Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Роман Андрея Терентьевича Губина «Молоко волчицы» был впервые опубликован в журнале «Октябрь» в 1968 г. в Москве, позднее в 1970 г. – в Ставрополе. Сам автор определил жанр произведения как роман, а точнее - «хронику нашей станицы». Произведение охватывает целый пласт жизни терского казачества, раскрывает яркие образы на примерах истории человеческих судеб. Роман «Молоко волчицы» писатель считал главным делом своей жизни. Это произведение, в котором корни его самого, корни многих важных для него убеждений. Андрей Губин начал писать роман еще будучи 22-летним юношей. Работа над «Молоком волчицы» длилась около двадцати лет - с 1947 по 1967 год. Это были непростые годы.
В курсовой работе «Художественная концепция казачества в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы» мы постараемся максимально изучить творческое наследие писателя Андрея Терентьевича Губина (1927 - 1992) на примере его романа «Молоко волчицы», проследить, как на страницах романа раскрывается жизнь казачества.
Актуальность исследования состоит в том, что творчество А.Т. Губина все еще остается малоизученным. Осмысление творчества писателя должно происходить с позиции сегодняшнего дня. Кавказ остается хранителем и местом продолжения традиций казачества. К сожалению, в силу быстроразвивающихся современных веяний многие традиции исчезают и нуждаются не просто в сохранении, но и в своем восстановлении. Роман А. Губина здесь приобретает бесценную значимость по причине запечатления концепции казачества, а потому более тщательное его изучение поможет в сохранении культурно-исторического пласта.
Цель курсовой работы состоит в исследовании художественной концепции казачества в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы»
Задачи:
- проанализировать биографию А.Т Губина
- изучить содержание романа «Молоко волчицы»
-познакомиться с различными источниками литературы и авторами, занимающимися изучением темы романа А.Т. Губина «Молоко волчицы»
- дать характеристику художественной концепции казачества в романе А. Губина «Молоко волчицы»
- определить философию образов, как носителей лучших традиций народов и выразителей идеалов казачества
Объект исследования – роман А.Т. Губина «Молоко волчицы»
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников литературы.
Глава 1 – «Биография А.Т. Губина и анализ источников литературы по теме романа» - посвящена обращению к биографии писателя и изучению различных истоков литературы по теме творчества А. Губина. В 1-ой части главы мы рассмотрим биографию А.Т. Губина и выявим, что повлияло на его интерес к истории казачества.
Во 2-ой части главы мы обратимся к анализу источников, существующих по изучению романа А.Т. Губина «Молоко волчицы». Мы рассмотрим труды критика Батуриной Т.П., писателя А. Рутько, писателя С.Я. Подольского, исследователя В.Н. Белопольского, нашего современника Шумейко Ю.А., литературоведа Т. Чёрной, писателя Найденко С.Г., кандидат филологических наук Юсупова И.Н. А также кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы «Ставропольского государственного педагогического института» - человека, посвятившего множество трудов творчеству А.Т. Губина, нашего современника Откидач Н.А.
Также постараемся проследить связь романа А. Губина «Молоко волчицы» с традициями казачества, определить место и роль образов и символов, выражающих традиционные формы мышления казачества, оказавших влияние на его структурное своеобразие, обращение писателя к казачьему фольклору.
Глава 2 – «Художественная концепция казачества в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы» и характеристика главных героев». В 1-ой части данной главы мы приступим непосредственно к изучению темы курсовой и погружению в концепцию казачества в романе.
Во 2-ой части главы обратимся к главным героям романа и на их примере проследим, как отражается изучаемая нами концепция казачества.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ А.Т. ГУБИНА И АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ РОМАНА
1.1. Биография А.Т. Губина
О характере своего дарования А. Губин писал в своем дневнике: «Все думают, что я писатель, а я - поэт» [1]. И это очень верное утверждение. Природа слога Андрея Терентьевича очень поэтична и пронизывает все его творчество и в особенности – роман «Молоко волчицы». По известным данным первоначально роман был написан в стихах, фрагменты которых вошли вставками в прозаически написанный текст. Так и появился особый стиль романа, где тесно сплелись элементы драмы, эпики и лирики.
