Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в подростковом возрасте очень серьезно трансформируются представления о себе, что связано с гормональной перестройкой, которая негативно влияет на психику. Подростки перестают любить себя, считают себя хуже других, что может вызвать негативные аспекты их поведения, включая аутоагрессию и суицидальное поведение.
Цель исследования – провести анализ особенностей образа «Я» в подростковом возрасте.
Объект исследования – образ «Я».
Предмет исследования – особенности образа «Я» в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать самооценку как основу формирования образа Я.
2. Рассмотреть родительские установки как фактор формирования образа «Я» у подростков.
3. Провести диагностику образа «Я»у подростков.
4. Апробировать программу формирования позитивного образа «Я» у подростков.
5. Оценить эффективность программы формирования позитивного образа «Я» у подростков.
Эмпирическая база исследования: ГБОУ «Средняя школа № 117» Выборгского района Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования: разработанная программа эффективна для повышения самооценки и самоуважения как аффективных компонентов Я-концепции у подростков.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, биографический, наблюдение, тестирование, эксперимент, проектирование, методы математической статистики.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА «Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Самооценка как основа формирования образа Я
В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля [Галкина, с. 126].
Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек успешным в жизни. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его профессиональную сферу [Бороздина, Молчанова, с. 56].
Заниженная самооценка и неумение общаться, не позволит раскрыть потенциал личности, даже если у человека выдающиеся таланты.
Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума [Козубовский, с. 135].
Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности [Доронина, с. 42].
Обращение к самооценке человека как специальному предмету изучения диктуется ее центральным статусом в системе психологических феноменов. Самооценка и все, что связано с человеческим «Я», расценивается в качестве чрезвычайно важного личностного образования, служащего мощным регулятивным фактором поведения. Уровень самооценки личности влияет на многие стороны жизни, будучи важным показателем психического благополучия или неблагополучия [Лекарева, Михайлова, с. 206].
В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». В содержание «Я-концепции» входят [Бороздина, Молчанова, с. 58]:
1. Образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Исследование самооценки исторически было связано с исследованием рефлексии. В этом смысле данная проблематика возникла ранее психологии как науки. По сути дела, первые философские изыскания, обобщения о человеке опирались на самонаблюдение, рефлексию.
Отношение к самооценке, к самонаблюдению исторически менялось в психологии. На ранних этапах развития этой науки самонаблюдение выступало одним из основных (а иногда основной и единственный) методов познания психических явлений; основой для понимания психических явлений, сущности личности [Александрова, Коноваленко, Щербакова, с. 85].
Однако эта методическая основа оказалась недостаточно надежной, а в силу этого и недолговечной. Стало ясно, что доверять человеку, оценивающему себя, довольно проблематично. Самооценка явно отличается от объективной истины, насколько она возможна в психологии вообще [Чумакова, Рыбчановский, с. 79].
В исследовании А.В. Захаровой рассматривается процесс формирования самооценки. Она справедливо выделяет при изучении самооценки операционный и личностный аспекты анализа. Структуру самооценки она рассматривает в единстве когнитивного и эмоционального аспектов [Захарова, с. 35].
Основные формы самооценки – общая и частная (парциальная, локальная). Она исследует и такие виды самооценок как прогностическую, актуальную (стимульную, корригирующую), ретроспективную; предлагает структурно-динамическую модель самооценки. А.В. Захарова предложила оригинальную концепцию самооценки, привела научные данные о взаимодействии самооценки с другими психическими явлениями.
1.2. Родительские установки как фактор формирования образа «Я» у подростков
Отношения подростков и родителей являются значительным фактором, который влияет на развитие подростка, формирование его личности и, в частности, образа Я. От этого зависят такие аспекты жизни подростка, как эмоциональная сфера (открытость, чувствительность, доверие, сопереживание, самооценка), познавательная сфера (интересы, мотивация, способности) [Архиреева, с. 82].
В процессе воспитания родители так или иначе используют собственные установки, связанные с родительством. Исследования, касающиеся родительских установок, привлекают внимание многих психологов, которые подчеркивают важность роли родительских установок в формировании и развитии личности подростка и формирования его Я-концепции [Туровская, Фомиченко].
А.И. Крайлюк определяет понятие «родительские установки» как готовность родителей действовать по отношению к своим детям в определенной ситуации, опираясь на эмоционально-ценностное отношение к элементам данной ситуации [Крайлюк].
Другие исследователи понимают родительские установки, как устойчивые способы реагирования на подростка, стереотипы восприятия ребенка и эмоционального отношения к нему со стороны родителей [Костицын, с. 70].
