техника транспорта, обслуживание и ремонт. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учебное пособие / В. А. Папшев, Г. А. Родимов. - 2-е изд. - Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2016. - 141 c. - ISBN 2227-8397. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/90944.html (дата обращения: 08.06.2023). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
25. Рикошинский А. Грузовой транспорт: состояние и перспективы. – URL: https://os1.ru/article/5044-gruzovoy-transport-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 06.06.2023).
26. Секирников, В.Е. Охрана труда на предприятиях автотранспорта: Учебник / В.Е. Секирников. - М.: Academia, 2019. - 205 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academia-moscow.ru/reader/?id=164984#read (дата обращения: 10.06.2023).
27. Солопова, В. А. Охрана труда : учебное пособие для СПО / В. А. Солопова. - Саратов : Профобразование, 2019. - 125 c. - ISBN 978-5-4488-0353-6. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/86204.html (дата обращения: 08.06.2023). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
28. Схема технологического процесса в зоне ТР на ИП. – Режим доступа: URL: https://vuzlit.ru/955842/shema_tehnologicheskogo_protsessa_zone (дата обращения: 10.06.2023).
29. ТЕХНОСОЮЗ – Оборудование для автосервиса и СТО. Католог товаров. – Режим доступа: URL: https://irkutsk.technosouz.ru/ (дата обращения: 10.06.2023).