Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные подходы к дошкольному образованию детей, определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с ним развитие связной монологической речи рассматривается как главная задача познавательно-речевого развития детей.
Дошкольный возраст определяется как возраст образных форм сознания. Связная монологическая речь предполагает освоение словарного запаса языка родного, овладение языковыми нормами и законами, то есть усвоение грамматического строя языка, умение применять усвоенные языковые материалы, а именно способность подробно, связно, логично, последовательно и ясно для окружающих пересказать содержание текста, либо связный текст составить самостоятельно.
Таким образом, связная монологическая речь – это эмоциональное и смысловое высказывание: развернутое, законченное, оформленное грамматически и композиционно, состоящее из предложений, логически связанных между собой. Для дальнейшего успешного обучения детей в школе важнейшей задачей выступает развитие связной монологической речи.
Если у детей с нормальным речевым развитием развитие монологической речи является довольно сложным процессом, то у детей, которые имеют общее недоразвитие речи, этот процесс усложняется многократно. Большие затруднения в овладении связной монологической речью у дошкольников с общим недоразвитием речи, связаны с тем, что недостаточно развиты основные компоненты языковой системы, а именно: фонетикофонематические, лексические, грамматические, недостаточно сформированы как семантическая (смысловая), так и произносительная (звуковая) стороны речи.
Важной задачей логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, является развитие у данных детей связной монологической речи Изучением особенностей развития связной монологической речи и разработкой методик обучения, занимались такие отечественные ученые как: В.П. Глухов, Н.С. Жукова, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и др.
Авторы указывают на необходимость своевременного обучения связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до полного исчезновения дефекта и последующего успешного обучения детей в школе. Возникла необходимость в усовершенствовании общепринятых методов и приемов, в поиске новых, научно-обоснованных, эффективных путей развития монологической речи у детей с общим недоразвитием речи.
Это позволяет нам выявить следующие противоречия между требованиями к речевому развитию выпускников ДОО и трудностями овладения связной монологической речью дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования: Каковы возможности развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучение возможностей развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: Процесс развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи исследования:
1. Определить проблема развития связной монологической речи в психолого- педагогической литературе
2. Выявить этапы логопедической работы развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Провести эмпирическое исследование уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи
4. Разработать комплекс логопедических занятия по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретические основ исследования составили: научные представления о связной монологической речи: В.К. Воробьева, А.Н. Гвоздев, Ф.А. Сохин, Т.А. Ткаченко; теория о развитии речи и формах её нарушения: Р.И. Лалаева, В.П. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская;
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: констатирующий эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы современные подходы к проблеме исследования; раскрыты предпосылки развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; представлены этапы развития связной монологической речи данной категории детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристика объекта; подобраны методики исследования; изучены качественно-количественные результаты сформированности связной монологической речи данной категории детей; разработан комплекс логопедических занятий, направленный на развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого – педагогической литературе
1.1. Проблема развития связной монологической речи в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе монологическая речь рассматривается как связное и логически последовательное высказывание. Они имеют сложную структуру и передают мысли одного человека, которые неизвестны слушателю.
Связная речь – это развернутое, грамматически оформленное, смысловое и законченное высказывание, обеспечивающее взаимопонимание в процессе общения. По С. Л. Рубинштейну, связность речи – это оформленные мысли того, кто говорит или пишет, с помощью речи, при этом связность должна быть понятна слушающему или читающему [6].
Связная речь отражает основные аспекты предметного содержания. Причин бессвязности речи может быть несколько: связи не устанавливаются самим говорящим и не разворачиваются в его мысли, связи не раскрываются должным образом в речи говорящего. Дошкольники с трудом овладевают умением создавать идею связного высказывания, не опираясь на исходный текст. Эти дети все же нуждаются в поддержке, но даже это не гарантирует построения связного высказывания, так как нарушаются все компоненты речи (лексико-грамматическое оформление, фонетическая и фонематическая сторона и сама связная речь).
Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Каждый из них имеет свои особенности. Разговорная речь является основной формой речи. Диалогическая речь носит социальный характер и непосредственно требует живого общения. При разговорной речи возвращаются неполные однословные ответы [3].
Диалог состоит из одного высказывания, ряда последовательных словесных ответов и непрерывной речи. Важно задать вопрос, после чего следует ответ на него, дополнения и поправки к собеседнику, аргументированная защита своей точки зрения. Стоит отметить, что в диалоге собеседник всегда знает, о чем говорит, и ему не нужно раскрывать все высказывание. Устный диалог происходит в конкретных ситуациях и сопровождается мимикой, жестами и интонацией. Единицей диалога в лингвистике является цепочка интегрированных реплик тем, характеризующихся семантической и структурной целостностью [6].
Критериями связности в развернутой диалогической речи являются полнота раскрытия темы, структурное единство, смысловая целостность, уместное использование языковых и экстралингвистических средств в данной ситуации речевого общения. Монологическая речь понимается как связная речь человека, направленная на передачу информации о реальных фактах или явлениях [2].
