Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие формы правления
Форма правления представляет собой порядок организации верховной государственной власти. Она отвечает на вопрос, как образуются высшие органы в государстве, что они собой представляют, а также каково их взаимодействие между собой, и какую роль в их образовании играет население.
Как пишет Иванов, «через понятие правления также определяются формальные источники и носители государственной власти».
Между тем, форма правления, как и любая другая форма государства — это далеко не константа, не постоянная его характеристика. Экономические, политические, социальные и иные процессы, происходящие в государстве, влияют на её содержание.
Гумплович писал, что «учение о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».
На форму правления прямое воздействие оказывает и исторический тип государства. Для рабовладельческого строя характерно было наличие и республик, и монархий.
Спарта представляла собой аристократическую республику, как и Древний Рим в период республики. Афины, напротив, были демократической республикой - власть избиралась населением. В то же время, существовали и восточные деспотии в Древнем Египте, Вавилонии, Древнем Китае как абсолютные монархии. [13] Никакого участия население в формировании органов власти этих государств оно не принимало. В эпоху феодальной государственности приоритет стал отдаваться монархиям, в буржуазное время - республикам.
В настоящее время преобладают государства с республиканской формой правления. Из более чем 220 стран 150 из них являются республиками.
Таким образом, форма государственного правления — это способ формирования высших органов государственной власти, отражающий место населения, которое оно занимает в их организации.
Традиционно элементами формы правления являются глава государства, правительство и парламент. От того, какое положение в системе государственных органов занимает тот или иной элемент, зависит разновидность правления.
1.2. Основные подвиды форм правления
В современной юридической литературе подход к классификации формы государственного правления сложился весьма однозначный.
Классическим классификационным критерием выступает статус главы государства, а также порядок организации и роспуска правительства.
Относительно представительного органа мнения расходятся. Но наличие этого органа вовсе не означает республиканскую форму устройства.
Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, ландтаги в Германии — всё это примеры сословных, но всё же представительных органов государства, которые отражали интересы различных социальных групп. [22] В то же время здесь везде присутствовали монархии, а не республики. Поэтому от данного критерия следует отказаться.
Приведу самую общую и распространенную классификацию, в соответствии с которой выделяются монархии и республики. Для монархий характерно, что государственное управление сосредоточено в руках единоличного, пожизненного главы государства - монарха.
Особенность республик заключена в том, что государство возглавляет избираемое на определенный срок должностное лицо.
Монархия
Монархия - самая древнейшая форма правления в истории, которую знает человечество, появившаяся задолго до установления республик.
Монархии представляют собой порядок организации государственной власти, при котором власть принадлежит одному человеку. Такое положение было унаследовано от первобытнообщинного строя, где главную роль в родовой общине играли вожди и старейшины.
Именно вожди возглавляли отряды, являлись отправителями религиозных культов, пользовались безусловным авторитетом в обществе. В Древних Афинах такую роль выполняли базилевсы, которые организовали афинскую общину, разделили население на классы и создали государство. В Древнем Риме это были цари (рексы). [10]
На начальном этапе все эти государства представляли собой раннефеодальные монархии.
С развитием цивилизации менялись и исторические типы государства, и политические режимы, но неизменной оставалась традиционность монархии, которая прочно увязывала с собой власть одного лица.
Справедливо было бы отметить, что ключевой характеристикой монархической формы правления является именно единоначалие.
Другой важной чертой монархий является наследственная форма передачи власти. Монарх получает свои права на управление государством по наследству. Факт легитимации здесь точно определён - родственная принадлежность к правящей фамилии.
Помимо этого, существует и определенный порядок престолонаследия, в соответствии с которым следующий монарх может быть избран по воле наследодателя, либо из числа ближайших родственников, либо по обычаю.
Тем не менее, факт наследственности не теряет своего смысла, так как в каждом случае, наследником становится близкий или дальний родственник монарха. Особое место среди характеристик единовластия занимают источники власти.
В рабовладельческих государствах, в Средневековье довольно широко было распространено утверждение о том, что монарх - помазанник божий.
