Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности позволяет оказывать государственное и негосударственное содействие человеку, или группе людей, с целью предоставления помощи. Это позволяет обеспечить необходимый культурный, социальный и материальный уровни жизни тому, кто в этом испытывает необходимость.
Социальная работа с населением –это вид профессиональной деятельности, который направлен на жизнеобеспечение и улучшение качества жизни отдельных слоёв населения страны. Социальная работа осуществляется государственными, региональными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями. Социальная работа ведётся на диагностическом, коммуникативном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.
Чаще всего социальная работа имеет свои смежные сферы с научной и профессиональной деятельностью, к которым относят психологическую, социологическую, педагогическую, правовую сферы. Исследования в данной области позволяют определить сущность и реальную деятельность социальных работников с той, или иной группой населения. Малообеспеченные группы и категории населения могут включать в себя безработных людей, низкооплачиваемых работников, пенсионеров с низкими доходами, многодетные семьи, людей с инвалидностью и др. речь идёт о всех уязвимых группах населения, и прежде всего, о малообеспеченных семьях.
Семья – это один из наиболее старых институтов человеческого сообщества. Семья за время своего существования прошла достаточно сложный путь своего развития. Семья была и остаётся той ячейкой общества, которая осуществляет наиважнейшие социальные функции. И можно говорить о том, что чаще всего речь идёт о семьях, как малообеспеченных группах населения. Причины этого могут быть самые различные.
Безусловно, одинокие люди тоже могут быть отнесены к малообеспеченным слоям населения, и именно различного рода социальная работая, проводимая по отношению ко всем этим группам населения чаще всего определяет причины и проблемы их малообеспеченности.
Семья – это прежде всего источник прироста населения, в связи с чем, совершенно не случайно по отношению к малообеспеченным семьям в России проводится различного рода социальная работа, практически по всем направлениям.
В обществе нередко возникают ситуации, когда сами семьи и дети в семьях нуждаются в поддержке государства. Периодически некоторые семьи попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало. Чаще всего это неполные семьи, где мал семейный доход. Это могут быть семьи беженцев или вынужденных переселенцев, семьи безработных или семьи с детьми-инвалидами, неблагополучные или многодетные семьи. У таких семей часто возникают похожие проблемы – финансовые, медицинские, проблемы с трудоустройством и др.
Для решения подобного рода проблем, практически во всех государственных структурах функционируют различного рода программы социальной работы с населением. Работа такого рода приобретает технологичный характер, поскольку запросы на социальную работу лишь возрастают с течением времени. С населением проводят всевозможные тестирования и анкетирования.
Качество жизни и экономический прогресс также можно оценивать по степени благополучия членов общества и социума. В обществе часто возникают ситуации, когда люди нуждаются в поддержке государства. Периодически некоторые люди попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало. В связи с чем, можно отметить актуальность рассматриваемой проблемы.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования различных формы и методов социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения.
Объект исследования: процесс социальной работы с малообеспеченными группами населения.
Предмет исследования: формы и методов социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения.
Задачи:
1. Провести анализ понятия Малообеспеченные группы населения как объект социальной работы.
2. Изучить формы и методы социальной работы с малообеспеченными группами населения.
3. Описать опыт практической работы специалистов с малообеспеченными группами населения.
4. Проанализировать деятельность специалистов по социальной работе при организации взаимодействия с малообеспеченными группами населения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и социально-психологической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения
1.1. Малообеспеченные группы населения как объект социальной работы
Под социальной работой понимают особый вид деятельности. Целью данного вида деятельности является необходимость удовлетворения интересов различных групп общества, прежде всего, социально гарантированных. В рамках реализации социальной работы для повышения жизненного уровня малообеспеченных групп населения, социальной службой разрабатываются и создаются все те условия, которые гарантированно восстанавливают и улучшают условия жизни нуждающихся в этом людей. Главное при этом – обеспечение социальных гарантий со стороны государства. Имеются в виду государственные обязательства, которые выполняются по отношению к определённым группам людей. Как правило, эти люди имеют определённого рода проблемы [10].
