Фрагмент для ознакомления
2
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с развитием речи первоклассников в период обучения грамоте.
Предпосылками для написания данной работы стали идеи и взгляды мыслителей-гуманистов, педагогов, просветителей XVIII-XIX веков Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, Я. А. Каменского, К. Д. Ушинского.
Целью работы является теоретическое и методическое обоснование развития речи в период обучения грамоте.
Данная курсовая работа включает в себя две главы, введение, заключение, список использованных источников.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как: психолого-педагогические особенности учеников первого класса, развитие речи младших школьников, организация работы по развитию речи в период обучения грамоте.
Во второй главе приводятся методические основы развития речи в период обучения грамоте.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а так же даны некоторые рекомендации в отношении развития речи в период обучения грамоте.
Введение
Актуальной темой в современной школе сегодня является развитие речи. Работа по развитию речевых навыков является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по повышению речевой культуры младших школьников. Это практическое преподавание русского языка, обучение регулярному и систематическому обучению на выборках и с помощью специальных упражнений, с помощью профилактики и исправления ошибок; обучение литературным формам речи.
Одна из основных задач современной школы – подготовить выпускника школы, который может общаться, слушать собеседника, и говорить так, чтобы его слушали, могли оценивать другого человека и, конечно же, его речь.
Мыслители-гуманисты, педагоги, просветители XVIII-XIX веков (Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский) придавали важное значение проблеме формирования развития речи. В их работах рассматривались вопросы развития речи в развитии ребенка, в воспитании его правильной речи.
Вопрос о речевом развитии учащихся начальных классов в современной методической литературе решается в разных аспектах, касающихся знания языка, лексики и речевой культуры. Методические указания по работе над обогащением лексики учащихся даны в статьях В. Кустаревой, В. Кирюшиной, А. Матвеевой.
Е. М. Катонова (кандидат филологических наук, Минск) в своих статьях "Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему" указывает на невозможность индивидуального формирования и развития языковых, речевых и мыслительных способностей человека. В противном случае высокие результаты в речевом развитии учащихся не будут достигнуты. Не зная правил и не чувствуя в них необходимости, двухлетний ребенок безошибочно склоняет, спрягает, соединяет слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (аналогии, похоже, играют в этом не последнюю роль). В возрасте шести лет дети уже в основном овладевают наиболее важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса, конечно, в разговорном стиле.
Другими словами, дети осваивают свой родной язык через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для вербальной активности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и темы исследования.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование развития речи в период обучения грамоте.
Объект исследования: развитие речи учащихся начальной школы в период обучения грамоте.
Предмет исследования: методические основы для развития речи учеников первого класса в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методические рекомендации по организации работы развития связной речи первоклассников
3. Рассмотреть тестовый материал азбуки как средство развития речи первоклассников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, обобщение опыта педагогов-новаторов.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что в нем систематизирован материал о речевом развитии учащихся старших классов в период обучения грамоте.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы развития речи в период обучения грамоте
1.1 Психолого-педагогические особенности учеников первого класса
По мнению психологов, семилетний ребенок, переступая порог школы, попадает в другой мир - мир более сложный, более требовательный и менее снисходительный. Отныне ребенку придется сталкиваться с требованиями учителей и одноклассников. Он вынужден выбирать собственную манеру поведения, которая в дальнейшем покажет его социальную роль в коллективе и в жизни в целом.
Семь лет-это возраст, в котором еще можно способствовать формированию у ребенка важных и необходимых черт характера и, наоборот, избавиться от того, что в настоящее время мешает его формированию в обществе. Кроме того, это возраст огромных возможностей, которые нельзя упускать, иначе будет слишком поздно наверстывать упущенное.
Симптомы кризиса шести - семи лет проявляются настолько ярко, что видны не только родителям, но и окружающим, даже тем, кто не знаком с тонкостями возрастной психологии.
Только с 6-7 лет игровая мотивация постепенно заменяется другой –познавательной или воспитательной. Образовательную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле. Учиться - значит приобретать знания, развивать свои навыки, приобретать практические навыки, приобретать навыки; в общем, заниматься значимой работой. Суть кризиса шести - или семилетнего возраста заключается в том, что в этом возрасте поведение ребенка наиболее подвержено внутреннему конфликту "я хочу-мне нужно". Таким образом, между желанием и его непосредственным проявлением вставляется интеллектуальный момент, и ребенку он может показаться ложным. Так рождается произвол: навыки постановки целей и реализации своих намерений с учетом правил морали и социальных норм являются одним из важнейших факторов подготовки к школе.
Начало учебы в школе – это естественный выход из кризиса 6-7 лет, поскольку он предоставляет ребенку естественную возможность проявить себя во взрослом возрасте. Что касается отношений со взрослыми, то во время кризиса они подвергаются серьезной перестройке, которая может вывести как детей, так и родителей на более взрослый уровень общения, но если родители ведут себя неправильно, это может привести к агрессии, тревоге и стрессу. Говоря об особенностях и особенностях кризиса 6-7 лет, стоит отметить, что переломный период всегда начинается одинаково: поведение ребенка меняется, и не в лучшую сторону. Однако это относительно спокойный период физического развития. Мозг осуществляет свое формирование (физиологическое и психическое). Происходят изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими, у него появляются новые права и обязанности. Этот возраст наиболее ценен, прежде всего тем, что формируются навыки произвольного поведения и умственной деятельности. Необходимо четко понимать, что отличительной чертой учащегося младшего школьного возраста является активная познавательная деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи [Текст]/М.М.Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Просвещение, 2002. — 336 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/Л.С.Выготский. — М.: Просвещение, 2002 .- С.120.
3. Запорожец, А.В. Психология [Текст]/А.В.Запорожец. — М.: Просвещение, 2005. — 338 с.
4. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя [Текст] /Г.М.Иваницкая.- Киев — Радняньская школа, 2001. — С. 3-19.
5. Крылова, Т.Ф. Методические основы развития речи на межпредметном уровне [Текст]/Т.Ф.Крылова// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов — Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 2004. — С. 51-76.
6. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся [Текст] /Т.А.Ладыженская.- М.: Просвещение, 2004. — 256 с.
7. Лукьянчикова, В.Н. Единство обучения и воспитания на уроках русского языка [Текст]/В.Н.Лукьянчикова// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов — Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 2002. — С. 99-107.
8. Львов, М.Г. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.Г.Львов — . М., Просвещение, 2002. — С.189.
9. Львов, М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся [Текст] /М.Р.Львов// Проблемы развития речи учащихся начальных классов.: Межвуз. сб. науч. гр. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина — 2002. — С.3-14.
10. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития [Текст] / М.Р.Львов. — М.: Просвещение, 2001. — 176 с.
11. Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов пединститута: Вып. 1[Текст]/М.Р.Львов. — М.:Просвещение, 2002. — 82 с.
12. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т.А. — М.: Просвещение, 2001. — 240 с.
13. Никитина, Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи [Текст] / Е.И.Никитина. — М.Просвещение, 2005. — С.33.
14. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией Рождественского Н.С. — М.: Просвещение, 2003. — 222 с.
15. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений/Под редакцией Соловейчик М.С. — М.: Просвещение, 2008. — С. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372.
16. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. — М.: ИЦ "Академия", 2007. — С.5-78.
17. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи [Текст] / М.С.Соловейчик.- М.: Издательство "Флинта", 2009. — 104 с.