Родился Андрей Терентьевич Губин 17 октября 1927 года в г. Ессентуки в казачьей семье. Исторической родиной своего рода Андрей Терентьевич считал Великий Новгород, при этом его прадед по отцовской линии значился терским казаком. Именно он принимал участие в обустройстве курортов городов Кавминводской группы. По свидетельству А. Т. Губина, дед его Борис Андреевич за проявленную личную удаль в молодости даже ходил в помощниках атамана. Отец – Терентий Борисович Губин родился в 1897 году в станице Ессентукской, в своей семье он был восемнадцатым ребёнком [9]. До 1929 года Терентий Борисович вместе с женой Марией Васильевной занимался единоличным хозяйством. Он построил добротный дом, находившийся на 5-й Покровской улице, что на самой окраине Ессентуков (ранее станицы Ессентукской). Таких больших домов было мало, его объявили кулацким и отобрали в коллективизацию. На сегодняшний день это дом № 89 по улице 9-го Января отмечен мемориальной доской [9]. В своей семье он с молоком матери впитал в себя быт и рассказы о казаках. В память о матери он взял частичку ее девичьей фамилии – Тристан [4].
В 1935 году Андрей пошёл в школу в г. Чарджоу. А в 1936 году семья Губиных вернулась в родные края, где переходила с одной по съёмной квартиры в другую, а потом сняла комнату в доме Гордиенко в станице Кисловодской. Отец Андрея устроился кондитером в санаторий «Минутка».
Биографию А.Т. Губина без сомнения можно назвать интересной и необычной. Во время захвата немцами территории 1942-ого года он был пастухом. Во время Великой Отечественной войны на фронте погиб старший брат А. Губина – Дмитрий, оставив неизгладимый отпечаток на жизни писателя. С тех пор Губин «вооружился» антивоенным мировосприятием и испытывал подмеченную среди многих ненависть к войнам. Антивоенная тема буквально стала одной из главных в его творчестве. Писателей же он воспринимал как отряд борцов за мир, стоящих на передовой. Андрея Терентьевича беспокоила не только закончившаяся Отечественная война, но и возможная Третья мировая – термоядерная. Развитие же науки и техники писатель рассматривал с позиции возможных в будущем военных последствий и катастроф.
В октябре 1944 года Андрей поступил в железнодорожное училище №1 города Минеральные Воды в группу помощников паровозных машинистов. Однако, его позвал «ветер странствий», и в 18 лет Андрей отправился набираться жизненного опыта – «…захотелось посмотреть свет – куда ведут опоры высокого напряжения». Путешествовал Губин часто на крыше поездов. Так он вскоре оказался в Риге [9].
После войны Губин в январе 1947 года он уехал в Москву. Ведя кочевой образ жизни, ночевал то в общежитии у знакомых студентов, то в котельных, то в подвальном помещении мастерской скульптора [9].
Работал в колхозе молотобойцем, пожарником паровозным кочегаром, а затем машинистом первого класса на транспортных судах Рижского морского порта. Так он побывал в Находке и Владивостоке. Еще работал на паровозе и вел заметки со своими наблюдениями и впечатлениями [4].
9 сентября 1950 года в городе Находка он женился на Ирине Юрьевне Смирновой. А 15 сентября 1951 года у них родилась дочь Вера. К этому времени А.Т. Губин возвращается в свой родной город. В автобиографии писатель напишет: «Вернулся на Кавказ с сумкой трофеев – записных книжек». Человек, прошедший торными путями жизни, Губин испытал многое. Будучи романтиком по натуре, обладавшим неугомонной энергией и удивительной работоспособностью, он находился в поисках смысла жизни, исколесив практически всю страну. В его записной книжке под заглавием «Я, Андрей Губин, жил по адресам…» значилось 33 адреса, по которым он был прописан [9].
Первые произведения А. Губина появились в 1951 году в газете «За Родину». Именно там он стал работать корректором, а позже был литературным сотрудником. Образование А.Губин получил в 1959 году, окончив сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. После писатель стал жить литературным трудом. Он много печатался в журналах «Октябрь», «Смена», альманахе «Ставрополье». В 1966 году в Ставрополе вышел первый сборник произведений писателя «Афина Паллада», который он посвятил своей жене М. Н. Губиной [4].