Власть свою он получает либо от самого Бога (Древний Китай), либо он сам является божеством (Минойская цивилизация), либо объявляет себя посланником Бога (Арабский халифат). [17]
Иными словами, монархи стремились как-то узаконить, закрепить свои права на участие в управлении, что с течением времени и вовсе стало признаваться за истину. Но необходимо отметить, что в современное время все меньше остается монархий, трактующие именно таким образом получение власти (Ватикан).
Каждый монарх занимает свою должность пожизненно, независимо от чьей-либо воли, и не перед кем не отчитываясь. В этом проявляется еще два качественных признака монархии: несменяемость и безответственность. В последнем случае, действует принцип контрасигнатуры, когда за действия монарха отвечает правительство. Сложилась особая формула «Монарх не может быть не прав. Он всегда прав, даже когда не прав».
Таким образом, монархия — это форма правления, при которой главой государства является единоличный монарх, занимающий этот пост пожизненно и передающий его по наследству.
Большинство исследователей разделяют монархии на абсолютные и ограниченные. В первом случае - монарх всевластен, во втором - ограничен.
Такое положение довольно устоявшееся, и имеющее при этом исторические подтверждения. Однако в современное время данный подход подвергается критике.
В абсолютных монархиях глава государства сам осуществляет свою власть. Как писал В. Ленин, «Самодержавие есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю. Царь издаёт законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением». [15]
В таких монархиях нет и не может быть никаких представительных органов, хотя известны случаи, к примеру, созыва английского парламента, кортесов в Испании. Но они осуществляли не более чем законосовещательные функции.
В России такая форма правления сложилась при Петре Великом и просуществовала почти двести лет. Нужно отметить, что при абсолютизме концентрируется не только государственная власть в руках монарха, но и бюрократический аппарат, который становится опорой самодержца.
Страшун указывает на еще один существенный признак абсолютных монархий - авторитарный политический режим. В современное время в качестве абсолютных монархий можно выделить Бруней, Объединенные Арабские эмираты, Оман, которые сочетают в себе все характерные признаки самодержавия. Особенностью этих государств является то, что глава государства (султан) является еще и главой духовенства. То есть можно говорить о теократических абсолютных монархиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ",1994, N 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1589.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // "Собрание законодательства РФ", 1997, N 1, ст. 1.
5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 Nº2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» / С3 РФ. Nº51. 22.12.1997. Ст.5712;
6. Федеральный закон от 17.12.1998. Nº188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, Nº51. 21.12.1998. Ст. 6270;
7. Федеральный закон от 06.10.1999. Nº184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, Nº42.1999. Ст.5005;
8. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" // «Собрание законодательства РФ» от 07.01. 2013 г. N 1 ст. 13.
9. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) "О Верховном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 6, 10.02.2014, ст.550.
Специальная литература
10. Безруков А. Конституционное право России. – Litres, 2022.
11. Дзидзоев Р. М. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений //Журнал российского права. – 2021. – Т. 25. – №. 5. – С. 43-54.
12. Маркова А., Федулов Ю. История государственного управления в России. – Litres, 2022.
13. Мулукаев Р. История государственного управления в России. – Litres, 2022.
14. Наумкина В. Конституционное право России. – Litres, 2022.
15. Парченко Н., Палишева Н., Березина О. История государства и права России. – Litres, 2022.
16. Смоленский М., Мархгейм М., Яценко И. Конституционное право Российской Федерации. – Litres, 2022.
17. Федотова Ю. Конституционный строй и конституционная безопасность России. – Litres, 2022.
18. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности //Вестник Российской академии наук. – 2020. – Т. 90. – №. 5. – С. 403-414.
19. Шахрай С. Конституционное право Российской Федерации. – Litres, 2022.
20. Щепетев В. История государственного управления в России. – Litres, 2022.
21. Эбзеев Б. С. Конституционное право России. Учебник. – " Издательство"" Проспект""", 2019.
22. Саликов М. С., Нечкин А. В. Конституционные ценности современного российского государства //European and Asian Law Review. – 2020. – №. 1. – С. 69-75.