Фрагмент для ознакомления
2
Изобретательство в современном мире осознается как важнейший и первоочередной аспект развития общества, так как создает инновации в разных отраслях жизнедеятельности, направленные на создание прогрессивных технологий, продуктов, методик и т.п.
Помимо общественно-значимого аспекта изобретательской деятельности есть еще и экономический аспект. Совершенно очевидно, что современным компаниям сложно конкурировать и бороться за увеличение рыночных и коммерческих показателей если они стоят на месте и не предоставляют своим потребителям и рынку новые продукты, услуги, сервис, рекламные кампании. В этом случае производитель становится не интересен и продукт его деятельности уже не вызывает одобрение. Учитывая, что конкуренты всегда стараются опередить соперника, что инновации становятся одним из наиболее эффективных инструментов конкурентной борьбы.
В данном инновации обеспечивают компании возможность постоянной модификации и совершенствование бизнес-процессов, продуктов и услуг в соответствии с потребительскими ожиданиями и требованиями, тенденциями развития рынка и потенциальными предпочтениями.
Более того, инновации помогают улучшить показатели деятельности компании в условиях кризиса и позволяют сформировать потенциал для прорыва, усиления рыночных позиций, повышении конкурентоспособности.
Проблема заключается в том, что не во всех компаниях процесс разработки инноваций воспринимается как часть процесса развития. Встречаются ситуации, когда предприятия не считают заниматься креативом и проводить исследования на предмет выявления инноваций.
Также на данный момент методология разработки инноваций и распространения не доведена до совершенства и требует активной доработки, новых исследований, прикладного обоснования применительно к определенным типам предприятий. В связи с этим тема разработки концепции изобретательства и распределения инноваций представляется особенно интересной и актуальной.
Объектом исследования является процесс мобильного изобретательства и распространения знаний.
Предмет исследования – мобильное изобретательство и распространение знаний.
Цель исследования заключается в анализе мобильного изобретательства и распространения знаний в современном мире.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд исследовательских задач:
- рассмотреть понятие и сущность инноваций;
- определить влияние изменений в потребительском поведении на разработку инноваций;
- изучить значение изобретений и инноваций в условиях глобальных рынков.
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что отражается в большом количестве научных трудов, посвященных ее изучению.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных в области инноваторства и распространения знаний таких авторов, как Maliranta Mika, Mohnel Pierre, RouvinenPetri, Алексунин А.К., Барышева А.В., Геращенко М.М., Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г., Якушева А.Н., Чехова А.Ю. и других.
Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные и прикладные исследования, труды отечественных и зарубежных ученых в области изобретательства, инноваций и распространения знаний.
В процессе исследования используются следующие методы: анализа и синтеза, сравнительный метод, исторический анализ, математические методы оценки эффективности и другие.
1. РОЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИКИ
1.1.История изобретательства
Изобретения – это ноу-хау, инновации, которые изменяют жизнь человека, привносят в него больше удобства, выгоды, пользы и т.п. Именно поэтому к изобретателям всегда было особое отношений. В России изобретены множество технических средств, изменившие историю человечества: талантливый русский ученый Д.И. Виноградов открыл секрет изготовления фарфора, русский ученый-агроном А.Т. Болотов предложил использовать многопольные системы в земледелии взамен патриархальному трехполью, ученый с мировым именем В.Н. Ипатьев работал в области органической химии, и открыл гетерогенный катализ, Н.И. Кибальчич за несколько дней до казни разработал проект реактивного летающего аппарата для полета в космос, персональный компьютер, по мнению некоторых авторов, был изобретен в 1968 году советским конструктором А.А. Гороховым, который назывался «программирующий прибор» и многие другие открытия и изобретения.
В истории развития советского изобретательства период 1924 - 1931 гг. — так называемый «патентный период» — занимает особое место. В связи с переходом от военного коммунизма к новой экономической политике в нашей стране возник новый хозяйственный механизм, основанный на самостоятельности предприятии, на дальнейшем развитии товарно-денежных отношений, на конкурентных отношениях между предприятиями. Он требовал своего закрепления в виде новой патентной охраны изобретений. Разработанный в 1921—1924 гг. и принятый 12 сентября 1924 г. Закон «О патентах на изобретения» был приспособлен к условиям производства с привлечением частного капитала к хозяйственному строительству и на условиях и в границах, установленных советской властью. Патентным законом 1924 г. предусматривалась только одна форма охраны изобретений — патент, право на изобретение закреплялось за патентообладателем.
Патент — документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение, исключительное право патентообладателя на изобретение.
В 1924—1931 гг. сложилась целая сеть изобретательских органов — Высшие (всесоюзные и республиканские) руководящие органы по изобретательству, изобретательские органы среднего звена управления (при краевых, областных СНХ, трестах, главных управлениях, синдикатах), местные изобретательские органы (при производственных и транспортных предприятиях).