В целом, в большинстве концепций под родительскими установками понимается система эмоционального отношения к подростку, восприятия подростка родителем и способов поведения с ним.
Среди ключевые вопросов, интересующих современных исследователей, важным является вопрос о значении родительских установок для формирования личностных особенностей и образа Я у подростка, как именно наличие тех или иных установок родителей влияет на развитие личности подростка и формирование его Я-концепции [Туровская, Фомиченко].
Родительские установки, будучи социальными, являются установками на цели и средства деятельности в контексте родительства и, соответственно, включают три аспекта [Горбунова, Трошихина, с. 48]:
1. Когнитивный – описывает знания, представления, информированность родителей касательно роли родителей в жизни подростка, его воспитании, распределении родительских ролей.
2. Эмоциональный – эмоциональные переживания, касающиеся родительских установок в процессе воспитания, включают в себя опыт жизни в родительской семье.
3. Поведенческий аспект – совокупность действий и поступков в отношении воспитания подростка, включающий в себя взаимоотношения с подростком и между партнерами, а также стиль семейного воспитания.
В процессе изучения феномена родительских установок было разработано множество классификаций установок и способов воспитания подростка, а также были разработаны методики для выявления тех или иных установок. Также были проведены исследования, касающиеся влияния установок и стиля семейного воспитания на формирование личностных особенностей подростка и развития у него образа Я [Овчарова, с. 235].
Выводы по первой главе
В первой главе курсовой работы, которая называется «Теоретические аспекты изучения особенностей образа «Я» в подростковом возрасте», были сделаны следующие выводы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, И.А., Коноваленко, Г.В., Щербакова, В.В. Принципы изучения самооценки в современной психологической и социологической литературе: теоретический анализ и проблемы методологии исследования / И.А. Александрова, Г.В. Коноваленко, В.В. Щербакова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2022. – С. 84–97.
2. Андриенко, О.А. К проблеме профессиональной самооценки современного педагога / О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. № 3 (32). – С. 309–311.
3. Анисимов, О.С. Рефлексия и методология / О.С. Анисимов. – М.: Наука, 2008. – 340 с.
4. Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста. Дисс. на соиск. уч..ст. к.психолог.н. / Т.В. Архиреева. – М., 1990. – 170 с.
5. Бороздина, Л.В., Молчанова, О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
6. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 398 с.
7. Горбунова, Н.В., Трошихина, Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста / Н.В. Горбунова, Е.Г. Трошихина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. Сер. 12. Вып. 2. – С. 48–54.
8. Доронина, Р.Д. Теоретические основы изучения самооценки в психологической литературе: виды самооценки, их краткая характеристика / Р.Д. Доронина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей. – М., 2019. – С. 42–48.
9. Еличева, В.В., Илларионова, И.В. Теоретические подходы к изучению самооценки / В.В. Еличева, И.В. Илларионова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 119–122.
10. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – М.: Рипол–Классик, 2014. – 103 с.
11. Илларионова, И.В., Абрамова, В.С. Теоретические подходы к пониманию самооценки как психического процесса / И.В. Илларионова, В.С. Абрамова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 109–112.
12. Козиевская, Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Е.В. Козиевская. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998. – 58 с.
13. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: Учеб пособие / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2014. – 506 с.
14. Костицын, Н.Л. Родительские установки как фактор личностного самоопределенияв ранней юности: на примере старшеклассников с ограниченными физическими возможностями. Дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Н.Л. Костицын. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2003. – 182 с.
15. Крайлюк, А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskie-ustanovki-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 19.01.2023).
16. Лекарева, В.Д., Михайлова, А.Г. Исследование нравственной самооценки личности / В.Д. Лекарева, А.Г. Михайлова // Материалы научной конференции «Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества» / Сост. В.В. Головин. – М., 2020. – С. 206–208.
17. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебное пособие / О.Н. Молчанова. – М., 2020. – 236 с.
18. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен. Учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
19. Туровская, Н.Г., Фомиченко, А.И. Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом / Н.Г. Туровская, А.И. Фомиченко // Молодой ученый. – 2022. – № 33 (428). – URL: https://moluch.ru/archive/428/94469/ (дата обращения: 19.01.2023).
20. Ульябаева, Г.Ш., Шакирова, Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5-1 (33). – С. 389–392.
21. Чумакова, Т.Н., Рыбчановский, О.А. Самооценка в зрелом возрасте / Т.Н. Чумакова, О.А. Рыбчановский // Общество – наука – инновации: сб. ст. – М., 2019. – С. 79–83.