Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня все больше областей человеческой жизни зависит от роботов и их применения. Среди систем с искусственным интеллектом в последнее десятилетие важную роль играют дистанционно пилотируемые летательные аппараты. Они известны как беспилотные летательные аппараты (далее – БПЛА). Сегодня эти системы используются не только в гражданской жизни (например, в курьерских службах, для наблюдения за территорией), но и в военной. Все больше стран начинают использовать БПЛА в качестве более дешевого дополнения к дорогостоящим по военным меркам штурмовикам. Эта проблема становится все более актуальной с развитием технологий, снижающих зависимость оружия с искусственным интеллектом от человеческой координации и позволяющих ему работать в полностью автоматизированном режиме.
19 августа 2020 года Правительство РФ утвердило Концепцию № 2129-р по разработке нормативных правовых актов в области искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года (далее - Концепция ). Принятая Концепция представляет собой комплекс правовых инструментов, призванных устранить пробелы в действующем законодательстве в рассматриваемой сфере, а также конкретизирует векторы деятельности в области робототехники и искусственного интеллекта, затрагивая, в частности, вопрос регулирования беспилотных технологий. Основная задача данной Концепции - определить направление развития в решении правовых проблем с целью формирования самостоятельной правовой плоскости, позволяющей регулировать развитие технологий искусственного интеллекта и робототехники.
Разработка беспилотных летательных аппаратов - одно из самых перспективных направлений современной военной авиации. БПЛА и беспилотники уже существенно изменили тактику ведения боевых действий, и в ближайшем будущем их значение будет только возрастать. Прогресс в разработке беспилотных летательных аппаратов - это, пожалуй, самое важное достижение в современной авиации за последние десятилетия.
БПЛА используются не только военными, но и активно применяются сегодня в гражданском секторе. Они используются для аэрофотосъемки, патрулирования, геодезической съемки, мониторинга различных объектов и даже для доставки грузов на дом. Однако в разработке новых систем БПЛА лидируют военные.
Степень разработанности. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Альбиков И. Р., Гуркина К.А., Зорина Н.С., Зорин Д.Н., Мотасова Д.Д., Полетыкин Д.А. и другие авторы.
Целью исследования является анализ проблем правового регулирования использования беспилотных летательных аппаратов в Калининградской области: организационно-нормативный, управленческий и политический аспекты.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть генезис беспилотных летательных аппаратов;
2.выявить особенности применения БПЛА в различных сферах социальных отношений;
3.исследовать политическое значение фактора применения дронов во внутригосударственной политике и внешнеполитических отношениях;
4.рассмотреть нормативное регулирование применения БПЛА в РФ, выявить проблемы и перспективы развития;
5.определить феномен БПЛА в политике современной России (на примере договоры между Ираном и России) разные сферы политики использования;
6.охарактеризовать нормативно-правовое регулирование и его роль в политической жизни БПЛА в Калининградской области.
Объект исследования составили общественные отношения в сфере использования беспилотных летательных аппаратов в Калининградской области.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования использования беспилотных летательных аппаратов в Калининградской области.
Информационную базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; материалы правоприменительной практики.
Методы научного исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем использования беспилотных летательных аппаратов в Калининградской области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке мер, направленных на совершенствовании норм законодательства, регулирующих особенности использования беспилотных летательных аппаратов в Калининградской области.
Содержание работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1 Беспилотные летательные аппараты: история создания и развития, сферы использования
1.1 Генезис беспилотных летательных аппаратов
Сегодня разработкой и созданием беспилотных летательных аппаратов занимаются многие специализированные конструкторские бюро, компании и энтузиасты. Области применения этих аппаратов расширяются, а их количество постоянно увеличивается. Большой спрос на беспилотники обусловлен их многочисленными преимуществами, главным из которых является защита жизни летного экипажа. Кроме того, важны такие положительные факторы, как низкие эксплуатационные расходы, компактность, эффективность, экологичность, низкая стоимость БПЛА, большая дальность и продолжительность полета, а также возможность многоцелевого применения .
Интересны этапы развития и характеристики БПЛА.
Беспилотные летательные аппараты - это летательные аппараты без экипажа. Они созданы для съемки, мониторинга и выполнения других задач на объектах на земле в режиме реального времени с воздуха.
Всю историю БПЛА можно разделить на такие хронологические этапы:
I. 1849 - начало XX века: примитивные попытки и первые экспериментальные испытания по созданию БПЛА, начало построения учеными (К.Э. Циолковский, И.В. Мещерский) теоретических основ аэродинамики, теории полета и расчетов летательных аппаратов. В этот период в БПЛА преобладали аэростатические принципы полета.
II. начало XX века - 1945 год. - поскольку этот период пришелся на середину двух мировых войн, почти все БПЛА были разработаны для военных целей. БПЛА представляли собой самолеты-снаряды с малой дальностью и продолжительностью полета.
III. 1945 - 1960 г.г. - беспилотные самолеты-разведчики; период расширения классификации БПЛА по целевому классу; основным профилем БПЛА стали разведывательные операции.
IV. 1960 г.- по назначению (транспортные (ZALA 421-06), разведывательные (Cypher), ударные (MQ-1A Preditor), истребительные, бомбардировочные, наблюдательные (Aerosonde)), по аэродинамической схеме (вертолетная (Fire Scout), самолетная: нормальная, «бесхвостка», «летающее крыло», «утка», конвертируемая), продолжительности полета (малой (Boeing X-48), средней (Cl-227 Sentinel), большой), способу старта (аэродромного (Fire Scout), вертикальный взлет (Eagle Eye), запуск с руки (RQ-11 Raven), запуск с мобильной пусковой установки (IAI Harhy), запуск с катапульты сап Eagle)) и способу посадки (на аэродром, падение на уловитель, свободный спуск на парашюте (CL-289)) и другим признакам.