Проблемы эти могут иметь самый разнообразный характер, медицинский, финансовый, территориальный и др. Социальные службы позволяют успешно решать все возникшие проблемы. Под социальной работой понимают профессиональную деятельность, которая заключается в оказании помощи, как отдельному человеку, так и группам людей. Это осуществляется с целью улучшения или восстановлении способности субъектов к наиболее благоприятному социальному функционированию в определённый момент времени.
Целенаправленная социальная работа создаёт определённые условия, которые способствуют реализации этих целей в обществе. Достаточно часто это связано с профессиональной деятельностью людей, поскольку многие из них нуждаются в помощи при трудоустройстве, переобучении и др. Это также решение проблем, связанных с реализацией социальной политики в сферах труда, права, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения и др.
Как видно из того охвата областей деятельности социальной работы, предусмотрен достаточно большой объём деятельности, которая с течением времени становится лишь актуальнее.
К основным направлениям социальной работы с населением, относят:
-воспитательно-профилактическое направление;
-реабилитационно-оздоровительное;
-досуговое;
-информационно-консультативное;
-содействие трудовой занятости;
-социальная поддержка.
Все направления социальной работы непрерывно совершенствуются. Это также происходит при реализации тех, или иных форм социальной работы. Всё чаще в этих случаях используются технологичные методы работы, которые предусматривают получение того заданного результата, который был рассмотрен при постановке целей и задач конкретной технологии социальной работы. К малообеспеченным категориям населения относят различные группы людей, которые находятся в неблагополучном материальном положении. Они часто испытывают трудности в удовлетворении своих основных потребностей, прежде всего в питании, жилье, сохранности здоровья и получении образования. Это безработные, пенсионеры с низкими доходами, многодетные семьи, люди с инвалидностью и другие уязвимые группы населения.
Малоимущими признаются те семьи или люди, чей доход ниже установленного в настоящее время, прожиточного минимума. При расчёте в данном случае учитывается не общефедеральный прожиточный минимум, а тот, который определен в конкретном субъекте РФ, где проживает семья.
Технология социальной работы – это деятельность её субъектов по обеспечению наиболее благоприятных социально-экономических условий дальнейшего развития каждого человека. Такого рода деятельность нацелена на конкретный деятельностный результат. Она, несомненно, способствует социальному становлению личности и полноценного участия субъекта в жизни общества. К примеру, содержание воспитательно-профилактической социальной работы базируется на поддержке самореализации людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 192с.
2. Бурменская, Г.В. Возрастно - психологический подход к консультированию детей и подростков. [Текст] / Г. В Бурменская., Е.И Захарова., О. А Карабанова - М.: 2015. - 206 с.
3. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное несовершеннолетних: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / И.С. Ганишина. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2016. – 283с.
4. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России:
Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. [Текст] / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. - М.: Издательство БЕК, 2012. - 560 с.
5. Зыбина, Г.В. Социальные технологии работы с семьями [Текст] / Г.В. Зыбина // Социальная работа. – 2017. - No5. – С.30-32.
6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы основы
семейного консультирования: Учеб. Пособие [Текст] / О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.
7. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько - М.: АРГУС, 2009- 267с.
8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов [Текст] / Под ред.В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
9. Николаева, А. Е. Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в учреждениях социальной защиты / А. Е. Николаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 722-725. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38327/ (дата обращения: 17.01.2024).
10. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб. пособие [Текст]/ В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.
11. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие [Текст] / Олиференко Л.Я., Шульга Г. И., Дементьева И. Ф. - М.: Издательский центр «Академия», - 2002. - С. 59.
12. Павленок, П.Д., Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2009. - 560 с.
13. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие [Текст] / П.Д. Павленок. - 9-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
14. Социальная работа: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2013. С. 295 - 296.
15. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей [Текст] / Целуйко В.М. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 272 с.