Фрагмент для ознакомления
2
В процессе своей деятельности предприятия сталкиваются с проблемами повышения эффективности производства. Эффективность деятельности предприятия напрямую связана с вопросом управления затратами. Этот вопрос является одним из более важных и сложных в экономике предприятий, т.к. именно затраты предприятия представляют собой основу для расчета цен на продукцию предприятия, от точности учета которых зависит прибыль предприятия и его будущая деятельность.
Актуальность курсовой работы обусловлена и тем, что каждое предприятие, осуществляющее свою хозяйственную деятельность, производство продукции, оказание услуг или выполнение работ, сталкивается с формированием себестоимости и поиском путей ее снижения.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Кубанские масла», предприятие, производящее масло-жировую продукцию.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе управления затратами на производство и реализацию продукции.
Актуальность темы исследования позволила сформулировать цель: определение путей снижения затрат на производство и реализацию продукции предприятия на основе их комплексной оценки.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции,
провести анализ затрат на производство и реализацию продукции предприятия ООО «Кубанские масла»,
разработать мероприятия, направленные на снижение затрат на производство и реализацию продукции предприятия.
Вопросами управления затратами на производство и реализацию продукции предприятия занимались такие ученые-экономисты, как Афоничкин А.И., Лукасевич И.Я., Низовкина Н.Г., Румянцева Е.Е., Толпегина О.А., Чалдаева Л.А. и другие. Вопросами снижения себестоимости для пищевой промышленности занимались такие ученые-экономисты, как Арсеньева Н.В., Григорьян Ю.А., Кудрявцева Т.Ю., Пименова Н.С. и другие.
Для достижения целей в ходе работы использованы следующие методы: анализ, сравнение, вертикальный, горизонтальный, балансовый, графический.
Практической основой работы является бухгалтерская отчетность ООО «Кубанские масла» за 2020-2021 гг.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические основы управления затратами на производство и себестоимости продукции
1.1 Сущность, состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия приводят их к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
В российских рыночных условиях хозяйствования финансовая результативность предприятий определяется, главным образом и напрямую, политикой управления затратами. Главными целями управления затратами является их максимальное снижение, исходя из коммерческих целей экономического субъекта. Формирование обоснованного подхода к управлению затратами позволяет определить варианты их снижения и оценить возможности для повышения отдачи от использования ресурсов. Это, в совокупности, способствует повышению финансовой результативности предприятия [12].
Затраты представляют собой стоимостную оценку всех ресурсов, которые используются в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия: материальных, трудовых, внеоборотных активов и прочих средств и предметов труда [7]. Как правило, затраты связаны с формированием расходов, непосредственно относимых на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Себестоимость же включает в себя и указанные затраты, и накладные расходы, которые косвенно связаны с деятельностью предприятия.
Помимо категории «затрат» в экономической теории встречаются такие понятия как «издержки» и «расходы»; к соотношению данных терминов относятся по-разному: одни воспринимают их в качестве синонимичных (Дмитриева И.М., Захаров И.В., Калачева О.Н.) [14], другие выражают одну категорию как составную часть другой (Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э.) [17].
Теория затрат был разработана английским ученым Рикардо Д. в его труде «Начала политической экономии и налогового обложения» в 1817 г. В его основе идея о том, что «реальная стоимость товара равноценна издержкам производства», а под издержками автор понимал, как затраты труда, так и затраты капитала [22].
Ученые на протяжении всех времен развития экономики обращались к теме затрат (издержек / расходов). В настоящее время также нет универсального подхода к определению данных понятий (таблица 1.1) [14, 17, 22].
На основе имеющейся информации относительно данных понятий сформируем видение их соотношения. За основу возьмем категорию «издержки», которая представлена во всех временных рамках: явные издержки (прошлый и настоящий период), включают фактические денежные расходы: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты; неявные издержки (будущий период), то есть «выплаты, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования» [24].
Разнообразие подходов к трактовке сущности термина «затраты» повлияло на возникновение их различных форм классификаций.
Таблица 1.1 – Определение терминов «затраты», «расходы», «издержки»
Фрагмент для ознакомления
3
1 Арсеньева Н.В. Эффективность управления затратами предприятия в современных условиях // Вестник университета. – 2020. – №6. – С. 5-10.
2 Афоничкин А.И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Методология: учебник и практикум для вузов. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 217 с.
3 Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности организаций: учеб. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 318 с.
4 Берзон Н.И. Корпоративные финансы: учеб. пособие / Под общ. ред. Н.И. Берзона. – М.: Юрайт, 2024. – 212 с.
5 Бобошко Н.М. Финансово-экономический анализ: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2020. − 383 с.
6 Бердичевская В.О. Учет затрат на производство и реализацию продукции и калькулирование себестоимости продукции: учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 159 с.
7 Бирюкова О.А. Проблемы распределения управленческих расходов // Вестник Российского университета кооперации. – 2021. – №2. – С. 13-18.
8 Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 547 с.
9 Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 328 с.
10 Васин С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 404 с.
11 Воронина М.В. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: Дашков и К, 2021. – 400 с.
12 Воронова Е. Ю. Управленческий учет: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 428 с.
13 Гасин Ф.М. Стратегическое управление затратами // Экономические науки. – 2020. – № 9. – с 170-172.
14 Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник / И.М. Дмитриева, И.В. Захаров, О.Н. Калачева; Под ред. И.М. Дмитриевой. – М.: Юрайт, 2024. – 358 с.
15 Гоголев Ю.А. Резервы снижения себестоимости продукции на предприятии // Вестник Национального института бизнеса. – 2020. – №3. – С. 119-124.
16 Григорьян Ю.А. Аналитический обзор методов управления затратами и себестоимостью продукции организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №1. – С. 71-74.
17 Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2018. 298 с.
18 Екимова К.В. Финансовый менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2024. – 381 с.
19 Клочкова Е.Н. Экономика предприятия: учебник для вузов. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 382 с.
20 Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции: учебник и практикум для вузов. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 377 с.
21 Нехайчук Ю.С. Управление себестоимостью как фактор повышения эффективности использования ресурсов организации птицеводства Республики Крым // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – №2. – С. 276-279.
22 Низовкина Н.Г. Управление затратами предприятия (организации): учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 187 с.
23 Нормова Т.А. Источники снижения себестоимости продукции // Вестник академии знаний. – 2022. – №2. – С. 161-165.
24 Пименова Н.С. Стратегическое управление затратами на предприятии в условиях конкурентной среды // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №5. – С. 23-26.
25 Погодина Т.В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 351 с.
26 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 456 с.
27 Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 360 с.
28 Румянцева Е.Е. Экономический анализ: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 381 с.
29 Синицкая Н.Я. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 196 с.
30 Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для вузов. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 610 с.
31 Чалдаева Л.А. Экономика организации: учебник и практикум. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 344 с.
32 Шадрина Г.В. Управленческий и финансовый анализ: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024. – 316 с.
33 Шадрина Г.В. Экономический анализ: учебник для вузов. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 461 с.
34 Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 374 с.
35 Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебник для академического бакалавриата. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 321 с.