Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современное общество столкнулось с проблемой недостаточного формирования духовности и нравственности в образовательном пространстве, в котором задействованы обучающиеся и педагог. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям, которые непосредственно оказывают влияние на формирование личности и развитие обучающихся. Работы Н.Е. Щурковой оказывают эффективное влияние на школьников, в процессе их воспитания.
Образовательное учреждение остается основным социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Процесс воспитания является одной из основных категорий педагогики, отражающий ее сущность и содержание.
Одновременно с воспитанием тесно идет процесс обучения, который является важным фактором поэтапного развития индивидуума. Современная образовательная система призывает использовать как можно больше возможностей и ресурсов для эффективной воспитательной и образовательной деятельности с целью улучшить подходы к использованию педагогических технологий и разнообразить круг применения этих технологий в процессе обучения.
Учёные и специалисты в области педагогики утверждают, что игровые технологии обладают рядом достоинств, которые улучшают учебно-воспитательный процесс. Например, они позволяют преодолеть пассивность учащихся в процессе учебного занятия, развить и сформировать познавательный интерес к учебному предмету. Поэтому необходимо в воспитательной и образовательной деятельности использовать игровые технологии, так как они способствуют развитию обучающихся при изучении иностранного языка и других учебных предметов и стимулируют их познавательную активность, позволяя актуализировать их потребности и внимание.
В настоящее время игровые технологии очень востребованы, поскольку данные технологии в обучении применялись и продолжают использоваться как способ передачи информации в целях образования и воспитания детей. Они создавались и развивались для максимально эффективного воздействия на обучающихся, подвергая изменению их восприятие к самому процессу обучения.
В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Изучением проблемы детской игры занимались психологи и педагоги различных времен (Э. Берн, Л.С. Выготский, Е.В. Титова, Й. Хёйзинг, Д.Б. Эльконин и др.).
Анализ современной науки и практики позволяет выделить противоречие между возможностью применения игровых технологий в воспитательной деятельности и недостаточностью разработанности педагогических условий их применения в процессе воспитания. Таким образом, выявленное противоречие позволяет определить проблему исследования: каковы педагогические условия применения игровых технологий в воспитательной деятельности?
В соответствии с выявленной проблемой определена тема курсового исследования: «Применение игровых технологий Н.Е. Щурковой в воспитательной деятельности».
Цель работы: изучение и обоснование необходимости использования игровых технологий Н.Е. Щурковой в воспитательной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет исследования: применение игровых технологий Н.Е. Щурковой в воспитательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого – педагогические основы применения игровых технологий Н.Е. Щурковой в воспитательной деятельности.
2. Определить особенности организации воспитательной деятельности.
3. Выявить критерии, показатели и средства измерения применения эффективности применения игровых технологий Н.Е. Щурковой в воспитательной деятельности.
4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия применения игровых технологий Н.Е. Щурковой в воспитательной деятельности.
5. Проанализировать педагогический опыт применения игровых технологий в воспитательной деятельности.
6. Разработать базу упражнений по применению игровых технологий.
В соответствии с целью и задачами исследования и, учитывая специфику предмета исследования, выбраны методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Психолого – педагогические основы применения игровых технологий в воспитательной деятельности
1.1. Теоретическая сущность игровых технологий по Н.Е. Щурковой
Этически и нравственно воспитанным является человек, который владеет нравственными знаниями, навыками и соответствующими умениями. Человек всегда и везде будет себя вести в соответствии с этими установками. Эти мотивы и установки побуждают его к определённому поведению в социуме.
Под воспитанием понимают систематическое и целенаправленное воздействие на поведение, сознание и чувства воспитанников с целью формирования соответствующих личностных качеств, в том числе, морально – этических, которые должны соответствовать требованиям общественной морали [9]. В основе игровых технологий лежат ключевые понятия «игра», «игровая ситуация» и «педагогическая технология». Прежде чем рассмотреть определение понятия «игра», необходимо обратиться к истории возникновения данного понятия.
Игра как одно из явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.
В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций.
Анализ литературы свидетельствует о распространенности изучения понятия игры. Многие ученые пытались определить понятие игры, в трудах которых исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности.
