Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В контексте современной действительности трудно переоценить роль правоохранительных органов в механизмах правового государства. Правовым называется государство с демократической формой правления, обеспечивающее верховенство закона, независимые суды и равенство граждан, чиновников перед законом. Среди основных функций правового государства - правоохранительная. Непосредственно ее реализуют правоохранительные органы, которые обеспечивают правопорядок в обществе и тем самым защищают права и свободы граждан.
С теоретической точки зрения под правоохранительными органами принято понимать "государственные органы, наделенные правом и обязанностью осуществлять правоохранительную деятельность путем совершения конкретных действий принудительного характера, осуществляемых в определенной процессуальной форме".
Дедуктивным методом, исходя из представленных определений, можно выделить ключевые характеристики, присущие государственному органу и идентифицирующие его как правоохранительный орган.
Такими существенными критериями являются:
-регулирование правового статуса учреждения нормами права;
-осуществление прямого действия посредством ряда специальных действий;
-осуществление деятельности учреждения посредством ряда специальных действий
-принудительный характер деятельности учреждения;
-специфическая процессуальная форма реализуемого органом действия.
Только при наличии всех четырех критериев возможно включение определенных государственных органов в число правоохранительных. Исследование правового статуса и деятельность Федеральной службы исполнения РФ наказаний как правоохранительного органа (далее - ФСИН РФ).
Объектом исследования являются общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний РФ.
Предметом исследования нормы права, регулирующие общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний РФ.
Целью исследования является анализ правового статуса и деятельности ФСИН РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть место ФСИН РФ в системе правоохранительных органов;
2.исследовать организационно-правовые основы деятельности ФСИН РФ;
3.проанализировать уголовно-процессуальный статус ФСИН РФ на стадии исполнения приговора;
4.определить приоритетные задачи и направления совершенствования деятельности ФСИН РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: а Пешкова Х.В., Горбунова М.М., Макарова Е.А., Мирошниченко Е.А. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСИН РФ
1.1.Место ФСИН РФ в системе правоохранительных органов
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, осуществляющий правоохранительные функции, функции по управлению и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, их охране и конвоированию, условно осужденных, лиц, осужденных судом. Осуществляются функции по организации поведения осужденных, наказание которым отсрочено судом.
Российские учреждения исполнения наказаний входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему. Каждое исправительное учреждение находится в ведении своей территориальной организации и Федеральной службы исполнения наказаний, которая с 1998 года находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции и функции:
-контрольно-надзорные функции при исполнении уголовных наказаний в отношении осужденных.
-задержание, охрана и конвоирование лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обвиняемых и подсудимых, содержащихся под стражей;
-контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом назначено условное осуждение.
Основными задачами ФСИН РФ являются:
-исполнение уголовных наказаний в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, совершивших уголовное преступление (далее - задержанные);
-контроль за поведением лиц, осужденных к наказанию и мерам уголовно-правового характера, без изоляции их от общества;
-обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
-обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения исполнения наказаний), и следственных изоляторах, обеспечение безопасности находящихся в них осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также должностных лиц, работников и граждан уголовно-исполнительной системы на территории этих учреждений и следственных изоляторов;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349
4. Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.02.2023, № 6, ст. 917
5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 04.08.2023) "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1316.
6. Постановление Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 (ред. от 23.01.2023)"О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2030 годы)" // Собрание законодательства РФ, 16.04.2018, № 16 (Часть II), ст. 2374
7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 05.01.2024) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, № 42, ст. 4109,
Специальная литература:
8. Белогорцева Пешкова, Х. В. Финансово-правовые аспекты деятельности ФСИН РФ России / Х. В. Белогорцева Пешкова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2023. – № 5(252). – С. 14-25.
9. Горбунова, М. М. ФСИН РФ России в системе правоохранительных органов: актуальные направления деятельности / М. М. Горбунова, П. И. Орлова // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. – 2023. – № 3(37). – С. 5-9.
10. Макарова, Е. А. Правовое регулирование административной деятельности исправительных учреждений / Е. А. Макарова // Студенческий вестник. – 2023. – № 2-4(241). – С. 23-26.
11. Мирошниченко, Е. А. О развитии системы исправительных центров ФСИН РФ России / Е. А. Мирошниченко, В. И. Огородников // Флагман науки. – 2023. – № 10(10). – С. 651-658.