Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет своеобразное развитие, связанное с конкретным типом дизонтогенеза. Это может оказывать воздействие на процесс обучения ребенка. Эффективность обучения зависит от способности ребенка усваивать материал, и дети с ОВЗ чаще сталкиваются с трудностями. Определение причин таких трудностей и оказание помощи в их преодолении является основной задачей образовательных учреждений. Успех зависит от качества диагностического обследования ребенка. Для достижения успешной диагностики процесс должен быть гибким, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, а также его индивидуальные особенности. Обследование детей с целью определения коррекционной программы проводится психолого-медико-педагогической комиссией, которая составляет заключение с рекомендацией по определенной образовательной программе. Однако данное заключение не содержит результаты обследования и информацию о ребенке.
В сфере диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяются разнообразные методы, которые направлены на исследование высших психических функций, играющих ключевую роль в формировании учебных навыков. Эти методы выполняют несколько основных задач. Во-первых, они помогают определить уровень умственного развития и выявить особенности психического состояния ребенка. Во-вторых, они направлены на выявление индивидуально-психологических особенностей каждого ученика, что позволяет применять разнообразные дифференцированные подходы к их обучению и воспитанию. Наконец, третья задача заключается в оценке динамики психического развития, способствуя более эффективному планированию и руководству образовательным процессом.
Актуальность состоит в том, что оценка уровня когнитивного развития является важной и актуальной темой в сфере психологической диагностики.
Цель работы: проанализировать методы психодиагностики для дальнейшего обучения детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие психологической диагностики и способах ее применения.
2. Рассмотреть методы психодиагностики детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести анализ психологических аспектах детей с ОВЗ.
4. По результатам исследования, предложить рекомендации для продуктивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребенка и полноценно оценить его психическое развитие. Психологическая диагностика, основанная на целостно-системном и структурно-динамическом подходах, позволяет установить взаимосвязи и взаимозависимости между различными аспектами психической организации ребёнка. Благодаря определению соответствия состояния психического развития требованиям конкретной ситуации, диагностика становится конкретной и позволяет лучше понять потенциал развития и возможные отклонения. Важным аспектом диагностирования является учет индивидуального своеобразия психического развития и успешности игровой и учебной деятельности, а также комплексное взаимодействие с результатами медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка. Отличительной чертой комплексной психологической диагностики является ее всесторонний и глубокий подход, который способствует более точной и полной оценке психического состояния и развития детей.
Глава 1. Методы изучения детей с нарушениями развития
1.1. Понятие и функции психологической диагностики
Психодиагностика, являясь одной из основных деятельностей практического психолога, играет важную роль в успешном протекании других видов работы, таких как коррекция, профилактика и прогнозирование. Сам по себе этот процесс заключает в себе распознавание психологических особенностей как отдельного индивида, так и группы людей с целью выявления соответствия норме. Он базируется на известных концепциях диагностики и направлен на свод обследуемого (человека или группы) к определенному типу или категории для достижения необходимых параметров в работе и устранения конфликтов.
Основными понятиями в психодиагностике являются диагностические признаки, диагностические категории и диагностический вывод. Признаки могут быть наблюдаемыми и регистрируемыми напрямую. Категории же остаются скрытыми и представляют собой внутренние психологические факторы (психологические причины), которые определяют определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории называются "латентными переменными". Также для количественных категорий часто используется термин "диагностические факторы". Диагностический вывод является переходом от наблюдаемых признаков к скрытым категориям. Психологический диагноз является финальным шагом итогового анализа и обследования [1].
А.Ф. Ануфриев, Л.Ф. Бурлачук и Ю.М. Забродин также отвергают узкий клинический подход к пониманию психологического диагноза. Согласно Л.Ф. Бурлачуку, психологический диагноз – это конечный результат работы психолога, который направлен на выяснение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их текущего состояния, прогнозирования будущего развития и разработки соответствующих рекомендаций [2].
В свою очередь, А.Ф. Ануфриев заключает, что психологический диагноз – это результат работы практического психолога, представляющий собой логическое заключение по состоянию психологических переменных, определяющих конкретные параметры деятельности или психического состояния испытуемого. Такой диагноз позволяет предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и дать рекомендации по оказанию ему психологической помощи [2].
Определение Ю.М. Забродина и В.Э. Пахальяна синтетично и детализировано. Согласно этому определению, психологический диагноз – это результат диагностического обследования, который представляет собой психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека. Этот диагноз предназначен для практического применения, включая консультирование, прогнозирование достижений или поведения, организацию коррекционной или развивающей работы, разработку рекомендаций и другие варианты использования, зависящие от целей психодиагностического обследования [7].
