Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с развитием сервисов и технологий представления государственных и муниципальных услуг в современной России. Современные условия требуют высокого уровня информатизации среды государственного и муниципального управления. Каждое государственное и муниципальное образование должно обладать минимальным набором информационных атрибутов для эффективного управления. Организация работы органов государственного управления и местного самоуправления на основе информационно-коммуникационных технологий является приоритетом в программе недвижимости
С появлением общегосударственных задач по оптимизации процессов предоставления услуг, подготовки документов и всеобщей цифровизации экономики, стандарты и технологии предоставления государственных и муниципальных услуг сильно изменились и сегодня российские сервисы в этом отношении не уступают аналогичным сервисам в развитых странах. Наиболее значимым сервисом является система «Мои документы», которая создавалась с целью упрощения взаимодействия граждан с органами местного и регионального самоуправления, сервисами недвижимости, медицины, страхования и ЖКХ. Современные стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг в России имеют существенный рост как в отношении нормативной базы, так и в отношении технических и информационных возможностей. Тем не менее система нуждается в постоянном улучшении и развитии. Несмотря на то, что система используется уже около 10 лет, она постоянно подвергалась изменениям и в нынешнем виде уже существенно отличается от образца 2013-2014 года.
Исследованию данной темы посвящены работы авторов: Антошин, В. А. , Ануфриева, А. А. , Васильева, В. М. , Восколович, Н. А. , Гаврилов, А. М. , Гришина, Д. А. , Коломеец, А. И. , Овчинникова, Т. А. , Султанова, Л. Н., Уваров, Д. В. , Шаталова О.И.
Объект исследования – государственные и муниципальные услуги. Предмет исследования – стандарты и средства оказания государственных и муниципальных услуг.
Целью исследования является анализ и совершенствование стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические положения предоставления государственных и муниципальных услуг, нормативную базу для России
2. Проанализировать стандарты и способы предоставления государственных и муниципальных услуг
3. Рассмотреть механизмы совершенствования стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, бизнес-аналитики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Понятие государственных и муниципальных услуг
В последнее время государственная политика уделяет особое внимание качеству и доступности государственных услуг. При этом роль и значение этих услуг в повседневной жизни общества стремительно растет. Для достижения показателей при оказании государственных услуг, которые были установлены Президентом РФ в майских указах 2012 года, Правительством РФ разработан и реализуется единый комплекс мер, направленных на оптимизацию механизма оказания государственных услуг исполнительными органами государственной власти в связи с введением нового принципа оказания государственных услуг - принципа «одного окна» [13]. В целях реализации данного принципа, являющегося одним из способов повышения качества и доступности государственных услуг, в настоящее время во всех регионах России реализуются меры, направленные на создание соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры для повышения вероятности приобретения заявителями государственных услуг в электронном виде. Масштабный проект - это также организация сети центров оказания государственных и муниципальных услуг. Между тем, несмотря на то, что внедрение и функционирование многофункциональных центров в субъектах РФ имеет ряд следующих преимуществ для заявителей: получение государственных и муниципальных услуг становится более доступным, сокращается срок их получения, сводится к минимуму количество документов, необходимых для получения госуслуг и т.д., для государства создание и организация деятельности МФЦ связаны с решением задач, требующих оперативных и своевременных мер [8].
Интерес к проблемам оказания государственных и муниципальных услуг возник в связи с распространением в 80-90-е годы понятия «сервисное государство. За последние десятилетия в разных странах мира накоплен значительный опыт оказания государственных и муниципальных услуг, систематизированы требования к регулированию оказания услуг, качеству предоставляемых услуг и обслуживания, оптимизировано количество сервисов, решены многие проблемы взаимодействия, и решены вопросы взаимодействия органов власти при оказании государственных услуг. Все это формирует основу для теоретического понимания проблем оказания государственных и муниципальных услуг и способствует выработке практических рекомендаций по совершенствованию сервиса [8].
Функционирование органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления во многом связано с оказанием различных услуг юридическим и физическим лицам [14].
Термины «государственные услуги» и «муниципальные услуги» не имеют аналогов в концептуальном и терминологическом поле мировой практики. Большинство исследователей ориентируются на термин «государственная служба», основывая свои аргументы на том, что государственные услуги направлены на удовлетворение общественных интересов [10].
Когда речь идет о толковании слова «услуга», следует сначала ознакомиться с экономическим содержанием этого понятия. В современном экономическом словаре услуга определяется как «вид деятельности, работа, в ходе которой не создается новый, ранее несуществующий материальный продукт, а меняется качество уже существующего, созданного продукта». Это выгода, предоставляемая не в виде вещей, а в виде деятельности "[13].
По мнению М. Д. Дуганова, простой сервис - это «набор унифицированных, технологически завершенных процедур, которые нельзя или не следует подразделять на более мелкие сервисные компоненты» [7].
Термин «услуга» не является новым для законодательства. Он обозначает способ удовлетворения потребностей юридических лиц и граждан. Служба трактуется в Конституции РФ как вид материальной деятельности (ст. 8, 74). В Гражданском кодексе РФ услуга считается объектом гражданских прав (статьи 128, 129 Гражданского кодекса РФ) [1].
По закону определение социальных услуг дано в параграфе 1 Статьи 2 Федерального закона от 27.06.2010 № 210-ФЗ «О регулировании оказания государственных и муниципальных услуг»: «государственная служба, обеспеченная федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органами местного самоуправления в осуществлении определенных государственных властей, делегированных федеральными законами и законами субъектов РФ». «В данном случае действия имели отношение к внедрению функций в соответствии с федеральным органом исполнительной власти, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления в осуществлении определенных государственных властей, делегированных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществлена по требованию заявителей в полномочиях тел, предоставляющих социальные услуги, установленные регулирующими юридическими актами РФ и регулирующими юридическими актами субъектов РФ» [13].
