Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Российская прокуратура на протяжении нескольких веков стоит на страже законности и правопорядка, являясь гарантом защиты прав и законных интересов граждан России. Несмотря на многочисленные трансформации, происходившие в российском государстве и обществе, прокуратура практически во все времена существовала как институт, основной задачей которого является установление и охрана режима законности, осуществление мер по устранению любых нарушений законодательства, невзирая на субъект нарушения.
Актуальность избранной для исследования темы заключается, прежде всего, в том, что принципы деятельности прокуратуры являются одним из базовых постулатов поддержания законности в стране. Однако, несмотря на решающее значение данного института прокурорского надзора, существует ряд актуальных проблем организации и деятельности прокуратуры, требующих решения. Наиболее важной является проблема недостаточности правовой регламентации принципов прокурорского надзора.
Цель исследования - комплексный анализ общих принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, а также специальных принципов, лежащих в основе реализации отдельных направлений деятельности прокуратуры.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1) определить понятие и значение основополагающих принципов организации и деятельности российской прокуратуры;
2) выявить систему основополагающих принципов организации и деятельности российской прокуратуры;
3) раскрыть содержание основных принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации;
4) изучить вопросы взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации и российской общественностью как средства реализации принципа гласности в деятельности прокуратуры РФ;
5) сформулировать выводы и предложения по теме исследования.
Объектом исследования в курсовой работе выступают отношения, возникающие в процессе реализации норм законодательства о прокуратуре Российской Федерации, закрепляющих основные руководящие идейные начала (принципы) организации и деятельности российской прокуратуры.
Предметом исследования являются конституционные нормы, а также нормы законодательства о прокуратуре Российской Федерации, закрепляющие принципы организации и деятельности российской прокуратуры.
Степень разработанности темы. Научный анализ принципов организации и деятельности российской прокуратуры проводился в работах таких ученых, как М. М. Черепанов, М. А. Аушев, М. В. Бызова, Ю. В. Семченко, В. И. Липендин, Л. В. Акопов, А. Ф. Смирнов.
Нормативно-правовой основой работы являются Конституция Российской Федерации Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» , приказы Генерального прокурора Российской Федерации, а также иные законы и подзаконные акты.
Методологическую основу исследования. Методологическая база основывается на проведённом анализе научных материалов, законодательства Российской Федерации, статей, журналов, посвященных деятельности прокуратуры РФ. При написании данной работы были использованы основные общенаучные методы, такие как: анализ, синтез, частноправовые: формально-юридический, историко-юридический, сравнительно-правовой.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА I. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и значение основополагающих принципов деятельности российской прокуратуры
Согласно положению, ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются следующие: единство и централизация, независимость, законность, гласность.
Зафиксированные в законах принципы организации и деятельности органов прокуратуры, «имеют исключительно общеобязательный характер, поскольку требование надзорного органа по их соблюдению является обязательным для всей системы органов государственной власти, общественных институтов, а также соответствующих должностных лиц, за деятельностью которых осуществляются прокурорский надзор» .
Данные принципы представляют собой исходные, основополагающие и фундаментальные правовые положения, которые определяют более существенные признаки и свойства не только организации, но и деятельности всех органов прокуратуры РФ, а также ее сущность и предназначение в государстве. Необходимы в реализации в производстве многогранной деятельности органов прокуратуры, прежде всего, при производстве прокурорского надзора.
Каждый государственный орган при осуществлении и организации своей деятельности руководствуется определенными идеями и положениями, которые лежат в основе закрепленных за этими органами полномочий. В теории такие исходные начала именуются принципами. Существуют общие так называемые «конституционные» принципы, на которых базируются все органы государственного механизма, но каждый орган, в том числе и прокуратура, имеет и собственные специализированные положения, отражающие специфику его работы
Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются основополагающие, руководящие положения, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы и взятые законодателем за основу правового регулирования .
Анализ принципов организации и деятельности органов прокуратуры показывает, что это предусмотренные в высшем нормативно-правовом акте России и в других правовых актах основные требования, выражающие государственное и политическое предназначение прокуратуры, устанавливающие задачи, полномочия и компетенцию прокуроров, а также сущность и характер средств и методов по производству прокурорского надзора за точным, неукоснительным и единообразным исполнением всех законов в государстве.
1.2. Система основополагающих принципов деятельности российской прокуратуры
Говоря в целом о принципах организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, необходимо прежде всего отметить разнообразие научных взглядов относительно их количества и состава. Согласно некоторым классификациям, все принципы организации и деятельности прокуратуры подразделяются на два основных вида:
а) общеорганизационные:
- законности;
- равенства всех перед законом;
- информационности;
- гласности;
б) специфические:
- централизации;
- единоначалия;
- уважения чести и достоинства личности;
- обязательности исполнений законных требований прокурора;
- императивности;
- убедительности;
- целесообразности.
Ю. Е. Винокуров и А. Ю. Винокуров делят всю систему принципов организации и деятельности прокуратуры на три группы:
а) общие основополагающие принципы, включающие следующие принципы:
- законности;
- централизации;
- единства;
- независимости;
- политической независимости (внепартийности);
- гласности;
- взаимодействия прокуратуры с другими органами;
- обязанности выполнения законных требований прокурора. Данные принципы закреплены в законодательстве о прокуратуре.
б) общеобязательные принципы деятельности прокуратуры:
- эффективность;
- профессионализм;
- гуманизм;
- справедливость;
в) внутриорганизационные принципы деятельности прокуратуры;
- взаимодействие структурных подразделений прокуратуры;
- зональный принцип распределения служебных обязанностей;
- предметный принцип распределения служебных обязанностей;
- предметно-зональный (смешанный) принцип распределения служебных обязанностей
В. Б. Ястребов подразделяет систему принципов организации и деятельности прокуратуры на два основных вида:
а) конституционные принципы;
б) принципы, установленные законом о прокуратуре и другими федеральными законами.