История беспилотных летательных аппаратов началась не в небе, а на воде: в конце XIX века, а точнее в 1899 году, знаменитый изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и представил публике первый в мире радиоуправляемый корабль.
Несмотря на общий посыл Николы Теслы, следующий "дрон" оказался не кораблем, а самым обычным летательным аппаратом: в 1910 году военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг, вдохновленный успехом братьев Райт, сконструировал "дрон", управляемый не человеком, а часовым механизмом. В определенное время он предложил построить летательный аппарат, который бы сбрасывал крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на новизну и экстравагантность идеи, Кеттеринг получил добро и сумел построить несколько действующих моделей, получив финансирование от армии США. Однако, несмотря на несколько испытательных полетов с разной степенью успешности, проект провалился и так и не был использован в боевых действиях во время Первой мировой войны.
Однако настоящий прорыв беспилотника XX века произошел в 1933 году. В том году британские инженеры разработали первый беспилотник.
Проект назывался DH.82B Queen Вее (Приложение 1 рис.1) и представлял собой восстановленную модель биплана Fairy Queen, который дистанционно управлялся по радио с борта самолета. Именно этому беспилотнику суждено было стать самолетом-мишенью будущих асов и зенитчиков: DH.82B Queen Вее служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.
Неудивительно, что во время Второй мировой войны ни Германия, ни Советский Союз, ни США не смогли пройти мимо подобных инноваций. Например, хотя Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно продемонстрировали свою мощь в боевых действиях в Средиземноморье, для серийного производства предназначались не они, а ракета "авиационный снаряд" Фау-1 (Приложение 1 рис. 2), а после 1942 года - Фау-2. Однако, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина, в Советском Союзе во время Второй мировой войны запланированные проекты так и не были реализованы. Результатом его усилий стал проект беспилотной летающей ракеты с дальностью полета более 100 км и скоростью 700 км/ч, но, как уже говорилось, этот проект остался только на бумаге. Однако в 1941 году Советский Союз использовал тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного летательного аппарата, чтобы успешно взорвать мост .
США, следуя примеру Великобритании, наладили серийное производство беспилотного самолета Radioplane QQ-2 и использовали его в качестве самолета-мишени. Кроме того, во время Второй мировой войны компания Radioplane построила для ВВС США около 15 000 беспилотников, включая такие модели, как QQ-3 и QQ-14. Создателем этих беспилотников был Денис Ридженатарту, успешный актер тридцатых годов XX века, родившийся в Англии. Однако позже он увлекся радиоуправляемыми моделями и в 1934 году открыл собственный магазин в качестве хобби. Однако наиболее удачной американской разработкой можно считать беспилотный штурмовик Interstate TDR-1, который соперничает с Fow-1 и может считаться первым в мире беспилотным самолетом с таким типом и особыми характеристиками. TDR-1 использовался до 1944 года под обозначениями XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3 R-1, XTD3R-2 и TD3R-1, было выпущено несколько модифицированных вариантов. Однако, несмотря на обилие модификаций, сам TDR-1 был заказан только на более чем 180 самолетов, а TD3R-1 - на 40 самолетов, но впоследствии эти заказы были отменены.
Несмотря на то, что БПЛА стали активно применяться США и СССР только после Второй мировой войны, в настоящее время США считаются основным лидером в разработке и использовании БПЛА.
В 2012 году общее количество БПЛА, состоящих на вооружении ВВС США, составляло 7 494 единицы, а пилотируемых БПЛА - почти 11 000. Помимо США, следует отметить Россию, Израиль и Великобританию, которая в настоящее время обладает растущим флотом БПЛА, а также отмечает важность технологических разработок в этой области.
На сегодняшний день в мире ведутся работы над созданием новых БПЛА с увеличенным временем полета (Приложение 2 рис. 3) и более тяжелых аппаратов, способных решать задачи в самых сложных условиях.
Создаются БПЛА, предназначенные для уничтожения баллистических ракет, беспилотники-истребители и микробеспилотники, способные действовать большими группами (роями).
Разработка БПЛА ведется в десятках стран мира, в этой области работают тысячи частных компаний.
Некоторые из новейших БПЛА уже обладают высокой степенью автономности, а в ближайшем будущем беспилотники смогут выбирать цели и принимать решения об их уничтожении. Насколько гуманно оставлять судьбы живых людей в руках равнодушных и безжалостных машин.
Преимущества беспилотных летательных аппаратов:
-значительно меньшие габаритные характеристики по сравнению с обычными БПЛА, что снижает стоимость и повышает живучесть БПЛА;
-можно создавать небольшие БПЛА, способные выполнять различные задачи на поле боя;
-БПЛА могут вести разведку и передавать информацию практически в режиме реального времени;
-БПЛА не ограничиваются использованием в особо тяжелых боевых условиях, где аппараты подвержены высокому риску быть уничтоженными. Вполне возможно пожертвовать несколькими БПЛА для решения особо важных задач;
-в мирное время можно сократить количество летных операций (на несколько порядков) по сравнению с подготовкой летного состава, необходимой для обычных БПЛА;
-высокая боеготовность и мобильность;
-потенциал предоставления небольших, простых и высокоманевренных беспилотных систем для недесантных войск;
Наряду с несомненными преимуществами современные БПЛА имеют и некоторые недостатки:
-недостаточная гибкость в применении по сравнению с обычными самолетами;
-многие проблемы, связанные со связью, посадкой и спасением, еще не до конца решены;
-уровень надежности беспилотников все еще уступает традиционным самолетам;
-во многих регионах полеты беспилотников в мирное время ограничены по целому ряду причин.