Э. Берн определяет игру как «серию последовательных дополняющих скрытых транзакций, приводящих к четко определенному предсказуемому исходу. Игры четко отличаются двумя важнейшими признаками: скрытыми мотивами и наличием «выигрыша», конечного вознаграждения, ради которого ведется игра» [6].
Л.С. Выготский в своих научных трудах определяет игру как пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок [12]. Е.В. Титова определяет игру как воображаемую или реальную деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения [28].
Д.Б. Эльконин дает следующее определение. Игра – это такая деятельность, которая воссоздает социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности [35]. Все перечисленные выше определения отражают сущность игры, которая применяется в педагогическо-воспитательной деятельности.
Однако, за основу курсового исследования мы возьмем определение понятия игры, данное профессором и доктором педагогических наук Надеждой Егоровной Щурковой, которое подчеркивает точный и однозначный смысл данного понятия. Она определила игру, как деятельность, предписанную самой природой развития человека, целевое содержание которой придает весомость каждому моменту игры, содержащей в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладающая возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Игра, как педагогический метод, способствует стимулированию активности детей в различных видах деятельности и предполагает постановку цели, связанную с достижениями как материальных, так и духовных результатов.
Цель игровых технологий – создать полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий и уровня развития детей. Структура игровых технологий включает в себя:
- целеполагание, которое подразумевает постановку образовательной цели, ее научное и педагогическое обоснование;
- планирование, включающее в себя подбор методов, форм и средств достижения поставленной цели, определение этапов проведения технологии;
- реализация цели, означающая достижение поставленной цели путем организации игр, упражнений и заданий, в соответствии с составленным планом;
- анализ полученных результатов.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Н.Е. Щурковой были выдвинуты фундаментальные принципы игровых технологий:
1. Первый принцип. Ориентация на социально-ценностные отношения. Педагог предъявляет детям объекты мира с точки зрения значимости их для жизни человека. Добро, Истина, Красота раскрываются для школьника в обыденной жизни, в самых обычных вещах и формах.
2. Принцип субъектности. Под ним понимают неуклонное содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения.
3. Принятие ребёнка как данность. Это означает признание права ребенка на уважение его личности.
Согласно педагогической технологии Н.Е. Щурковой, современные подходы в воспитании и обучении по ФГОС перекликаются со следующими принципами:
-аксиологический принцип;
-принцип ориентации на идеал;
-принцип персонификации;
-принцип следования нравственному примеру;
-принцип диалогического общения;
-принцип системно-деятельностной организации воспитания.
ФГОС на каждом образовательном уровне, начиная с дошкольного образования, регламентирует, помимо учебной деятельности, обеспечивать процесс развития и воспитания детей. Современный учитель в своей профессиональной деятельности использует различные образовательные технологии, которые позволяют реализовать триединую образовательную цель, обучение, воспитание и развитие детей. При этом существуют отдельные развивающие технологии, которые оказывают большое воспитательное воздействие на субъект. В основе воспитательных технологий чаще всего лежат игровые методы и приёмы.
Этически и нравственно воспитанным является человек, который усвоил многие нравственные знания и навыки. Он ведет себя в соответствии с ними в любых ситуациях. Соответствующие мотивы побуждают его к определённому поведению в обществе. Духовно – нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, который направлен на формирование гармонично развитой личности. Также речь идёт о развитии ценностно – смысловой сферы субъекта, посредством сообщения ей духовно-нравственных и иных ценностей.
В ходе учебно-воспитательного процесса педагоги обеспечивают воспитание субъекта в целом. Речь может идти о трудовом воспитании, эстетическом, патриотическом, нравственном, экологическим и др. Как любое другое воспитание, нравственно – этическое воспитание педагоги обеспечивают в ходе целостного учебно – воспитательного процесса. Педагог в образовательном процессе всегда реализует триединую образовательную цель, воспитание, развитие и обучение субъекта. В инновационной образовательной модели учитель, в отличие от традиционной модели реализует предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты.
