Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики предприятия создаются и функционируют в условиях рентабельности. При этом большинство предприятий ориентируются на достижение победы в этой борьбе, которая должна быть не разовой, не случайной, а представляет результат постоянных и эффективных усилий предприятий. Реализация этой цели зависит, прежде всего, от рентабельности и коммерческого успеха продукции предприятия, т.е. от того, на сколько продукция данного предприятия лучше аналогичной продукции других предприятий.
На сегодняшний день, одной из глобальных проблем для предприятий является сохранение рентабельности и коммерческого успеха деятельности предприятия путем поддержания активности, в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды.
Факторы коммерческого успеха являются располагающими для увеличения прибыли и успешной конкурентной деятельности на любом предприятии.
Повышение эффективности управления предприятием во многом зависит от оценки его конкурентоспособности на рынке производства и продажи продукции. Предприятие, обладая конкурентоспособными преимуществами, могут не только повысить эффективность своего производства, но и увеличить прибыль, тем самым обрести коммерческий успех. Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной работы является рассмотрение планирования и распределения прибыли предприятия, закрепление и расширение теоретических знаний по планированию прибыли, приобретение навыков и опыта научно-исследовательской и практической работы в области внутрифирменного планирования.
Для достижения поставленной цели, в работе решается ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты планирования рентабельности предприятия;
- проанализировать планирование прибыли на объекте исследования;
- дать рекомендации по совершенствованию процесса планирования прибыли.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Пром-Торг».
Предметом исследования выступает система и процессы планирования рентабельности в ООО «Пром-Торг».
Теоретической основой при написании работы послужили труды Алексеевой М.М., А.П. Градовой, Горемыкина В. А. и др., а так же монографическая литература и сайты сети Интернет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что бы раскрыть, основные понятия планирования рентабельности производства и пути повышения рентабельности производства ООО «Пром-Торг».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие, значение и задачи планирования рентабельности предприятия
Планирование и прогнозирование являются неотъемлемыми элементами управления экономическим субъектом и при их отсутствии сложно гарантировать успешное функционирование на рынке. Они имеют несколько важных функций:
1. Предсказание перспективы развития хозяйствующего субъекта на будущее.
2. Более эффективное использование всех доступных ресурсов.
3. Предотвращение риска банкротства.
4. Целенаправленная и эффективная реализация научно-технической политики.
5. Своевременное обновление товарной продукции с учетом рыночной конъюнктуры.
6. Улучшение финансовых результатов организации.
Важно отметить, что для выполнения этих функций планирование и прогнозирование должны быть основаны на научных принципах и методах [2].
Планирование - это определение расчетным путем необходимых значений ключевых экономических показателей, используя принятые нормативы, правила и методы, и также определение способов достижения этих показателей. Это необходимо для успешного функционирования в современных условиях.
Рентабельность является одним из основных показателей эффективности работы предприятий и уровня доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности разных предприятий обычно проводится в относительных показателях. Абсолютная величина прибыли не дает полной характеристики производственной и экономической деятельности предприятий. Для оценки результатов деятельности используются различные показатели рентабельности. Они отражают степень прибыльности предприятия, уровень его доходности и соотношение доходов к расходам [8].
В общем виде показатель рентабельности выражает соотношение суммы прибыли к затратам на ее получение. Российские предприятия используют два показателя рентабельности: для отдельных изделий и для всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли от производства или продажи соответствующей продукции к общим затратам на ее выпуск и продажу.
Систематический и формализованный подход к определению влияния планов менеджмента на прибыльность предприятия является планированием его рентабельности. Основными ресурсами предприятия являются люди, капитал и материалы, которые в свою очередь связаны с издержками. Предприятие генерирует продукты, услуги и социальные эффекты.
Для планирования и прогнозирования рентабельности предприятия финансовый менеджер делает прогнозы расходов и доходов. Затем руководство управляет комбинациями ресурсов, продуктов и услуг, чтобы достичь конечной цели предприятия.
Целью планирования рентабельности является выявление и оценка резервов роста прибыли и повышения рентабельности. Основными задачами анализа и планирования рентабельности организации являются:
- оценка динамики рентабельности за несколько лет;
- определение влияния факторов на изменение рентабельности деятельности организации;
- выявление резервов повышения рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию возможностей роста рентабельности.
Анализ прибыли производится в следующей последовательности.
1. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности.
2. Анализ распределения и использования прибыли отчетного периода.
Для анализа предоставляется информация из «Отчета о прибылях и убытках» (Приложение к балансу организации, форма № 2).
При сравнительном анализе рентабельности различных подразделений организации или ее конкурентов необходимо оценивать следующие показатели рентабельности:
- рентабельность продаж по прибыли от реализации;
- затраторентабельность по прибыли от реализации (рентабельность текущих затрат);
- ресурсорентабельность по прибыли отчетного периода (рентабельность ресурсов);
- рентабельность функционирующего капитала по прибыли отчетного года;
- рентабельность собственного капитала по прибыли отчетного периода [12].
Анализ рентабельности организации следует проводить по данным работы за год и по кварталам. При этом фактические показатели рентабельности за исследуемый период сравнивают с плановыми (расчетными) показателями и показателями за предыдущие периоды. Показатели за предыдущие периоды приводятся к сопоставимому виду с помощью индекса цен. Плановые показатели разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.
Затем изучают влияние факторов на показатели рентабельности и определяют резервы роста показателей рентабельности.