Большая роль в развитии изобретательства принадлежала массовым общественным организациям — Всесоюзному обществу изобретателей (ВОИЗ) (1932—1938 гг.), Всесоюзному обществу изобретателей и рационализаторов (ВОИР) — с 1959 г. по 1992 г., а с 1992 г. — Всероссийскому обществу изобретателей и рационализаторов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1979 г. был учрежден ежегодный Всесоюзный день изобретателя и рационализатора, который празднуется в последнюю субботу июня месяца, и этот праздник пока никто не отменял.
В настоящее время выдачей патентов занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Присуждаются почетные звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации» и «Заслуженный рационализатор Российской Федерации». В 2005 году в Роспатент от российских изобретателей поступило около 24 тысяч заявок на выдачу патентов, было выдано 19,5 патентов на изобретения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и периодическая литература
1. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебное пособие /И.Л. Мудров. - М.: Высшая школа, 2015.
2. Алексунин А.К. Маркетинг /А.К.Алексунин. - М: Дашков и К., 2015.
3. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. – М. : Юрайт , 2011. - 711 с.
4. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. – М. : Дашков и К° , 2016. - 380 с.
5. Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем // Экономические отношения. — 2012. — № 1 (3). — c. 3-9.
6. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. - М.: Высшая школа, 2008.
7. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. 3-е изд./И.С. Березин. - М.: Вершина, 2008.
8. Брагин Л.А. Технология розничной торговли / Л.А. Брагин Л.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2016.
10. Геращенко М.М., Шерстобитова Т.И. Подходы к определению сущности маркетинга инноваций // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-2. – С. 321-325
11. Голова А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009, - №6, - С. 34-37
12. Дыбская В.В. Организация взаимодействия логистики и маркетинга как средство повышения конкурентоспособности фирмы // Логистик. – 2007, - №7, - С.31-35
13. Есина О. Антикризисный маркетинг // Маркетолог. - 2008, - №8, - С.38-43
14. Денякина Л. М. Мотивация сотрудников к инновационной деятельности // Справ. рук. образовательного учреждения. - 2008. - N 8. - С. 22-26
15. Ефименко А.З. Маркетинговый анализ и управление развитием предприятий / А.З. Ефименко. - М.: АСВ, 2008
16. Инновационный менеджмент: учебник. – М. : Вузовский учебник , 2015. - 463 с.
17. Ковальская, К. В. Маркетинговый подход к разработке новых товаров / К. В. Ковальская, Ю. Г. Варава ; Киев. нац. ун-т им. Т. Шевченко // Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: III Международная научно-практическая конференция : сборник научных статей (Брест, 26-28 апреля 2012 г.) / V Брестский инвестиционный форум; [редкол.: П. С. Пойта и др.]. - Брест , 2012. - С. 127-129.
18. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью: Учебное пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - Саратов.: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2009.
19. Маннапов А. Система управления инновационной деятельностью в организации / Альберт Маннапов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С. 98-104.
20. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2005.
21. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник / Б.А. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2006.
22. Тимофеев М.И. Особенности организации маркетинговой деятельности / М.И. Тимофеев. - М.: ИНФРА-М, 2007.
23. Траут Дж. Траут о стратегии / Дж. Траут. - СПб.: Питер. - 2008.
24. Судник В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия // Справочник экономиста. – 2000, - №4, - С.31-36
25. Тодосийчук А. В. Управление инновационной деятельностью // Проф. образование. - 2008. - N 2. - С. 10-11
26. Чернышова В.Ю. Основные направления распространения знаний среди населения. // Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансированию терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности [Текст] : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 20 апреля 2017 г.). Московский финансово-юридический университет МФЮА. – М. :МФЮА, 2017. С.45
27. Чехов А.Ю. Обусловленность устремлений: выбор и обоснование стратегий инновационного развития предприятий / Анна Юрьевна Чехова // Креативная экономика. - 2013. - № 4. - С. 67-73.
28. Шустов А. А. Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 258-263.
29. Яушева А.Н. Инновационная политика ритейла // Магазин. – 2012, -№5, - С.21-24
30. Maliranta,Mika; Mohnen, Pierre; Rouvinen,Petri(2009): Is inter-firm labor mobility a channel of knowledge spillovers? Evidence from a linked employer-employee panel. Industrial and Corporate Change, 18, 1161-1191.
31. Palomeras, Neus; Melero, Eduardo(2010): Markets for Inventors: Learning-by- Hiring as a Driver of Mobility. Management Science, 56, 881-895.
32. Singh,Jasjit; Agrawal, Ajay(2011): Recruiting for Ideas: How Firms Exploit the Prior Inventions of New Hires. Management Science, 57, 129-150.