И.В. Дубровина предлагает применение понятия психологического диагноза к рабочей деятельности психолога в области образования. Она утверждает, что важной частью психодиагностической работы психолога является определение основных характеристик развития психических компонентов или формирования личности ребенка, то есть психологический диагноз [8]. Психологический диагноз должен быть сформулирован психологом в соответствии с его профессиональными навыками и на том уровне, на котором может быть осуществлена конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая помощь. Формулировка диагноза должна также содержать прогноз - обоснованное профессиональное предсказание дальнейшего развития ребенка. Этот прогноз может быть сделан в двух направлениях: в случае, если будет проведена необходимая работа с ребенком, и в случае, если такая работа не будет проведена своевременно [12].
Основные функции психодиагностики включают [4]:
1. Контроль за формированием необходимых знаний и профессионально значимых качеств.
2. Оценка умственного и личностного развития студентов в процессе обучения.
3. Оценка качества образования.
4. Использование психодиагностических методик для отбора абитуриентов в различные учебные заведения.
Главная цель психодиагностики заключается в обеспечении полноценного психического и личностного развития. В этот процесс входит создание условий для целенаправленной коррекционно-развивающей работы, разработка рекомендаций, проведение психотерапевтических мероприятий и т.д. [4] Конкретная практическая польза от применения психодиагностики зависит от уровня социально-экономического развития общества и степени влияния субъективных, человеческих факторов в сфере производства и экономики в целом.
1.2. Психологические особенности обучения детей с ОВЗ
Дети, лишенные определенных возможностей, представляют собой людей, чьи психическое или физическое состояние отличается от нормы и препятствует полноценному развитию, что в итоге лишает их возможности вести полноценную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто имеют низкий уровень развития восприятия, что затрудняет их способность быстро воспринимать и анализировать информацию. У них также недостаточно сформированы пространственные представления, что мешает им анализировать формы и устанавливать симметрию. Внимание у этих детей неустойчивое и рассеянное, они трудно переключаются с одной деятельности на другую. Их память ограничена и склонна кратковременной запоминать информацию. Познавательная активность у них снижена, а мышление наглядно-действенное развито больше, чем наглядно-образное или словесно-логическое. Дети с ОВЗ имеют сниженную потребность в общении и не имеют сформированной игровой деятельности. Речевые функции у них часто нарушены, и они могут иметь проблемы с произнесением или пониманием слов. Работоспособность таких детей снижена из-за повышенной усталости и психомоторной расторможенности. Они также могут проявлять неустойчивое поведение, не имея четких мотиваций и интересов [9].
Это приводит к возникновению у детей недостаточно развитых психологических фундаментов для успешного обучения. Они испытывают трудности в формировании учебных навыков, таких как планирование задач, определение оптимальных способов достижения целей и контроль над своей деятельностью, а также способность работать в заданных рамках времени.
Рассмотрим 3 вида детей с ограниченными возможностями здоровья и коротко опишем их состояния [13].
Дети с нарушением слуха. Дети с нарушением слуха лишаются важного источника информации, что ограничивает их интеллектуальное развитие. В данной теме выделяют две группы детей: неслышащие и слабослышащие. Отсутствие слуха оказывает влияние на речевое развитие и формирование памяти и мышления. Особенности личности и поведения этих детей могут быть изменены при создании соответствующих условий. Для познания окружающего мира важны двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения. Дети с нарушениями слуха имеют затруднения в развитии словесно-логического мышления, наглядно-действенного и образного мышления. Расстройство всех основных функций речи также наблюдается у детей с нарушениями слуха, что приводит к их отставанию от сверстников.
Дети с нарушением зрения. Дети с нарушениями зрения имеют различное состояние зрения и работоспособность, утомляемость и скорость усвоения материала. Это зависит от характера поражения зрения, происхождения дефекта и личных особенностей детей. Они часто эмоционально ранимы, обидчивы, конфликтны и напряжены. У них также может быть затруднение в понимании и выражении эмоционального состояния собеседника. У них не хватает гибкости и спонтанности в поведении, а неречевые формы общения слабо развиты. Слабовидящие дети часто недостаточно уверены в своих действиях и часто обращаются за помощью и подтверждением к взрослым. Их игры менее разнообразны по сравнению с играми пиров детей.
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР). Дети с задержкой психического развития (ЗПР) проявляют неустойчивое внимание, имеют проблемы с концентрацией и часто отвлекаются. У них наблюдаются трудности в восприятии и замедленная скорость выполнения задач. Память у таких детей не так точна, они быстро забывают информацию, особенно вербальную. Их мыслительная деятельность отстает на разных уровнях, что затрудняет формирование представлений. Также они проявляют тревожность по отношению к зависимым от них взрослым, и эта тревожность может усиливаться с возрастом.