Для обеспечения роста рентабельности темпы роста прибыли должны опережать темпы роста используемых ресурсов или результата деятельности, т. е. выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
1.2. Методика анализа и порядок планирования рентабельности предприятия
Рассмотрим как анализируются показатели рентабельности и эффективности использования имущества предприятия. Эти показатели оценивают прибыльность деятельности компании и рассчитываются как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат. Они являются важными для принятия решений о вложении собственных средств в бизнес и позволяют оценить целесообразность деятельности компании.
Один из показателей - рентабельность оборота - характеризует эффективность операционной деятельности предприятия. Он рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке и помогает оценить прибыльность производства в целом. Этот показатель также может быть использован для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Средний уровень рентабельности продаж зависит от отрасли и может быть сравнен с показателями других предприятий или с плановыми показателями.
Рентабельность собственного капитала является наиболее значимым показателем в деятельности предприятия, так как он отражает эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. При расчете этого показателя учитывается чистая прибыль, которая после распределения станет доступной собственнику активов. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала [5].
Для повышения эффективности вложений предприятие может действовать в двух основных направлениях: увеличение чистой прибыли и уменьшение собственного капитала. Увеличение чистой прибыли может быть достигнуто путем увеличения объемов сбыта и рентабельности продаж. Уменьшение собственного капитала возможно благодаря эффективному управлению текущими активами и пассивами, а также снижению потребности в дополнительном финансировании.
Кроме того, в рассматриваемом исследовании предлагается использовать рентабельность чистых активов для оценки эффективности финансового рычага. Финансовый рычаг определяется как соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов и оценивается с учетом ставки банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов может повысить рентабельность собственного капитала.
Таким образом, для оценки целесообразности вложений в бизнес необходимо сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с другими возможностями размещения свободных ресурсов, учитывая факторы риска. Для полного понимания формирования итогового показателя рентабельности собственного капитала следует рассмотреть промежуточные показатели, включая рентабельность чистых активов и эффективность финансового рычага [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеенко, И.А., Каёв, Ю.А. Факторы повышения прибыли и рентабельности / И.А. Авдеенко, Ю.А. Каев // Новая наука: От идеи к результату. 2020. № 5-1 (84). С. 112-114.
2. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 400 с.
3. Аскеров, П.Ф., Цветков, И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: Учебное пособие / П.Ф. Аскеров, И.А. Цветков: Под общей редакцией П.Ф.Аскерова. – М.:ИНФРА-М, 2015. – 176с.
4. Арефьева, С.Г., Демчук, О.В. Проблемы функционирования механизма управления прибылью и рентабельностью предприятия / С.Г. Арефьева, О.В. Демчук // Символ науки. 2021. № 9-1 (21). С. 57-60.
5. Билалова, Л.А., Насретдинова, З.Т. Анализ показателей рентабельности предприятия / Л.А. Билалова, З.Т. Насретдинова //Международный студенческий научный вестник. 2022. № 5-5. С. 665-665a.
6. Бузаева, Н.А. Анализ прибыльности и рентабельности предприятия / Н.А. Бузаева // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 4 (8). С. 136-139.
7. Быкова, Н. Н. Понятие рентабельности предприятия / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. 2020. №29. С. 372-374.
8. Васильченко, Е.И., Покусаев, В.Ю. Взаимосвязь между ликвидностью, финансовым циклом и рентабельностью / Е.И. Васильченко, В.Ю. Покусаев // Актуальные вопросы экономических наук. 2020. № 50-2. С. 83-85.
9. Власова, В.М., Иванова, Н.А. Методологические вопросы анализа рентабельности (на примере рентабельности продаж)/ В.М. Власова, Н.А. Иванова // Актуальные проблемы экономики и управления. 2021. № 4 (12). С. 14-20.
10. Володин, А. А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2018. - 510 с.
11. Крейнина, М. Н. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации / М. Н. Крейнина // Планово-экономический отдел. 2020. № 11. С. 35–45.
12. Курбанова, П.Н. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и определение его рентабельности / П.Н. Курбанова // Новая наука: От идеи к результату. 2021. № 5-1 (84). С. 131-134.
13. Лбова, Н.О. Управление рентабельностью бизнеса / Н.О. Лбова // Актуальные вопросы экономических наук. 2022. № 16-1. С. 105-109.
14. Лупильцева, М.А. Основы и методика факторного анализа рентабельности / М.А. Лупильцева // Право. Экономика. Безопасность. 2020. № 3 (9). С. 89-92.
15. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Д.В. Лысенко. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 320с.
16. Лютова, М.Н., Коновалова, Н.О. Анализ прибыли и рентабельности предприятия / М.Н. Лютова, Н.О. Коновалова // Актуальные вопросы экономических наук. 2020. № 50-2. С. 103-107.
17. Млынарская, Т.И. Основные направления повышения рентабельности работы организации / Т.И. Млынарская // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2021. № 45. С. 270-276.
18. Никоненко, С.Ю. Система формирования показателей рентабельности коммерческой организации и факторы ее роста / С.Ю. Никоненко //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2021. Т. 4. № 4 (24). С. 139-143.
19. Морозова, С.Н., Кращенко, С.А. Оценка показателей рентабельности предприятия / С.Н. Морозова, С.А. Кращенко // Вестник международного Института управления. 2022. № 3-4 (139-140). С. 54-62.
20. Полюшко, Ю.Н. Анализ прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта / Ю.Н. Полюшко // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. № 9. С. 62-69.
21. Полюшко, Ю.Н. Рентабельность предприятия: понятие, сущность, виды, показатели / Ю.Н. Полюшко // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. № 7. С. 163-169.