Таким образом, рассмотрев принципы организации и деятельности, которыми руководствуются органы и сотрудники прокуратуры при осуществлении возложенных на них полномочий, можно заключить, что данные принципы олицетворяют основные идеи функционирования органов прокуратуры, раскрывают сущностью их системы. Отказ от этих идей неминуемо повлечет за собой разрушение устоявшихся и действующих механизмов деятельности прокуратуры. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры тесно взаимосвязаны, из чего можно сделать вывод, что необходимо их полное обеспечение, так как при ослаблении хотя бы одного из них вся система органов прокуратуры претерпит изменения.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Особенности закрепления принципов деятельности прокуратуры в законодательстве Российской Федерации
В науке о прокурорской деятельности признано, что статья 129 Конституции РФ и статья 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации закрепляют принципы организации и деятельности современной российской прокуратуры, среди которых учеными практически единогласно выделяются такие принципы как принцип законности, единства, централизации, независимости и гласности. Однако, несмотря на то что статья 4 Закона о прокуратуре озаглавлена как «Принципы организации и деятельности Российской Федерации», указанная статья не содержит ни терминов названных принципов, ни определения понятий данных терминов.
Закон о прокуратуре в исследуемой сфере имеет ряд пробелов, поскольку не содержит формулировок понятий принципов организации и деятельности, тогда как эффективность прокурорского надзора зависит от соблюдения данных принципов. Отсутствие в законе терминов и определений принципов может привести к неправильному пониманию принципов организации и деятельности надзорного органа, что в свою очередь может повлиять на качество осуществления прокурорской деятельности.
Так, исходя из анализа пункта 1 статьи 4 Закона, в котором указано, что прокуратура Российской Федерации составляет единую и федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, учеными предложено, что прокуратуре присущ принцип единства и централизации .
Принцип независимости прокуратуры, по мнению ученых, «представлен в формулировке пункта 2 анализируемой статьи Закона о прокуратуре, согласно которой органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных органов» .
Если выводы о наличии принципов единства и централизации можно сделать на основе представленных определений прокуратуры как единой и централизованной системы, то говоря о принципе законности, мы вынуждены прибегать к положениям пункта 2 статьи 4, которые гласят, что прокуратура осуществляет полномочия в строгом соответствии с действующим на территории Российской Федерации законами. Тогда как расшифровка указанных полномочий дана в статье 1 Закона, согласно которой прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование и иные функции.
Учеными также принцип законности усматривается в положениях статьи 3 Закона о прокуратуре, в соответствии с которой полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяется Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами .
Кроме того, в пункте 2.1 статьи 4 указано, что прокуратура осуществляет свою деятельность гласно, в связи с чем учеными представлены мнения, что прокуратуре присущ принцип гласности.
Иные положения статьи 4 о неполитизации прокурорских работников, о невозможности совмещения иной оплачиваемой деятельности учеными рассматриваются по-разному. В науке представлены мнения, что «данные положения являются самостоятельными принципами, другими учеными рассматриваются как развитие принципа независимости .
Таким образом, статья 4 Закона о прокуратуре, призванная закрепить принципы организации и деятельности прокуратуры, фактически не содержит ни одного термина и определения терминов принципов организации и деятельности прокуратуры. Это приводит к тому, что в качестве принципа организации и деятельности прокуратуры можно принимать любое положение закона. Тогда как закрепление в законе терминов принципов способствовало бы правильному толкованию и применению закона.
Кроме того, без формулирования исследуемых принципов нельзя определить и сущность самой прокурорской деятельности, поскольку «именно принципы предопределяют все свойства и особенности данного вида государственной деятельности, его содержание, структуру, осуществление и отвечают на вопрос, каким должен быть прокурорский надзор, чтобы соответствовать своему назначению» .
Учеными нередко высказывались мнения о том, что термины юриспруденции должны трактоваться и пониматься однозначно всеми субъектами, применяемыми нормы права.
Юридический термин, «являясь видимым объектом, запечатленным в источнике права и несущим вполне конкретную правовую нагрузку, опосредованно, с помощью юридического понятия, отражает сущность правового явления или процесса» .
Однако, как указывает Ратинов А.Р., нередко правовые акты рождают многоголосицу, различное толкование, субъективизм, которые приводят к ошибкам в деятельности государственных органов, применяемых закон . В связи с чем юриспруденции крайне необходимо опираться на другие сферы наук, а не замыкаться в своих собственных представлениях и понятиях. Учеными отмечается, что при толковании законов важно использование данных таких наук как филология, семиотика, психолингвистика, прагматика речи, тогда как юристы часто не используют данные возможности, допуская ошибки и злоупотребление словом .
Именно юридические термины, по мнению Шабурова А.С., являются не просто техническим средством, но важнейшей научно-правовой категорией, обеспечивающей содержание прав, качество правовых актов и эффективность правового регулирования в целом .
Для формулирования же термина требуется словесное раскрытие его содержания. Без дефиниции, без установления границ одного понятия от других понятий термин существовать не может.
Понятие в юриспруденции в свою очередь отражает признаки, свойства, связи, отношения институтов и явлений правовой реальности, без которых нельзя сформулировать правовую норму.
Благодаря этим признакам понятия помогают отличить одни институты и явления от других смежных с ними институтов и явлений. Жеребкин В.Е. считает, что именно от понятия зависит конкретность и однозначность в праве .