Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогом начальной школы задачу всестороннего развития личности обучающегося. При этом обучение и воспитание в начальной школе должно происходить на основе активной деятельности самих обучающихся.
Таким образом, ключевой задачей учителя становится создание педагогических условий, позволяющих формировать у обучающихся умение учиться, включая в активную познавательную деятельность каждого школьника ежедневно и ежеминутно. Психологи и педагоги подтверждают, что без наглядности невозможно достичь результативной познавательной деятельности.
Проблема формирования познавательной активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства занимает особое место. Развитие познавательной активности через художественную деятельность становится одним из важных факторов для повышения качества образования на уроках изобразительного искусства. Данное направление подробно описано в приказе от 17.12.2010 г. № 1897 ст.11.6. искусство Федерального государственного образовательного стандарта об общем образовании.[30]
Интерес к изобразительной деятельности играет важную роль в процессе обучения.
Во-первых, этот интерес стимулирует учеников к преодолению трудностей. При удовлетворении интереса возникает необходимость в обновлении умений, знаний, навыков и накоплении опыта, что мотивирует продолжать исследования в данной области.
Во-вторых, творческий подход к работе и обучению способствует пробуждению интереса. В связи с этим, в настоящее время, в начальной школе, при условии модернизации образования, особенно актуальна задача развития познавательного интереса, так как это является ключевым фактором успешного обучения изобразительной деятельности.
О познавательной активности говорили многие педагоги и психологи такие как: Эльконин Д. Б. , Давыдов В. В , Рубинштейн С. Л. , Леонтьев А. Н. , Павлов И. И. и другие. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова полагают, что для эффективного развития теоретического познавательной активности большое значение имеет характер учебной деятельности. [32, 18]
На основе изученной литературы мы выделили противоречие между требованиями ФГОС НОО о необходимости формирования познавательной активности младших школьников и недостаточным методическим обеспечением данной проблемы на уроках изобразительного искусства.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить использования наглядного метода как средства формирования познавательной активности на уроках изо и технологии.
Предмет исследования – наглядный метод как средство формирование познавательной активности на уроках изо и технологии.
Объект исследования – процесс использования наглядного метода как средства формирования познавательной активности на уроках изо и технологии.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть роль наглядно метода в формирования познавательной активности на уроках ИЗО и технологии
3) Выявить уровень познавательной активности у детей младшего школьного возраста
4) Разработать программу на формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста средствами наглядного метода
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогических, методических и искусствоведческих литературных 6 источников; обобщение и систематизация, наблюдение); эмпирические (анкетирование, тестирование, методы математической статистики: количественная обработка данных).
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть применены учителями начальных классов при формировании активности к учению.
База исследования: МОУ СОШ №123.
Структура работы включает: введение, 2 главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО И ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Анализ понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе.
В области психологии и педагогики существуют различные подходы к пониманию и изучению понятия "познавательная активность". Давайте рассмотрим суть таких понятий, как "познание" и "активность".
Изначально проблема познания была впервые раскрыта в философской науке, где была выделена отдельная область - гносеология. С течением времени, начиная с античности, различные философы, такие как Аристотель, Сократ и Платон, изучали процесс познания человеком окружающего мира, методы приобретения новых знаний и открытия ранее неизвестного.
В дальнейшем, познание начали изучать в рамках педагогики и психологии. В психологии познание рассматривается в рамках когнитивизма, где оно представляется как способность личности воспринимать информацию и обрабатывать ее. Познавательный процесс осуществляется с помощью когнитивных (познавательных) процессов.
Л. С. Выготский внес значительный вклад в изучение познания в рамках теории культурно-исторического развития и деятельностного подхода к исследованию психики. По его мнению, познание - это процесс, направленный на получение новых знаний о чем-либо. Познание осуществляется в процессе деятельности и опирается на высшие психические функции: восприятие, внимание, мышление, речь и воображение.
Тесно связанное с познанием понятие "активность" представляет собой один из способов проявления энергии личности, направленной на определенный объект или на выполнение определенных действий. Бихтерев отмечал, что источником биологической активности является внешняя среда и внутренние процессы организма.