Монолог - наиболее сложная форма языка, предназначенная для передачи информации. Монолог требует полноты, понятности и взаимосвязанности различных частей повествования. Этот тип речи содержит более полную и развернутую информацию. Характерной особенностью монологической речи является то, что ее содержание планируется заранее.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивирована, при этом сам говорящий выбирает ее содержание и языковые средства. Связная речь позволяет говорящему помнить о структурированном порядке действий на протяжении всего речевого процесса и опираться на слуховые и зрительные сигналы для контроля за ходом речевой деятельности. Основными качествами монологической речи, как непрерывного диалога в контексте, являются связность и логичность, целостность и последовательность высказывания [11].
Таким образом, монологическая речь
– является наиболее сложным, организованным, произвольным видом речи, которая требует специального речевого воспитания. По мнению О.А. Нечаевой и Л.А. Долговой монологическую речь подразделяют на ряд разновидностей устной монологической речи:
описание (констатация
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаева О. В., Батакина В. Н., Умярова О. Н. Развитие связной речи у старших дошкольников //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2021. – №. 7-2. – С. 9-11.
2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 37-42.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. науч. ст. / отв. ред. А. М. Шахнарович. – М., 2017. – С. 4-16.
4. Афонькина, Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю. А. Афонькина. – Волгоград : Учитель, 2018. – 50 с.
5. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Просвещение, 2019. - 248 с.
6. Богданович М. А. Коррекция монологической связной речи старших дошкольников с онр средствами детской художественной литературы //Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович, к. э. н. – 2023. – С. 14.
7. Бахметова Э.М., Бондаренко Е.В., Стрелкова А.Н. Развитие речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/629446 (дата обращения 12.012024)
8. Белоглазова Е. А., Зоркина С. А. Развитие монологической связной речи в дошкольном возрасте //Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. – 2021. – С. 293-297.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2019. – 1008 с. 60
10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2021. – 166 с.
11. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду [Текст] : этнопедагогич. подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – М. : Сфера, 2020. – 141 с.
12. Детская практическая психология [Текст] / Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса; под ред. Н. Н. Богдан. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2021. – 116 с.
13. Детство [Текст] : пример. образоват. программа дошкол. образования / О. В. Акулова [и др.]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб. : Детство-Пресс, 2019. – 344 с.
14. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст] : метод. рук. для работников дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова [и др.]. – М. : Линка-Пресс, 2021. – 224 с.
15. Егорова У. Г. Работа с родителями по развитию связной речи у старших дошкольников //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2020. – Т. 22. – №. 74. – С. 21-25.
16. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. В. Елкина. – М., 2019. – 16 с. 61
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] : дети с общ. недоразвитием речи: пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2011. – 112 с.
18. Железнова, С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении [Текст] / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. – Ульяновск : Дошк. образов. , 2021. – 72 с.
19. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : Наука, 2018. – 159 с.
20. Занков, Л. В. Начальное обучение и вопросы дидактики [Текст] / Л. В. Занков // Народное образование. – 2017. – № 7. – С. 33-44.
21. Запорожец, А. В. Психология [Текст] : учеб. для пед. училищ / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2019. – 240 с.
22. Засорина, Л. Н. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования [Текст] / Л. Н. Засорина, Е. Н. Плюснина // Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 74-79.
23. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : метод. аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2016. – 80 с.
24. Игра и дошкольник [Текст] : развитие детей ст. дошкол. возраста в игровой деятельности: сб. ст. / под ред. Т. И. Бабаевой [и р.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2022. – 105 с.
25. Измайлова Р. Г., Шейнова Т. Г., Тимохина Т. В. Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 71-1. – С. 150-153.
26. Истоки [Текст] : базис. программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева [и др.] ; отв. ред. Л. Е. Курнешова. – М. : Карапуз, 2021. – 303 с.
27. Коробейникова И. Н. Основные характеристики связной речи //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2021. – №. 2-2. – С. 48-51.
28. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2018.- 160 с.
29. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 2-9. – 1988- 63 1992. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23268923 (дата обращения: 21.01.2024).
30. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. – М., 2018. – С. 312-31.
31. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 2015. – 307 с.
32. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена. – Л., 2011. – Т. 35: Развитие связной речи у дошкольников. – С. 54-63
33. Мастюкова Е.М. , Жукова,Н.С. , ФиличеваТ.Б.. Логопедия.. Логопедия. Основы теории и практики М.2018, с.287
34. Мазур М. В. Особенности связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки. – 2020. – С. 158-160.
35. Недорезова Е. А. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2020. – С. 457-459.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2018. - 705 с
37. Талипова О. А., Гатауллина Р. Ф., Галимова Р. З. Формирование связной речи у дошкольников с дизартрией средствами художественной литературы //Педагогический вестник. – 2020. – №. 14. – С. 110-112.
38. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г.
39. Шаховская С.Н. Логопатопсихология. Автор: Шаховская С.Н. Издание: Книга по Требованию. Год: 2011
40. Якубинский, Л.П. О диалогической речи. Избранные работы: язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. - М.: Просвещение, 2016. - 366 с.