В традиционной образовательной среде учитель формировал у школьника знания, умения и навыки средствами своей учебной дисциплины. Формирование у школьника лишь знания, умения и навыки говорит о том, что в традиционной модели образовательный результат был нацелен на процесс обучения. В условиях реализации ФГОС учебно – воспитательный процесс должен быть реализован в условиях системно – деятельностного и личностно ориентированного подхода. Можно говорить о том, что в современной образовательной среде требования к образовательному результату изменились, и к процессу воспитания и развития школьника предъявляются такие же требования, как и к процессу обучения. Каждая школа сегодня имеет свою программу воспитания.
Сегодня каждый педагог в рамках своей учебной дисциплины формирует у него предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты. Образовательный реализуется на основе личностно ориентированного обучения. Это означает, что каждый ученик сегодня должен демонстрировать индивидуальные результаты, в том числе и в процессе воспитания. Метапредметные результаты, представлены в ФГОС на каждой образовательной ступени универсальными учебными действиями (УУД). Сами УУД, в свою очередь представлены регулятивными, познавательными и коммуникативными действиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абачиев, С.К. Основы нравственных ценностей [Текст] / С.К. Абачиев. – Москва. – 2010. – 472 c.
2. Андреев, В.Н. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного развития [Текст] / В.Н. Андреев. – Казань, 2012. – 272 с.
3. Александрова, И.Б. О некоторых особенностях блогов [Текст] /И.Б. Александрова // Русская речь. – 2017. – No 4. – С. 49–54.
4. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
5. Ахмедьянов, А.Г. Экзистенциальные основы духовно-нравственного воспитания [Текст] / А.Г. Ахмедьянов. – Москва, – 2012. –150 с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений) / URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/02/Bern-E.-Igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.pdf (дата обращения 25.01.2024).
7. Богуславская, Н.Е. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Н.Е. Богуславская // Молодой ученый. – 2014. – No 9. – С. 458–460.
8. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст] / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
9. Власова, О.В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность [Текст] / О.В. Власова. – Саратов, 2011. – 54 с.
10. Владимир Путин призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее и продолжать борьбу с фальсификациями истории URL: https://www.kommersant.ru/doc/2956353 (дата обращения 14.01.2024).
11. Вырщиков, А.Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 271 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. URL: https://ds232.centerstart.ru/sites/ds232.centerstart.ru/files/archive/Выготский%20Л.С.%20Психология%20развития%20ребенка.pdf (дата обращения 25.01.2024).
13. Гринев, В.И. Воспитание патриотизма на уроках истории / В.И. Гринев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — No 5.648 (109.6). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26985/ (дата обращения 13.01.2024).
14. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
15. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
16. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
17. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь Русского Языка. URL: https://reallib.org/reader?file=671102 (дата обращения 25.01.2024).
18. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс].URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 13.01.2024).
19. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4 томах (Малый академический словарь) / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-russkogo-jazyka-v-4-tomah-malyj-akademicheskij-slovar/ (дата обращения 25.01.2024).
20. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
21. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
22. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
23. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
24. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марьенко. – Москва, 2005. – 219 с.
25. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - No 1. - С. 93 - 101.
26. Парменов, А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Пенза: ИПК и ПРО, 2000. Ч. 2. С. 54—62.
27. Селиванова, О.К. Формирование ценностныхориентаций обучающихся [Текст] / О.К. Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. – No 10. – С. 21–23.
28.Титова В.Е. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания. URL: https://human.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2014/1/titovaev.pdf (дата обращения 25.01.2024).
29. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности / Т.Ж. Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745 (дата обращения 12.01.2024).
30. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед общество, 2009. - 48 с.
31. Щуркова, Н.Е. Собрание пестрых дел: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.:Новая школа, 2010. - 56 с.
32. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: Просвещение, 2002. - 211 с.
33. Щуркова, Н.Е. Классный руководитель: игровые методики / Н.Е. Щуркова. - М. 2000. - 56 с.
34. Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. -М, 2012- 82 с.
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. URL: https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры.pdf (дата обращения 25.01.2024).
36. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека – фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. – 2011. – No 2. – С. 11–18.