Над главным романом своей жизни «Молоко волчицы» писатель работал около 20 лет работал. Впервые роман был опубликован в шестом номере журнала «Октябрь» в 1968 году. В 1969 году он вышел отдельным изданием в Москве, а в 1970 году – в Ставрополе [4].
Губин признавал человеческую душу – единственным предметом искусства. Назначение искусства, по его мнению, «должно быть не просто о жизни, но главным образом в защиту жизни». Считая литературу действительным учебником жизни, выходу в свет романа писатель придавал огромное общественное значение, поэтому и смысл служения литературе он видел в создании нравственного здоровья в обществе, связывая данное положение с гражданской позицией автора: «Вот почему гражданственность – ее первейшее качество» [25: с. 313].
Для Андрея Терентьевича не было главной задачей написать как можно больше литературных трудов, больше всего его заботило качество: «Пусть я буду автором нескольких книг, но настоящих, таких, которые не уберешь с полки и за которые не будет стыдно» [17: с. 50]. Начинающему автору он советовал положить жизнь на одну, но зато настоящую книгу. У него был девиз: брать на себя только королевские задачи. Губин не был уверен, что справится с ними, но такая творческая установка способствовала активации всех творческих ресурсов и максимальной реализации творческого потенциала.
Когда писатель брался за «Молоко волчицы», он ясно осознавал: «Что и как ни напиши о казаках после Шолохова, все это будет мизерным» [12: с. 345]. И тем не менее он не испугался и не отступил. И замыслы романов «Траншея», «Антисемит», «Белая нефть» он считал глобальными по масштабу [12: с. 346].
Писатель скончался 6 марта 1992 года, оставив на своем рабочем столе 12 романов – «12 камней на Млечном пути Вселенной». Именно так он озаглавил весь свой цикл. Маргарита Николаевна, жена писателя, будучи журналисткой, посвятила всю свою жизнь пропаганде его книг и задалась целью – опубликовать неизданные книги мужа. Но в 1997-м, к сожалению, всех потрясла новость о зверском убийстве журналистки и сожжении ее тела в степи под Ессентуками. Она была музой, верным другом и соратником А.Т. Губина, хранительницей памяти о нем [7].
После ухода из жизни писателя в городах Кавминвод улицам, некоторым школам и библиотекам дали его имя. В Кисловодске открыт памятник-барельеф Губину. На домах, связанных с его жизнью и творчеством, установлены мемориальные доски. В школе № 8 г. Ессентуки и № 19 г. Кисловодск созданы музеи. А 1997 год, благодаря правительству края и администрации Кавминвод, вовсе был объявлен годом писателя. Имя А.Т. Губина получило всероссийскую известность, и благодаря тому, что жива о нем память – он продолжает жить [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батурина Т.П. Критическая ворожба на страницах «Кубани». [О творчестве А. Губина] // Ставрополье, № 1. Ставрополь, 1973. С. 77-79.
2. Бахтин М.М. Искусство и ответственность. К философии поступка / М.М. Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. – Киев, 1994. – 384 с.
3. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1987. – 205 с.
4. Борщуков В.И. История литературы и современность: методологические проблемы изучения истории рус.совет. лит. – М.: Наука, 1972. – 338 с.
5. Головко В.М. Герменевтика литературного жанра: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 184 с.
6. Губин А.Т. Молоко волчицы. М.: Современник. 1978. – 589 с.
7. Губин А.Т. Еще не потерял интереса// Кавказская здравница. – 1971. – 28 января. – С.3
8. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 333 с.
9. Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма: литературная критика. 2-е издание. – М.: Худож. лит., 1978. – 413 с.
10. Найденко С.Г. «Сказание о казаках» А. Губина (По страницам романа «Молоко волчицы») // Русский язык и региональная языковая культура: история и современность: материалы региональной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2003. – С. 186-191.
11. Откидач Н.А. О самобытности как определяющей черте творческого наследия А.Т. Губина // Творческая индивидуальность писателя: теоретические аспекты изучения. – Ставрополь: СГУ, 2008. – 228 – 232 с.