1.3. Методы психодиагностики детей с ОВЗ
Психологическое изучение и диагностика – это разновидности деятельности, которые обеспечивают специалистам получение информации, на основе которой разрабатываются различные психолого-педагогические рекомендации и проекты.
В наше время психологическая диагностика детей, имеющих особенности развития, превратилась в ключевой и неотъемлемый этап, который позволяет качественно и всесторонне оценить личность ребенка, его индивидуальные особенности и вовремя обнаруживать отклонения в психическом развитии.
Один из основных факторов, от которых зависят достоверные результаты, – это установление эмоционального контакта и взаимопонимания между специалистом, занимающимся диагностикой, и ребенком. В контексте диагностики детей с особыми особенностями развития существуют следующие основные требования [3]:
1. Психологическая диагностика должна проводиться как можно раньше.
2. Используемые методы и методики должны обладать высокой надежностью и валидностью.
3. Психологические инструменты должны быть адаптированы к возрасту, степени тяжести и структуре заболевания ребенка.
4. В связи с особыми физическими и эмоциональными потребностями детей с особенностями здоровья, тестовые нагрузки должны быть ограничены.
5. Результаты исследования должны быть обеспечены конфиденциальностью.
6. Проведение психологической диагностики должны осуществлять только квалифицированные специалисты.
7. Психологическая диагностика требует учета динамики личностных и психологических показателей развития и должна проводиться этапно.
8. Психологическая диагностика должна направляться на выявление наиболее сохраненных психических функций и оценку определенных особенностей психической деятельности [2].
Среди ведущих черт, отличающих школьников с особыми потребностями в здоровье, можно выделить недостаточную эмоциональную устойчивость, недостаток самоконтроля в различных сферах деятельности, агрессивное поведение и его провоцирующий характер, проблемы в адаптации к школьной среде, привычка к суетливости, частое настроение, чувство страха, манерничанье и беззастенчивость при общении с взрослыми [5].
Психологическая коррекция эмоциональных состояний у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
В нашей работе кратко рассмотрим некоторые психологические методы коррекции [13]:
1. Сказкотерапия – древний психологический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и развития творческих способностей. Сказки вызывают эмоциональный резонанс у детей и взрослых, обращаясь к сознанию и подсознанию. Метод может использовать разные жанры сказок, такие как притчи, мифы и анекдоты. Жанры включают художественные, дидактические, психологические, психотерапевтические и медитативные сказки. Каждый жанр имеет свою цель и особенности.
2. Музыкотерапия. Это форма работы с детьми, использующая музыку для повышения жизненного тонуса и активации творческих способностей. Исследования показывают, что классическая, джазовая и народная музыка оказывают благоприятное воздействие на психику человека. Роковая музыка, напротив, может угнетать и ухудшать память и внимание. Различные звуки также влияют на психику: низкие звуки стабилизируют, а высокие - дестабилизируют. Музыка важна при работе с детьми, так как стимулирует фантазию и настроение, а также помогает гармонизировать степень возбуждения нервной системы. Музыкотерапия может активизировать ребенка, улучшить эмоциональное настроение, обеспечить мышечную релаксацию и успокоение. Музыка также используется в качестве фона на занятиях, при засыпании и для выражения эмоций через музыкальные инструменты.
3. Телесно-ориентированная терапия. Телесно-ориентированная терапия - метод работы с психикой через тело. Она помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, которое может привести к болезням и расстройствам. Основные цели этой терапии: снятие психологического напряжения, осознание своего тела и его возможностей, управление им. В работе с детьми используются различные методы, такие как мышечная релаксация, саморегуляция, дыхательные упражнения, йоговские техники и танцевальная терапия. Они помогают расслабиться, контролировать эмоции, улучшают самовыражение и умение управлять своим телом.
4. Библиотерапия – это метод, который включает в себя творческое написание литературных произведений и активное чтение.
Первая форма предполагает создание описания, которое изменит жизнь любого человека.
Вторая форма позволяет тебе написать письмо отдельным частям своего тела и получить ответ от них.
Третья форма представляет собой описание сильного переживания в пять строк, с использованием рифмы.
И, наконец, четвертая форма предлагает придумать сказку на любую тему.
5. Арт-терапия – методика лечения искусством, основанная на том, что рисунки человека отражают его внутреннее "я". Арт-терапия предлагает два направления: восприятие готовых произведений и самостоятельное рисование. Она может помочь выражать чувства и эмоции, использоваться для диагностики и проработки запретных мыслей и чувств. Виды работы включают спонтанное рисование, ассоциативное рисование, рисование чувств и другие. Занятия арт-терапии должны быть непринужденными и спонтанными, не имеющими цели развития художественных навыков. Акцент делается на самовыражении и своих чувствах.