Следовательно, государственная служба может быть определена, как деятельность государства, представленного его компетентными органами, осуществляя определенную функцию, у которой есть отдельная цель, последствием которой выступает удовлетворение потребностей конкретного гражданина (человек) или организация (юридическое лицо, юридическое лицо), а также приобретение льгот для них.
Государственная служба, а также, в сущности, любое действие правительственного органа, который она должна выполнить относительно регулирования или гражданина, все, на что получатель имеет право, согласовано законом. Для того, чтобы по закону потребовать от государства: выпуск паспорта, постановки на биржу трада, регистрация брака, предоставление субсидий, извлечения, свидетельства, регистрация сделок недвижимости, регистрация средств массовой информации, а также информация, консультация, рассмотрение заявлений, давая объяснения; другие типы услуг [8].
Понятие «обслуживания» не в новинку для законодательства. Это означает способ удовлетворить потребности граждан и юридических лиц. В Конституции РФ это определено как тип существенной деятельности (Статья 8) [1]. Сегодня, понятие «обслуживания» найдено во множестве разделов законодательства, но чаще всего в гражданском смысле (как продукт, работа или обслуживание). Исторически, термин «Государственная услуга» не был использован в советском законодательстве, хотя услуги, предоставленные гражданам, были не чем иным как социальными услугами (медицинское обслуживание, службы образования, библиотеки и музеи). Понятие «социальных услуг» использовалось в России с тех пор приблизительно 2005 с началом административной реформы [10].
Понятие «муниципального обслуживания» определено похожим способом. Муниципальное обслуживание, как понимают, деятельность, которую осуществляют органы местного самоуправления, который выполнен по требованию заявителей в полномочиях тела, предоставляющего муниципальные услуги, чтобы решить вопросы о местной важности, установленной в соответствии с Федеральным законом «Об Общих принципах Местного самоуправления» от 6 10. 2003, № 131-ФЗ [10].
Можно отметить, что Указ президента РФ объединяет понятие функций и услуг, то есть, предоставление социальных услуг понято как отдельная функция федерального органа исполнительной власти, среди других функций - принятие регулирующих юридических действий, контроля и наблюдения в установленной сфере и управлении государственной собственностью. Так, из определения, данного вышеупомянутым Указом президента РФ, могут быть определены следующие особенности оказания социальных услуг:
– исполнение государственной функции;
– социальные услуги предоставлены в областях, установленных федеральными законами (образование, здравоохранение, и т.д.);
– стоимость услуг отрегулирована государством (бесплатно или в государственных тарифах), то есть, они не регулируются законами о рынке;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антошин, В. А. Оценка основных проблем предоставления государственных и муниципальных услуг в Многофункциональных центрах города Екатеринбурга / В. А. Антошин, И. С. Тарбеева // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2020. – № 1(31). – С. 125-130.
2. Ануфриева, А. А. Социально значимые государственные (муниципальные) услуги: понятие, признаки и стандарты качества / А. А. Ануфриева, Н. А. Липкина // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 4. – С. 78-94.
3. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
4. Воронина, Л. И. Совершенствование регламентации оказания муниципальных услуг / Л. И. Воронина, С. Н. Костина, М. В. Кукарцева // Российский юридический журнал. – 2017. – № 2(113). – С. 55-63.
5. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
6. Гаврилов, А. М. Административные регламенты и стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг / А. М. Гаврилов, Е. В. Владимирская // Марийский юридический вестник. – 2019. – № 2(21). – С. 73-74.
7. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
8. Гришина, Д. А. Государственные и муниципальные услуги как разновидность публичных услуг: понятие и сущность / Д. А. Гришина // Наука и образование в XXI веке. Advanced science and open innovation. Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации : материалы IIII и III и XI Международных научно-практических конференций– Томск -2020. – С. 126-136.
9. Коломеец, А. И. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг: преимущества и проблемы создания / А. И. Коломеец, Е. В. Хадыкина // Инновационное развитие современной юридической науки : материалы II ежегодных научных чтений, посвященных памяти профессора А. П. Лончакова– Хабаровск - 2018. – С. 201-207.
10. Овчинникова, Т. А. Понятие государственных и муниципальных услуг, принципы их предоставления / Т. А. Овчинникова, З. С. Романова // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 265-272.
11. Султанова, Л. Н. МФЦ-новый вид взаимодействия государства и населения / Л. Н. Султанова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 6(45). – С. 701-704.
12. Уваров, Д. В. Механизм стандартизации в процессе создания эффективной системы оказания государственных услуг / Д. В. Уваров // Гармонизация права в современном мире: проблемы и перспективы (к 75-летию создания ООН): Сборник статей XVI Всероссийской научно-практической конференции, Курск - 2020. – С. 148-154.
13. Хасан С. Х. Нормативная законодательная база, регламентирующая оказание государственных услуг // Технологии XXI века в юриспруденции: мат-лы Третьей междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 21 мая 2021 года) / отв. ред. Д. В. Бахтеев. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2021. С. 278–281
14. Черкасова, М. А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт / М. А. Черкасова // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – С. 177-181.
15. Шаталова О.И. Пути совершенствования предоставления электронных услуг региональными органами власти / О. И. Шаталова, Е. А. Величенко, Е. П. Лебедева [и др.] // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. – 2020. – № 2(54). – С. 9.