Виды активности могут быть различными: биологическая и социальная. Социальная активность представляет особый интерес в рамках данной темы, поскольку она направлена на окружающую среду через осознанное воздействие на объекты и явления реального мира. Исследования в области социальной активности, ее особенностей и закономерностей функционирования проводились такими учеными, как В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и другими. Их работы положили начало новому направлению в психологической науке - психологии активности личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. [Текст] : Школа: книга для учителя. / Александр Алехин. – Москва: Просвещение, 1984. – 154 с.
2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б. Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. – Ленинград, 1959. – 126 с.
3. Бажан З. И. Организация работы по развитию познавательной активности младших школьников / З. И. Бажан, К. Д. Седова // Педагогический вестник. – 2019. – № 9. – С. 4–6.
4. Боголюбов, Н. М. Хрестоматия – педагогический словарь библиотекаря [Текст] : Российская национальная библиотека / Николай Боголюбов. – Москва : Просвещение, 2007. – 446 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. [Текст] : учебное пособие / Лидия Божович. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 349 с.
6. Борисова Т. М. Развитие познавательных учебных действий младших школьников посредством игровой технологии / Т. М. Борисова, А. И. Казакова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 4 (15). – С. 243–245.
7. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. [Текст] : кн. для учителя. / Владимир Бондаревский. – Москва: Просвещение, 1985. – 144 с.
8. Игнатьев, С. Е. Изобразительное искусство [Текст] : программа для общеобразовательных учреждений / С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко, В. С. Кузин. – Москва : Дрофа, 2012. – 512 с.
9. Выготский, JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. - Москва: Педагогика, 1984. - Т. 3.
10. Костаева, Т. В. Формирование устойчивого учебного познавательного интереса школьников в процессе их профессиональноличностного самоопределения [Текст]: автореферат на соискателя ученой степ. канд. педагогических наук / Татьяна Васильевна Костаева. – Саратов : Кубик, 2006. – 24 с.
11. Кошенкова, Н. В. О сущности познавательного интереса и его роли в обучении [Текст]: учеб. пособие / Наталья Кошенкова. – СанктПетербург : Заневская площадь, 2014. – 204с.
12. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст] : учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва : Просвещение, 1984. – 234с.
13. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст] : учебное пособие/ Владимир Кузин. – Москва : Просвещение, 1979. – 120с.
14. Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст] : учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва : Просвещение, 1977. – 183с.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: Избранные психологические произведения / Алексей Леонтьев. – Москва : Педагогика, 1993. – 231с
16. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] : учеб. пособие для учителя / Анна Люблинская. – Москва : Просвещение, 1997. – 224 с.
17. Маркова, А. Г. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] : учеб. пособие для учителя / Александра Маркова. – Москва : Просвещение, 1983. – 138 c. 58
18. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] : учеб. пособие / Александра Маркова. – Москва : Педагогика, 1986. – 192 с.
19. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] : учеб. пособие/ Марина Матюхина. – Москва : Педагогика, 1984. – 144 с.
20. Меньшикова, Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) [Текст] : Психология / Елена Меньшикова. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 115с.
21. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Материалы симпозиума «Проблемы личности». М., 1970. С. 63–73.
22. Неменский, Б. М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] : учеб. пособие 1 – 9 классы / Борис Неменский. – Москва: Просвещение, 1994. – 187с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие/ Сергей Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 720 с.
24. Немцева, Ю. С. Развитие познавательного интереса школьников 7-9 классов средствам чертёжной графики [Текст] : учебное пособие / Юлия Немцева. – Магнитогорск : Медия, 2006. – 198с.
25. Павлова, О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд : / Ольга Павлова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 163 с.
26. Сатарова, Л. А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности [Текст] : учебное пособие / Лариса Сатарова. – Москва : Просвещение, 1997. – 171 с.
27. Сидоров, С. В. Методы, приёмы и средства обучения [Электронный ресурс] Электрон. дан.– 2020. Режим доступа: http://sisv.com/publ/1/14-1-0-104, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус
28. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2015. – 415 с.
29. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2019) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.
31. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие / Даниил Эльконин. – Москва : Академия, 2011. – 384 с.
32. Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] : младшие классы школы/ Под редакцией Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – Москва : Просвещение, 1966. – 442 с.