6. Игровая терапия эффективна в коррекции эмоциональной сферы детей. Она имеет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции. В игре ребенок может выразить свои чувства, разрешить проблемы и получить ценный жизненный опыт. Игровая терапия широко применяется в различных условиях и с разными диагнозами, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.
Основные психологические методы коррекционного воздействия через игру [15]:
1. Моделирование системы социальных отношений в простой и наглядной форме в специальных игровых условиях, чтобы ребенок мог отслеживать эти отношения и ориентироваться в них.
2. Изменение позиции ребенка, чтобы преодолеть его эгоцентризм и развить способность к сопереживанию и решению проблем. В результате игры ребенок осознает свое "Я" и приобретает больше социальной компетентности.
3. Формирование реальных отношений с равноправными партнерами, развивая кооперацию и сотрудничество между ребенком и его сверстниками. Это способствует позитивному личностному развитию.
4. Отработка новых и более адекватных способов преодоления проблемных ситуаций в игре, чтобы они могли быть интериоризированы и усвоены ребенком постепенно.
5. Ориентация ребенка на осознание и вербализацию его эмоциональных состояний, а также обеспечение понимания смысла проблемной ситуации. Это позволяет переосмыслить проблему и придать ей новые значения.
6. Развитие у ребенка способности к произвольной регуляции деятельности на основе соблюдения правил, как в ролевых играх, так и в общении в игровой комнате.
Основные задачи психолога, руководящего игровыми занятиями:
1. Создание обстановки приема ребенка.
2. Выражение эмоционального понимания ребенка.
3. Отражение и объяснение его чувств и переживаний в максимально точной и понятной для ребенка форме.
4. Предоставление условий во время игровых занятий, которые активизируют у ребенка чувство достоинства и самоуважение.
Основные принципы реализации игротерапии [15]:
1. Установление коммуникации с ребенком на основе безусловного принятия (установление дружественных и равноправных отношений с ребенком, принятие его таким, какой он есть; ребенок является хозяином ситуации, определяет сюжет и тему игровых занятий, инициатива выбора и принятия решений находится на его стороне).
2. Подход без директивности в управлении коррекционным процессом: игротерапевт воздерживается от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; ограничения и лимиты, налагаемые на игру, минимизируются (вводятся только те ограничения, которые связаны с реальной жизнью).
3. Фокусировка коррекционного процесса на эмоциях и переживаниях ребенка: осуществление возможности ребенка выражать свои чувства вербально; стремление получить наиболее полное представление о его эмоциональном состоянии и позволить ему обратить внимание на себя самого; выступать для ребенка в роли зеркала, в котором он может увидеть себя.
Дети с физическими или психическими ограничениями — это дети, которые из-за своего здоровья испытывают трудности в обучении и требуют специальных условий. Они склонны к частым перемена настроения, возбудимости, беспокойству и проявлению раздражительности.
Эмоциональное состояние ребенка непосредственно влияет на качество его деятельности - учебы, работы, игры. Успех взаимодействия с окружающими и социализация ребенка зависят от эмоциональных состояний, которые они чаще всего переживают и проявляют. Также, форма выражения эмоций существенно влияет на адаптацию детей в обществе и на их взаимоотношения с окружающими. Эмоциональная атмосфера в процессе общения между детьми и взрослыми оказывает влияние не только на их развитие как личностей, но и на их психическое здоровье в целом.
Психологическая коррекция эмоциональных состояний у детей — это система психологических воздействий, которая стремится смягчить эмоциональный дискомфорт, повысить активность и самостоятельность детей, а также устранить вторичные личностные реакции, вызванные эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость и тревожность. Работа направлена на гармонизацию эмоционального уровня, помощь в стрессовых ситуациях, разрешение конфликтов внутриличностных и межличностных. Весь этот процесс важен для развития личности ребенка и помогает улучшить его психоэмоциональное состояние.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под редакцией М.К. Акимовой –– СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий / А.Ф. Ануфриев. – М., 2006. - 192 с.
3. Бодалев, А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов Общая психодиагностика СПб.: Изд-во «Речь», 2006. - 440 с.
4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук, — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
5. Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития: учебно-метод. пособие / сост.: Н. А. Разнадежина, Н. Н. Семенова. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. – 44 с.
6. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.
7. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э.Пахальян. -Питер, 2006. – 240 с.
8. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
9. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 304 с.
10. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
11. Тржесоглава, Э. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / Э. Тржесоглава / Перевод с чеш. В.В. Язвикова. - М.: Медицина, 1986. – 255 с.
12. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев, - М., 2002. – 472 с.
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 160 с.