12. Откидач Н.А. Проблемы современности на историческом материале произведений А. Губина // Педагогическая наука и практика – региону. Материалы IX региональной научно-практической конференции. – Ставрополь: СГПИ, 2007. – 345 – 347 с.
13. Откидач Н.А. Тема казачества в творчестве М.А. Шолохова и А.Т. Губина // Шолоховская весна – 2008. Материалы Международной конференции. Часть I. – Ставрополь: Филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 18 – 21
14. Откидач Н.А. К творческой биографии А.Т. Губина // Вопросы Кавказской филологии. – Нальчик. – 2010. – № 7. – 231 – 239 с.
15. Откидач Н.А. Сохранение памяти об истории казачества как одна из основных тем в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы» // Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы II Международной научно-практической конференции. Том IV. – Невинномысск: НИЭУП, 2009. – 247 – 249 с.
16. Откидач Н.А. Книги в творческой судьбе А.Т. Губина // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии. Материалы VII Международной научной конференции. – Майкоп: АГУ, 2010. – 128 – 131 с.
17. Откидач Н.А. Творческая личность А.Т. Губина (по материалам писем, воспоминаний, эссе, интервью) // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп: АГУ. – 2010. – № 3. – 49 – 54 с.
18. Откидач Н.А. К истории создания и публикации романа А.Т. Губина «Молоко волчицы» // Художественный мир Юга России: синтезное мышление, диалог культур. Материалы Международной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2010. – 216 – 219 с.
19. Подольский С. Творящее одиночество// Кавказская здравница, 1993. – 3 марта. – С.3.
20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
21. Рутько А. Земля дорогих могил.// Кавказская здравница. – 1971. – 5 марта. – С.3.
22. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Академический проект, 2004. – 992 с.
23. Федотова С.В. Три концепции человека в литературе Серебряного века // Вестник ТГПУ, выпуск 6 (50). – Тамбов, 2005.
24. Храпченко М.Б. Системный анализ литературы // Вопросы литературы, № 3, 1975.
25. Чекалов П. Организация творческого процесса А.Т. Губина // Литературное Ставрополье. – 2011. – № 2. – 309 – 318 с.
26. Чёрная Т. С уважением к человеку // Творчество. – Ставрополь, 2002. – С.182-187.
27. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска в 2-х т. М., 2013.
28. Юсупова И.Н. Этно-ментальные основы творчества А. Губина // Пятигорск: Технологический университет, 2002. – 140 с.
Электронные ресурсы
1. Юсупова И.Н. Художественная концепция казачества в романе А. Губина «Молоко волчицы» в контексте северокавказских литератур [Электронный ресурс]. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01000134510?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 09.01.2024).
2. Ценностная составляющая концепта «казачество» в тексте романа А.Т. Губина «Молоко волчицы» Шумейко Юлия Александровна [Электронный ресурс]. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1436109292 (дата обращения: 09.01.2024).
3. Биография А.Т. Губина [Электронный ресурс]. URL: https://kislovodsk-cbs.ru/literaturnyj-kislovodsk/gubin-a/54-biografiya (дата обращения: 09.01.2024).
4. Откидач Н.А. А.Т. Губин: творческая биография писателя и ее художественное воплощение [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006550205 (дата обращения: 09.01.2024).
5. Шумейко Ю.А. Социальные аспекты идеи человека в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы» // Филология и литературоведение. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/12/1099 (дата обращения: 12.01.2024).
6. А.Т. Губин «Молоко волчицы» https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/151004-andrej-gubin-moloko-volchicy.html
7. Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края
«Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова» [Электронный ресурс]. URL: http://opac.skunb.ru/index.php?url=/notices/index/IdNotice:620826/Source:default (дата обращения: 16.01.2024).
8. Батурина Т.П. Гавань мастеров. [О А. Губине] / Батурина Т. Приглашение на стеклянную гору. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1979. С. 126-141 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2014/12/1100 (дата обращения: 12.01.2024).
9. Андрей Губин. Биография [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/author/428379-andrej-gubin (дата обращения: 17.01.2024).
10. Судьба ставропольского гения. [Электронный ресурс]. URL: https://stav.aif.ru/culture/event/158355 (дата обращения: 17.01.2024).